Автотехническая экспертиза при ДТП в 2019 году: когда назначается, порядок проведения, кто оплачивает

Когда назначается автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза считается обязательным условием судебного разбирательства в делах о ДТП. Кроме того, на проведении комплекса этих исследований частенько настаивают страховые компании, которые нанимают соответствующих специалистов для того, чтобы определить точный размер компенсации, на которую может рассчитывать пострадавший.

Стоит заметить, что экспертиза может быть назначена практически на любой стадии расследования. Как правило, изначально при передаче дела на рассмотрение в судебные инстанции судом определяется обязательное прохождение экспертной комиссии. И только основываясь на результатах, которые предоставят суду эксперты, может быть принято окончательное решение.

Важно! В случае несогласия с итогами экспертной проверки, стороны конфликта имеют полное право подать жалобу и добиться назначения повторной независимой проверки. Также это осуществимо в той ситуации, когда одна из сторон-участников конфликта подозревает экспертов в предвзятости.

Предназначение автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза – это подробное научно-техническое исследование всех деталей ДТП, которое должно проводиться специалистами. Это очень сложная процедура, которая требует наличия у экспертов знаний в области юриспруденции, психологии, медицины, криминалистики, технического устройства транспортных средств, эксплуатации автомобильных дорог и организации дорожного движения.

Цель экспертизы

Очень важно чётко представлять, что устанавливает экспертиза, то есть ее задачи.

фото2

Эксперты должны ответить на вопросы следствия о том, какие факторы привели к аварии. В их задачи не входит установление виновного лица и определение степени вины, поскольку это может решить только суд. Однако обнаруженные в ходе экспертизы детали позволяют следователям выявить виновника, определить смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также масштабы причинённого вреда.

Вопросы для автотехнической экспертизы имеют диагностический характер, поэтому их можно сформулировать следующим образом:

  • систематизация и анализ всех факторов, имеющих отношение к ДТП (техническое состояние машины, параметры её движения, состояние дорожного покрытия и многое другое);
  • установление имевшихся возможностей предотвращения ДТП его участниками;
  • выявление факторов, которые могли способствовать возникновению аварийной ситуации, а также их обоснование теоретическим и экспериментальным путём;
  • оценка поведения участников ДТП в момент его совершения.

Необходимость в проведении экспертизы появляется в случае спорной ситуации, когда без специальных исследований не представляется возможным выявление точных причин аварии, виновных лиц и масштабов имущественного вреда. Основанием для этой процедуры может служить и несогласие одного из участников с выводами следствия или с предъявленными обвинениями.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП

Несмотря на то, что ГПК РФ предусматривает возможность заявления устных ходатайств, прошение о назначении экспертизы подается только в письменном виде. Мало заявить о необходимости автоэкспертизы. В ходатайстве сторона должна определить примерный список вопросов, а также предложить экспертное учреждение.

Подать заявление с просьбой о назначении экспертизы может любая сторона по делу.

Остальные участники судопроизводства вправе предлагать свои вопросы, высказывать пожелания по определению бюро для ее проведения.

Окончательный список вопросов и выбор учреждения либо конкретного лица подготавливает суд.

Автотехническая экспертиза при ДТП в 2019 году: когда назначается, порядок проведения, кто оплачивает

По ходатайству стороны выносится определение с указанием оснований для проведения экспертизы, вопросов, подлежащих разрешению, наименования специального учреждения. Суд определяет срок проведения оценки.

Цель экспертизы

Для того чтобы экспертиза была проведена, необходимо ходатайствовать об этом. Стоит отметить, что на этом этапе лучше всего привлекать квалифицированных адвокатов, которые помогут составить правильный иск и инициируют начало экспертной проверки.

Первая экспертиза назначается, как правило, судом, однако в половине случаев участники ДТП не выражают доверие к ее результатам, и вынуждены настаивать на проведении повторной независимой оценки.

Для того чтобы подать ходатайство о проведении повторной оценки, необходимо изначально сформулировать причину, по которой она должна быть проведена еще раз. Без обоснования суд может отказать в назначении экспертизы. Количество экспертиз не ограничивается по закону, и потому каждый участник ДТП вправе подавать ходатайство неограниченное количество раз.

Для того, чтобы избежать появления нестыковок и мелких ошибок, рекомендуется привлечь к процессу квалифицированного автоюриста. Несмотря на то, что образец ходатайства можно найти практически повсеместно, правильно его заполнить бывает проблематично.

О том, что ходатайство о повторной экспертизе намеревается быть проведенным, необходимо сообщить оппоненту по судебному процессу и страховой компании. Таким образом, уведомление о назначении независимой экспертизы должно быть минимум в трех экземплярах.

Кто может ходатайствовать проведение?

В случае серьезного ДТП крайне важно определить все обстоятельства, которые в совокупности привели к трагедии. В этом существенную помощь окажет автотехническая экспертиза. Как и любая процедура подобного характера, она требует особого внимания и проводится с учетом некоего порядка действий:

  1. Исследование обстоятельств аварийной ситуации.
    На этом этапе определяется вина и невиновность всех участников ДТП, и кроме того, эксперт дает однозначные ответы на вопросы технического характера. Это означает, на первом этапе экспертизы эксперт предоставит информацию относительно технического состояния машин на момент столкновения, их скоростного режима и т.д. Кроме того, будут рассмотрены возможности избегания ДТП с учетом технических показателей.
    Параллельно устанавливаются еще некоторые моменты, среди которых:
    — определение действий или бездействия водителя;
    — исследование причин возникновения опасной зоны;
    — удаленность участников ДТП друг от друга на момент аварийного столкновения.
  2. Оценка технического состояния автомобилей.
    Эта часть исследования является обязательной, и зачастую может пролить свет на обстоятельства ДТП, если они связаны с неисправностью машины и ее отдельных компонентов. В процессе этого этапа будут исследованы:
    — дефекты и повреждения машины, которые присутствовали на момент ДТП;
    — повреждения, которые были нанесены автомобилю в результате столкновения;
    — экспертная оценка всех элементов двигательной системы, приборов и кузова, а также обследование коробки передач.
  3. Трасологическое исследование.
    Обследование следов автомобилей на месте аварии позволяет восстановить события в период ДТП и помогает определить движение автомобилей и их расположение по отношению друг к другу и другим участникам аварийной ситуации. Исследование этого типа не предусматривает выезд на место столкновения, и экспертиза проводится на основании наличных фотографий и видеосъемки.

    Важно! Эксперт не вправе собирать базу для исследования самостоятельно, эта обязанность возлагается на заказчика.

  4. Инженерно-психологическое обследование.
    Во время проведении экспертных мероприятий, в обязательном порядке специалисты будут изучать состояние психики водителя. Причем изучение будет касаться не только поведения автовладельца на момент ДТП, а и после него. Эта составляющая экспертизы является важной, и зачастую способна оказать существенное воздействие на результаты общего исследования.
Прочитайте также:  Увольнение за невыполнение плана продаж судебная практика

Автотехническая экспертиза при ДТП в 2019 году: когда назначается, порядок проведения, кто оплачивает

Если в процессе проверки будет выявлено, что водитель мог избежать аварии, но не сделал этого по какой-либо причине, то он может быть признан виновным в судебном порядке. И итогом этого решения станет лишение прав на определенный срок, который будет зависеть о степени тяжести аварии.

Проведение автотехнической экспертизы может быть инициировано по ходатайству следственных органов ещё при проведении расследования для выявления всех деталей происшествия и восстановления полной картины произошедшего. Однако она может быть назначена и судьёй уже во время рассмотрения дела. Ходатайство о проведении экспертизы также может подать один из участников ДТП (как виновная, так и пострадавшая сторона) или его адвокат.

Подать ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП любая из сторон может ещё до рассмотрения дела в суде. Специального бланка этого документа нет, поэтому составить его можно в свободной форме, но соблюдением следующих требований:

  1. В начале документа указать наименование суда, куда подаётся ходатайство.
  2. Обязательно наличие номера уголовного или гражданского дела, персональных данных истца и ответчика.
  3. Перечислить все обстоятельства, которые нужно подтвердить или опровергнуть.
  4. Составить список вопросов, требующих ответа квалифицированных технических или других специалистов.
  5. Указать наименование экспертной организации.
  6. Назвать лицо, которое будет оплачивать данную процедуру.

Примерная структура ходатайства представлена в следующем образце.

Автотехническая экспертиза – серьёзная процедура, которая может оказать существенное влияние на решение суда, дальнейшую судьбу виновника аварии и размеры возмещения вреда для пострадавшей стороны. Проводить ее могут центры судебной экспертизы Минюста РФ, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие таким правом и работающие на коммерческой основе.

Сотрудники экспертной организации или индивидуальный предприниматель должны быть аттестованы в качестве эксперта-техника Межведомственной аттестационной комиссией. В случае принятия решения о проведении технического исследования обстоятельств аварии необходимо первую очередь обратить внимание на аккредитацию специалиста.

Кто оплачивает?

Вполне естественно, что автотехническая экспертиза является платной услугой, и зачастую возникает вопрос, кто же обязан ее оплачивать. Законодательство на этот вопрос четкого ответа не дает, однако чаще всего плата за проведение комплекса оценочных работ накладывается на виновника аварийной ситуации.

Судебная экспертиза может быть проведена за счет любой из сторон конфликта. Однако при этом допускается дальнейшее возмещение расходов на проведение проверки в пользу пострадавшего. Таким образом, несмотря на то, что будет оплачивать экспертизу, в случае определения его невиновным он может стребовать возврат денежных средств с виновника дорожного происшествия.

То же самое касается и независимой экспертизы. Оплачивать ее возьмется та сторона, которая инициировала повторную проверку, и в случае определения невиновности можно будет подать дополнительный иск о взыскании с виновника аварии расходов на проведение оценки.

фото3

Обязанность по оплате автоэкспертизы возлагается на лицо, заявившее ходатайство о ее проведении. В определении судья указывает оплачивающую сторону.

По результатам рассмотрения дела возмещение расходов на проведение оценки возлагается на проигравшую сторону.

Прочитайте также:  Обжалование определения суда о назначении экспертизы

Стоимость зависит от следующих факторов:

  • марка автомобиля;
  • его размеры;
  • степень повреждения;
  • количество поставленных на разрешение вопросов.

Если выводить среднюю цену оценки, то она будет в районе 10000-15000 руб.

О сроках

В законодательном порядке сроки проведения автотехнической экспертизы не регламентируются, но на практике вся процедура обычно занимает 4-5 дней. При сильной загруженности специалистов на проведение исследований может потребоваться больше времени. На сроки получения результатов экспертизы влияют следующие факторы:

  • состояние транспортного средства после ДТП;
  • необходимость в проведении дополнительных тестов и более детальных исследований;
  • срок давности происшествия;
  • загруженность специалистов – один из распространённых факторов, от которого зависит проведение автотехнической экспертизы после ДТП.

Вопросы, которые решает

Первостепенной задачей автотехнической экспертизы при ДТП является оказание непосредственной экспертной помощи при расследовании обстоятельств, а также причин дорожного происшествия любого характера. Этот комплекс мероприятий, в результате должен предоставить ответы на некоторые вопросы, которые можно условно разделить на 3 блока:

  1. Вопросы технического характера. В процессе работы над оценкой обстоятельств и причин ДТП эксперт будет обязан обследовать техническое состояние автомобиля, сверив его с исходными данными. Также эксперт должен будет выяснить основные показатели транспортного средства в период столкновения. В частности, должна быть определена скорость, с которой автомобиль двигался на момент аварии и прочие физические характеристики.
  2. Вопросы, которые напрямую затрагивают анализ действий автомобилиста. С точки зрения последовательности и правильности эксперт оценивает, насколько водитель использовал все правила и предосторожности ПДД при попадании в аварийную ситуацию. Это поможет определить, нарушил ли водитель правила движения, и не произошла ли авария исключительно по его вине. Параллельно будет дан ответ на вопрос, можно ли было избежать опасной ситуации на дороге, и что для этого сделал водитель.
  3. Вспомогательные вопросы. Этот комплекс вопросов тщательно изучает состояние дорожной инфраструктуры на момент опасной ситуации на дороге. Не секрет, что некоторые аварии происходят из-за причин, которые не связаны с людским фактором. Среди таковых состояние автодорожного покрытия, наличие ограничительных знаков и светофоров на дороге. Кроме того, в этом блоке вопросов будут даны ответы и на все данные, которые связаны с погодными условиями. То есть, не могла ли главной причиной аварии стать неудовлетворительная погода, например, сильный туман или обильный снегопад и гололедица.

Заключение эксперта дает объективную оценку тем техническим параметрам и процессам, в которых стороны не являются специалистами.

Исследование обстоятельств аварии позволяет установить полную картину происходящего как во время ДТП, так и до его совершения. Специалист анализирует действия водителя, параметры движения транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия. Заключение помогает определить виновника столкновения, а также нарушенные им ПДД.

Диагностика технического состояния автомобиля определяет повреждения, причиненные в конкретной аварии.

При этом она устанавливает недостатки автомобиля, существовавшие до ДТП.

Определяет, сколько будет стоить восстановление автомобиля до его первоначального состояния.

Трасологическое исследование предполагает определение событий аварии по следам. Эксперт устанавливает траекторию движения транспорта, его положение по отношению к остальным участникам столкновения.

Инженерно-психологическая экспертиза помогает установить виновника. Это осуществляется путем анализа психического состояния участников. Специалист проверяет, мог ли водитель предотвратить аварию, предприняв некоторые действия.

Стоимость процедуры

При подаче ходатайства на автотехническую экспертизу следует учесть, что стоимость процедуры будет зависеть от вида исследования, на проведении которого вы настаиваете. На цену влияет также количество вопросов, на которые нужно ответить экспертам. Минимальная стоимость услуг эксперта-техника составляет 5-8 тысяч рублей. При необходимости проведения дополнительных тестов или более глубокого исследования стоимость может достигать 50 тысяч рублей.

Обычно это следователь, судья, прокурор или истец. В первых трёх случаях все расходы покрываются за счёт государства. Истец вправе через суд взыскать стоимость процедуры с ответчика. Но эти требования удовлетворят только в случае, если решение будет принято в пользу истца.

Как она проводится?

фото4

На момент рассмотрения дела о ДТП в суде, заказать экспертизу могут как судьи и следователи, так и участники процесса. Однако к специалистам, которые будут работать над исследованием, предъявляются некоторые требования.

  1. Специалист должен иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности. Кроме того, он должен быть готов к тому, чтобы предоставить подтверждение своей квалификации и персональный идентификатор.
  2. Специалист должен иметь профильное образование, которое позволит ему тщательным образом провести исследование.
  3. Экспертизу не могут осуществлять сервисные центры, в который автомобиль ремонтировался до ДТП. Это объясняется тем, что в подобной ситуации они будут заинтересованными лицами, и результаты их исследования будут неточными.
  4. Эксперт должен быть абсолютно нейтральным и не имеет права занимать чью-либо сторону в процессе конфликта.

Стоит отметить, что основным требованием к эксперту будет наличие лицензии от Минюста и персонального идентификатора. Наличие этих документов подразумевает тот факт, что специалист обладает всеми необходимыми навыками и умениями, и может это подтвердить.

Прочитайте также:  Важна ли прописка при регистрации брака

Обязанности эксперта четко прописываются в условиях соглашения с ним, которое подписывает и заказчик. И в случае обнаружения недостаточно квалифицированной работы, заказчик может опротестовать результаты исследований и принудить эксперта к повторной оценке.

Российское законодательство регулирует экспертную деятельность, обязывая учреждения получать лицензии у контролирующих органов. Проведение автотехнического анализа для суда осуществляют только сертифицированные организации. В противном случае заключение не может быть принято судом.

Сервисный центр, обслуживающий автомобиль на постоянной основе, не может проводить техническую экспертизу, поскольку признается заинтересованной стороной. Аналогично не может проводить исследование по заданию суда независимый эксперт, сотрудничающий с конкретной страховой компанией.

Порядок осуществления экспертизы регламентирован специальным пособием ВНИИСЭ. Это стандарт действий экспертов, определенный Минюстом РФ. В нем прописан каждый шаг эксперта при проведении отдельного вида исследования.

Порядок проведения

После назначения экспертизы суд подготавливает полный пакет документов для предоставления его в бюро. Эксперт не может самостоятельно выбирать материалы для исследования, поэтому ему изначально нужно предоставить все необходимое. Это материалы административного дела, предыдущие технические исследования и акты осмотра, фотографии, сам автомобиль.

Если автомобиль не восстановлен, он должен быть предъявлен к осмотру, и эксперт вызывает обе стороны. Если машина отремонтирована либо нет необходимости определять ущерб, анализируются документы.

Тщательно изучив предоставленные материалы, эксперт пишет заключение. Это конечный документ, в котором излагается результат, полученный специалистом.

Далее материалы дела вместе с оценкой направляются в суд для дальнейшего рассмотрения.

Конкретный период, в который должно быть сделано заключение, законом не определен. Суды дают примерный срок на осуществление всех необходимых действий – месяц. Само проведение осмотра автомобиля занимает небольшое количество времени, от одного дня до недели.

Основная часть работы, исследование обстоятельств и составление заключения занимают наибольший период времени. Общий срок зависит от степени загруженности экспертного учреждения.

Оценка ущерба

Существуют виды заключений, которые должны ответить не только на вопросы об обстоятельствах ДТП, но и определить размер причиненных транспортному средству повреждений.

Проведя осмотр машины, эксперт устанавливает перечень повреждений. Далее путем проведения исследований эксперт определяет, были ли они причинены в результате данного ДТП или уже имелись на момент его совершения. После проводит оценку затрат на их устранение.

Заключение

После проведения необходимых исследований эксперт выдает заключение. Этот документ состоит из нескольких частей. Во введении делается ссылка на образование проводившего лица, наличие квалификации, опыт в экспертном деле, а также кратко описываются обстоятельства получения материалов.

В основной части эксперт описывает, какие исследования проводились.

В заключении эксперт обязан ответить на все вопросы, поставленные судом. Нельзя пропускать ни одного. Если ответить на один из пунктов невозможно, эксперт указывает это в заключении.

фото5

При установлении судом неполноты технического исследования может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Заключение эксперта-техника

Результатом проведения комплексной автотехнической экспертизы является официальное заключение, которое эксперт оформляет в письменном виде и предоставляет заказчику и суду. Результат оценки оформляется в виде документа, который условно состоит из нескольких частей.

  1. Введение. Здесь находятся сведения о разъяснениях законных прав и обязанностей, и получения информации о даче ложных показаний и предоставлении неправомерных сведений.
  2. Исследование. В этой части подробно и развернуто аналитическое исследование обстоятельств ДТП. В этой части документа эксперт должен описать исследовательский комплекс работ, которые были им проведены, расписать выбранные им методики и указать все ГОСТы и технические условия, которые были затронуты в процессе проверки.
  3. Заключение. В этой части итогового документа эксперт делает окончательные выводы относительно характеристики ДТП и предоставляет развернутые ответы на все вопросы, которые в процессе исследования интересовали заказчика.

Важно! Законодательство не регламентирует сроки проведения экспертизы.

В среднем, на проведение комплексной оценки специалисту достаточно от 1 до 3 дней, но чаще всего сроки будут увеличены, особенно в тех случаях, когда у него имеется сразу несколько заказчиков одновременно. На практике все будет зависеть от загруженности специалиста.

После проведения всех необходимых исследований эксперт-техник в письменном виде предоставляет заключение автотехнической экспертизы заказчику процедуры и суду. Документ должен состоять из следующих частей:

  1. Введение: разъяснение законных прав участников ДТП, их обязанностей и ответственности за предоставление ложных сведений.
  2. Исследование: развёрнутое описание обстоятельств ДТП. Эксперт-техник должен представить перечень проведённых работ, использованные методики, а также госты и технические условия, которыми он руководствовался при проведении процедуры.
  3. Заключение: окончательные выводы о причинах ДТП. Эта часть документа должна содержать подробные ответы на вопросы, имеющиеся в тексте ходатайства.

Выводы

Выявленные в ходе автотехнической экспертизы обстоятельства могут стать неоспоримым подтверждением виновности или невиновности участника ДТП, а также установить масштабы причинённого имущественного вреда. Эксперт несёт полную ответственность за представленную информацию в своём заключении. При необходимости его могут вызвать на судебное заседание для устного разъяснения результатов исследований, а также для получения ответов на возникшие вопросы прокурора, судьи или адвоката.

Полезное видео

Юридическая консультация онлайн

Сможете получить бесплатную консультацию прямо сейчас:

Мск 7 (499) 938 5119

Спб 7 (812) 467 3091

Фед 8 (800) 350 8363

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector