Какие права приписывает себе римский папа

В чём разница между статусом Папы Римского в католичестве и Патриарха в православии?

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Великий понтифик, [Патриарх Запада], Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни:

  • Episcopus Romanus
  • Vicarius Christi
  • Successor principis apostolorum
  • Caput universalis ecclesiae
  • Pontifex Maximus
  • [Patriarcha Occidentis]
  • Primatus Italiae
  • Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
  • Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
  • Servus Servorum Dei

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

  1. Глава и суверенСвятого Престола,
  2. Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
  3. Суверен города-государства Ватикан.

Неформальное название «папа» происходит от греческого πάππας и означает то же, что в русском — «отец».

Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.

Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

13 марта2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.

Высшая власть в каждой из православных церквей во всех вопросах принадлежит только Собору епископов. А каждый из Патриархов (глав одной из поместных церквей), к примеру, Константинопольской, ничем не превосходит Патриарха другой церкви, скажем, Грузинской.

Патриархом осуществляется оперативное управление Церковью по текущим вопросам, при этом считается, что в глобальном смысле он не вмешивается во внутреннюю жизнь епархий. Некоторые эксперты отмечают, что патриаршество, не принижая его значимости, по форме можно считать своего рода «административной» должностью с особыми полномочиями.

А вот католическая церковь, в свою очередь, учит, что Папа Римский – не просто епископ Рима, но преемник первоверховного апостола и Наместник самого Христа. Папа, как Римский Первосвященник, имеет над Церковью полную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Папа – это гарант и основа единства католической церкви.

Иными словами, католичество невозможно и немыслимо без Папы Римского.

Подробнее о разнице между Папой и Патриархом – здесь {amp}gt;{amp}gt;

Католики учат, что Христос наделил Папу Римского благодатным даром безошибочности (непогрешимости) в вопросах веры и нравственности.

Но важно понимать: догмат о папской непогрешимости, принятый на первом Ватиканском соборе в 1870 году, не подразумевает того, что Папа Римский лично становится безгрешным. Никто не говорит о том, что в поступках папы якобы не может быть свойственной человеку ошибки. Дело в том, что с точки зрения католической догматики, высказывания Папы Римского являются безошибочными только в случае, если понтифик делает их по вопросам вероучения – и только в официальном порядке!

То есть речь идёт исключительно о вероучительных посланиях, приговорах и декретах. Они действительно не подлежат обжалованию и отмене, апелляции на них подать нельзя и т. д. С 1870 года единственным эпизодом, когда, как считают католики,  папа проявлял этот дар, было объявление догмата о телесном вознесении Божией матери в 1950 году.

Какие права приписывает себе римский папа

Безошибочностью обладает и католический Собор епископов, но при условии единства с папой. Отметим: православная традиция не признаёт ни за Собором, ни за Патриархом безошибочности или непогрешимости.

Во многих словарях, энциклопедиях и СМИ титул понтифика пишут по-разному: «Папа Римский», «папа римский», «папа Римский» и даже «Папа римский». При этом сами филологи до сих пор не пришли к консенсусу, как писать этот титул правильно.

В Русском орфографическом словаре РАН 2004 года выпуска говорится, что писать титул понтифика при официальном титуловании нужно с большой буквы – «Папа Римский». В «Справочнике по правописанию, произношению и литературному редактированию» Розенталя также говорится, что именно это написание – правильное.

В то же время в справочнике «Орфография и пунктуация» Валгиной и Светлышевой (2002 год) сказано, что «папа римский» пишется со строчной буквы всегда. Складывается впечатление, что со строчных букв чаще пишут СМИ c активной «светской» позицией; с другой стороны, в религиозных справочниках употребляется написание с заглавных букв.

Светская власть папы

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью.

Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.

Прочитайте также:  Подают ли быстроденьги в суд на должников

Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Своде юридических канонов» (лат. Corpus Juris Canonici). Наиболее часто используемым его вариантом было лейпцигское издание 1876—1884 годов.

Свод законов, вступивший в силу 19 мая1918 года, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 году папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Кодекс канонического права» (лат. Codex Juris Canonici). 27 мая1917 года папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал.

Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).

Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.

Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся Церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе, либо путём провозглашения его папой с амвона (лат. ех cathedra — с кафедры). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, и оглашаемые папой с амвона) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей Церкви и непогрешимые (лат. infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными (догмат о безошибочности папы).

Папа наделён высшей судебной властью в Церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых.

Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа — залог единства Церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.

Папа — глава государстваВатикан.

До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области, а до 1791 года и незначительных территорий современной Франции — Конта-Венессена и Авиньона.

В 756 годуфранкскийкорольПипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью ромейских императоров.

Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».

Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как «Диктат папы» (лат. Dictatus рарае), изданный в 1075 году.

Для укрепления власти Ватикана папы нередко использовали отлучение от церкви. Так в XI веке папы отлучали от церкви многих ведущих монархов, потом миловали и снова отлучали. Как минимум один раз были отлучены папой от церкви германский король Генрих IV, король Франции Филипп I, король Англии Гарольд, византийский император Алексей I Комнин и норманнский герцог Роберт Гвискар[12].

Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление церковью.

Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.

Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Corpus Juris Canonici» («Свод юридических канонов»). Наиболее часто используемым его вариантом было, пожалуй, лейпцигское издание 1876—1884.

Свод законов, вступивший в силу 19 мая1918, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Codex Juris Canonici» («Кодекс канонического права»). 27 мая1917 папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права» («Codicis Juris Canonici Fontes», Рим-Ватикан, 1923—1929, тт. 1-7 — ред. П. Гаспарри, тт. 8-9 — ред. Шереди).

Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).

Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборыкатолической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.

Прочитайте также:  Найти виновника дтп по номеру машины

Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе либо путём провозглашения его папой ех cathedra (с кафедры, амвона). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870, и оглашаемые папой ex cathedra, — См.

Папа наделён высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые.

Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства католической церкви. Поскольку папа — залог единства церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора, его заседания приостанавливаются до выборов нового папы.

Папа — глава государстваВатикан.

До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области.

В 756 году франкскийкорольПипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью Ромейских императоров.

Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».

Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как Диктат папы (Dictatus рарае), изданный в 1075 году.

История

В первые века христианства название папа (др.-греч.πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами[3]. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.

Список римских пап

Какой статус приобретает понтифик в случае отречения?

Папа Римский после процедуры отречения возвращается в число кардиналов. Он не становится, например, «папой на покое» (по аналогии, к примеру, с существующим у восточнокатолических церквей понятием «патриарх на покое»).

Подробнее о самой процедуре отречения папы от престола – здесь {amp}gt;{amp}gt;

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик;

Какие права приписывает себе римский папа

при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы, имеющие сан священника. Последним папой не из кардиналов стал Урбан VI в 1378 году. Последним папой, не бывшим на момент избрания священником, стал Лев X в 1513 году (он был т. н.

Имя папы

Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать этого не обязан.

Отречение

Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является его добровольность. Отречение Римского папы регулируется каноном 332, параграфом 2 Кодекса канонического права, где упоминается, что «нет необходимости в том, чтобы кто-либо принимал это отречение»[6].

Папа Бенедикт XVI 11 февраля 2013 года объявил[7] о решении отречься от Римского престола в 20.00 28 февраля 2013 года[8], до него последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья.

Sede Vacante

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

После того как камерленго официально удостоверит смерть папы (или после того как вступит в силу отречение), начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.

Литература

  1. Енё Гергей. История папства
  2. Самуил Лозинский.История папства.
  • Гергей Ёне.История папства / Пер. с венгр. О. В. Громова. — М.: Республика, 1996. — 464 с. — ISBN 5-250-01848-3. [Ориг. изд.: Gergely Jeno. A papasag tortenete. Budapest, 1982.]
  • Готлиб А. Г., Конский П. А.Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Григулевич И. Р.Папство. Век XX. — М.: Политиздат, 1981. — 2-е изд., доп. — 532 с.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Лозинский С. Г.История папства. — М.: Политиздат, 1986. — 3-е изд. — 382 с.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
  • Brusher, Joseph S. Popes Through the Ages. — Princeton, N.J : Van Nostrand, 1959.
  • Chamberlin, E. R. The Bad Popes. — New York : Dial Press, 1969.
  • Dollison, John. Pope-pourri. — New York : Simon {amp}amp; Schuster, 1994. — ISBN 978-0-671-88615-8.
  • Maxwell-Stuart, P. G. Chronicle of the Popes: The Reign-by-Reign Record of the Papacy from St. Peter to the Present. — London : Thames and Hudson, 1997. — ISBN 0-500-01798-0.
  • Norwich, John Julius. The Popes: A History. — London : Chatto {amp}amp; Windus, 2011. — ISBN 978-0-7011-8290-8.
  • Barry, Rev. Msgr. John F. One Faith, One Lord: A Study of Basic Catholic Belief. — New York : William H. Sadlier, 2002. — ISBN 0-8215-2207-8.
  • Bokenkotter, Thomas. A Concise History of the Catholic Church. — New York : Doubleday, 2004. — ISBN 0-385-50584-1.
  • Chadwick, Henry (1990), «The Early Christian Community», in John McManners, The Oxford Illustrated History of Christianity, Oxford University Press, ISBN 0-19-822928-3 
  • Duffy, Eamon. Saints and Sinners, a History of the Popes. — Yale University Press, 1997. — ISBN 0-300-07332-1.
  • Durant, William James.The Story of Civilization. — New York : Simon {amp}amp; Schuster, 1950. — Vol. IV. The Age of Faith: A History of Medieval Civilization – Christian, Islamic, and Judaic – from Constantine to Dante, A.D. 325–1300. — ISBN 0-671-01200-2.
  • Durant, William James.The Story of Civilization. — New York : Simon {amp}amp; Schuster, 1957. — Vol. VI. The Reformation. — ISBN 0-671-61050-3.
  • Franzen, August. A History of the Church. — Herder and Herder, 1969.
  • Granfield, Patrick. The Limits of the Papacy: Authority and Autonomy in the Church. — New York : Crossroad, 1987. — ISBN 0-8245-0839-4.
  • Grisar, Hartmann. History of Rome and the Popes in the Middle Ages. — London : Kegan Paul, Trench, Trübner, 1912.
  • John Paul II, PopeUniversi Dominici Gregis (неопр.). Vatican Publishing House (22 February 1996).
  • Kelly, J. N. Oxford Dictionary of the Popes. — Prentice Hall, 1986. — ISBN 978-0-19-190935-1.
  • Kerr, William Shaw. A Handbook on the Papacy. — London : Marshall, Morgan {amp}amp; Scott, 1950.
  • Küng, Hans. The Catholic Church: A Short History. — Random House, 2003. — ISBN 978-0-8129-6762-3.
  • Loomis, Louise Ropes. The Book of the Popes (Liber Pontificalis): To the Pontificate of Gregory I. — Merchantville, New Jersey : Evolution Publishing, 2006. — ISBN 1-889758-86-8.
  • Noble, Thomas. Western Civilization. — Houghton Mifflin, 2005. — ISBN 0-618-43277-9.
  • Orlandis, José. A Short History of the Catholic Church. — Scepter, 1993. — ISBN 1-85182-125-2.
  • Pastor, Ludwig von. The History of the Popes, from the Close of the Middle Ages: Drawn from the Secret Archives of the Vatican and Other Original Sources. — London : J. Hodges, 1891–1930.
  • Walsh, James Joseph.The Popes and Science: The History of the Papal Relations to Science During the Middle Ages and Down to Our Own Time. — New York : Fordham University Press, 1908.

Ссылки

  • Медиафайлы по теме Папство с Викисклада.
  • Официальный сайт Святого престола (the Holy See)
  • Личные гербы пап римских
  • Список Пап и антипап

Примечания

  1. Официальное название — Дворец Сикста V.
  2. Первым епископом Рима, который стал употреблять титул «папа», был Сириций в 384 году.
  3. Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996. — 463 с.
  4. Некоторые периоды авторами могут объединяться в периоды большей продолжительности, даты периодов могут незначительно отличаться. Основные источники: Гергей, 1996; Ковальский, 1991; Лозинский, 1986.[⇨]
  5. ККП, канон 332, параграф 1
  6. ККП, канон 332, параграф 2
  7. Pope Benedict XVI announces his resignation at end of month (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 февраля 2013.Архивировано 11 февраля 2013 года.
  8. Pope Benedict XVI in shock resignation
  9. ККП, канон 331
  10. ККП, канон 333, параграф 3
  11. Codicis Juris Canonici Fontes, Рим-Ватикан, 1923—1929, Т. 1—7 / ред. П. Гаспарри; Т. 8—9 / ред. Шереди
  12. Франкопан, 2018, с. 37.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector