Медицинский контроль: права и обязанности работодателя

Права и обязанности работодателя в связи с медосмотрами

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров и психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.

Порядок расчета среднего заработка установлен ст. 139 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Однако если на момент прохождения предварительного медосмотра с претендентом на должность в организации еще не был заключен трудовой договор, то работодатель, приняв его на работу, не обязан оплачивать ему время, затраченное на медосмотр.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Хотя по общему правилу работодатель финансирует обязательные медосмотры работника, кандидат на должность или уже принятый на работу сотрудник вправе самостоятельно оплатить обязательный медосмотр. В этом случае работодатель впоследствии компенсирует ему понесенные расходы согласно представленным документам.

Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работника. Частота прохождения периодического медосмотра устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем в качестве такого акта может выступать не только сам Трудовой кодекс или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Более того, ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в случае необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Медицинский контроль: права и обязанности работодателя

Работодатель должен быть в курсе всех требований такого рода, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст. 212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть установленных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров.

Работник, не прошедший соответствующий медосмотр и приступивший к работе, согласно ст. 76 ТК РФ должен быть отстранен работодателем от работы. Более того, если по итогам предварительного медосмотра у кандидата, претендующего на ту или иную должность, выявлены медицинские противопоказания к выполнению данной работы, работодатель обязан отказать ему в заключении трудового договора. Обоснованность такого отказа подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 14.11.2007 N 83-Г07-7.

В период недопущения к работе и отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется. Однако, если работник не прошел обязательный медосмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Согласно ст. 214 ТК РФ прохождение обязательного предварительного и периодического медосмотра является обязанностью работника. Вместе с тем в ст. 219 ТК РФ указано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению.

Порядок проведения обязательных медосмотров утвержден Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии». Медосмотры могут осуществлять лечебно-профилактические организации любой формы собственности, имеющие соответствующую лицензию. Это означает, что при наличии лицензии организация вправе проводить медосмотры и в собственном медпункте.

По результатам медосмотра оформляется справка по форме N 086/у, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030. На работника, деятельность которого связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, заводится личная медицинская книжка, форма которой утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность.

Должностных лиц могут обязать уплатить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., юридических лиц — штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Отвечая на вопрос о том, обязан ли работодатель оплачивать ежегодный медосмотр работникам, отметим, что ст. 212 и 213 ТК РФ закрепляют в отношении периодических осмотров то же правило, что и в отношении осмотров при трудоустройстве.

Вывод. На вопрос, должен ли работодатель оплачивать медосмотр, законодатель отвечает, что организовать периодический медосмотр за свой счет – это обязанность работодателя.

Обратите внимание! Порядок прохождения медосмотров работниками, занятыми на тяжелых работах, определен приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении…» от 12.04.2011 № 302н.

В предыдущем разделе статьи при ответе на вопрос о том, кто оплачивает медосмотр при устройстве на работу, была приведена позиция Минфина РФ о том, что ст. 213 ТК РФ не предусматривает возможности для гражданина самому пройти медосмотр и впоследствии получить компенсацию.

Вместе с тем подобные ситуации встречаются в судебной практике, когда суд определяет, обязан ли работодатель оплачивать медосмотр, который пройден работником самостоятельно.

Обратите внимание! При разрешении споров о том, кто оплачивает медосмотр при поступлении на работу, необходимо установить, была ли у медучреждения необходимая лицензия. Ее отсутствие не дает возможности взыскать с компании в пользу лица, прошедшего медосмотр, затрат на его проведение (апелляционное определение Суда ХМАО-Югры от 31.07.2018 по делу № 33а-5140/2018).

Особенности оплаты медосмотров отдельных категорий работников

По законодательству работодатель несет повышенные обязательства и расходы по медосмотрам в отношении, в частности, следующих категорий лиц:

  • несовершеннолетние: обязательный предварительный медосмотр (ст. 76 ТК РФ), ежегодный осмотр за счет средств компании (ст. 266 ТК РФ);
  • работники на подземных работах: обязательный осмотр до приема на работу, медосмотры в начале и конце рабочего дня или смены (ст. 330.3 ТК РФ);
  • спортсмены: осмотры при трудоустройстве, обязательные периодические осмотры, внеочередные осмотры по просьбам спортсменов и при наличии медицинских рекомендаций (ст. 348.3 ТК РФ).

О предрейсовых осмотрах водителей читайте в нашей статье по ссылке: Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей.

Итак медосмотры работников, в связи с трудоустройством или периодические, оплачиваются работодателем.

Медицинский контроль: права и обязанности работодателя

Трудовым кодексом на работодателя возложена обязанность по проведению медицинских осмотров работников в случаях, предусмотренных российским законодательством. Такие случаи установлены во множестве разноуровневых нормативных актов, что затрудняет выяснение вопроса о необходимости проведения медосмотра для того или иного конкретного работника.

Рассмотрим требования трудового законодательства, направленные на обеспечение здоровья работника, а также случаи, когда работодатель вправе или прямо обязан организовать и оплатить медицинские осмотры сотрудников.

Права и обязанности работодателя

Обязанность работодателя по проведению медосмотров закреплена в ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работников с частотой, порядок определения которой устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем таким актом может быть не только сам Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Более того, в ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что при необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Работодатель должен быть в курсе всех подобных требований, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст. 212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть предусмотренных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров. Работника, не прошедшего соответствующего медосмотра и приступившего к работе, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ должен отстранить от работы.

В период недопущения к работе и отстранения от нее заработная плата работнику не начисляется. Но если работник не прошел обязательный мед­осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В статье 214 ТК РФ определено, что прохождение обязательного предварительного и периодических медосмотров — обязанность работника. Вместе с тем в ст. 219 ТК РФ сказано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда в ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., юридических — от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

В статье 69 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В статье 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры. Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок проведения таких осмотров определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Для большинства профессий правила проведения обязательных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Согласно подп. 3.3 этих правил частота проведения периодических медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. При этом периодические мед­осмотры должны проводиться не реже одного раза в два года.

Прочитайте также:  Как выделить долю в квартире: пошаговая инструкция 2019

Для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов, порядок прохождения медицинских осмотров утвержден специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.

При всей схожести процедур, осуществляемых при обязательном медосмотре и дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.

Дополнительная диспансеризация охарактеризована в приказе Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее — приказ № 55н) как осуществляемые учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, функционирующими в системе ОМС, медицинские осмотры, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых.

Законодательство не предусматривает и ответственность работодателя за непрохождение его работниками дополнительной диспансеризации. В письме от 07.10.2008 № 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» Минздравсоцразвития России не относит диспансеризацию к обязательным медицинским осмотрам, а значит, все изложенные выше требования, связанные с обеспечением обязательных медицинских осмотров, на участие работодателя в диспансеризации не распространяются.

Таким образом, обеспечение прохождения сотрудниками диспансеризации в рабочее время, равно как и сохранение за ними места и среднего заработка на время прохождения диспансеризации, по общему правилу является правом, а не обязанностью работодателя. Обязанностью это право становится лишь в случае прохождения диспансеризации, предусмотренной ст. 254 ТК РФ, беременными женщинами в соответствии с положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 № 224.

Дополнительная диспансеризация в 2010 г. осуществляется в соответствии с приказом № 55н. Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, независимо от сроков прохождения предыдущих углубленных медицинских осмотров.

Приказом № 55н региональным органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. На работодателей обязанности по участию в обеспечении диспансеризации этим приказом не возложены.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Расходы на проведение обязательных медосмотров работодатель вправе учесть при расчете налога на прибыль. Указанные затраты признаются в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что прямо указано в письмах Минфина России от 07.11.

2005 № 03-03-04/1/340 и от 07.08.2007 № 03-03-06/1/543. При этом необходимо помнить, что расходы работодателя на обязательные медосмотры должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованны, документально подтверждены и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Предусмотренные законодательством обязательные медосмотры

 Профессия 
 Обязательный 
предварительный
медосмотр
 Обязательные
периодические
медосмотры
 Нормативное 
обоснование
Лица, не достигшие 
18 лет
 
 - 
Статья 69 ТК РФ 
Работники 
организаций пищевой
промышленности
 
 
Статья 213 ТК РФ, 
ст. 23 Федерального
закона от 02.01.2000
N 29-ФЗ "О качестве
и безопасности
пищевых продуктов"
Работники организаций 
общественного
питания
               
             
Статья 213 ТК РФ,   
ст. 23 Федерального
закона от 02.01.2000
N 29-ФЗ
Работники организаций 
торговли
               
             
Статья 213 ТК РФ    
Работники             
водопроводных
сооружений
               
             
Статья 213 ТК РФ    
Работники лечебно-    
профилактических
учреждений
               
             
Статья 213 ТК РФ    
Работники детских     
учреждений
               
             
Статья 213 ТК РФ    
Работники, выполняющие
работу,
непосредственно
связанную с движением
транспортных средств
               
             
Статья 328 ТК РФ    
(О порядке
проведения
медицинских осмотров
работников
автомобильного
транспорта, см.
Приказы Минздрава
СССР от 29.09.1989
N 555,
Минздравмедпрома
России от 14.03.1996
N 90)
Спортсмены            
               
             
Статья 348.3 ТК РФ  
Работники, занятые в  
процессах
производства,
хранения, перевозки,
реализации и
утилизации молока и
продуктов его
переработки
               
             
Статья 22
Федерального закона
от 12.06.2008
N 88-ФЗ "Технический
регламент на молоко
и молочную
продукцию"
Персонал, занятый в   
процессе
производства пищевой
масложировой
продукции
               
             
Статья 16
Федерального закона
от 24.06.2008
N 90-ФЗ "Технический
регламент на
масложировую
продукцию"
Педагогические        
работники
       -       
             
Статья 51 Закона РФ 
от 10.07.1992
N 3266-1 "Об
образовании"
Работники             
ведомственной охраны
             
Статья 6
Федерального закона
от 14.04.1999
N 77-ФЗ "О
ведомственной
охране"
Работники на          
производстве,
предусматривающем
обращение с
источниками
ионизирующего
излучения
               
             
Статья 14
Федерального закона
от 09.01.1996 N 3-ФЗ
"О радиационной
безопасности
населения"
Персонал объектов по  
хранению и по
уничтожению
химического оружия
               
             
а также
медосмотры до
и после смены
Статья 14
Федерального закона
от 02.05.1997
N 76-ФЗ "Об
уничтожении
химического оружия"
Кандидаты в водители  
и водители
транспортных средств
               
             
а также
предрейсовые,
послерейсовые
и текущие
медицинские
осмотры
водителей
Статья 23
Федерального закона
от 10.12.1995
N 196-ФЗ "О
безопасности
дорожного движения"
Работники на работе,  
непосредственно
связанной с движением
поездов
               
             
а также
предрейсовые
или
предсменные
медицинские
осмотры
работников,
профессии
которых
входят в
Перечень
Приказа
Минтранса
России от
28.03.2007
N 36
Статья 25
Федерального закона
от 10.01.2003
N 17-ФЗ "О
железнодорожном
транспорте в
Российской
Федерации"
Работники объектов    
использования
атомной энергии
               
             
Постановление
Правительства РФ от
01.03.1997 N 233
Верхолазы             
(верхолазными
считаются все работы,
когда основным
средством
предохранения
работников от
падения с высоты во
все моменты работы и
передвижения
является
предохранительный
пояс).
Крановщики (машинисты
крана).
Лифтеры скоростных
лифтов
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83 "Об утверждении
Перечней вредных и
(или) опасных
производственных
факторов и работ,
при выполнении
которых проводятся
предварительные и
периодические
медицинские осмотры
(обследования), и
Порядка проведения
этих осмотров
(обследований)"
Работники,            
обслуживающие
действующие
электроустановки с
напряжением 42 В
и выше переменного
тока, 110 В и выше
постоянного тока
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники лесной      
охраны.
Работники на валке,
транспортировке
и первичной
обработке леса
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники нефтяной и  
газовой
промышленности в
районах Крайнего
Севера и приравненных
к ним местностях,
пустынных и других
отдаленных и
недостаточно обжитых
районах, а также при
морском бурении
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники             
гидрометеорологических
станций и сооружений
связи, расположенных в
полярных,
высокогорных,
пустынных, таежных и
других отдаленных и
недостаточно обжитых
районах, в сложных
климатических условиях
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Геологоразведчики,    
топографы, строители и
т.п. в отдаленных,
малонаселенных,
труднодоступных,
тундровых,
заболоченных и горных
районах (в том числе
работающие вахтово-
экспедиционным
методом)
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники взрыво- и   
пожароопасных
производств
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники             
военизированной
охраны, служб
спецсвязи, инкассации
и других ведомств,
которым разрешены
ношение огнестрельного
оружия и его
применение
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники на          
производствах,
связанные с
обслуживанием
установок и емкостей
с внутренним давлением
газов и жидкостей выше
1.1 атм
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники на работах, 
выполняемых в условиях
измененного
геомагнитного поля
(экранированные
помещения,
заглубленные
сооружения)
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники на подводных
работах
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники на подземных
работах
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники служб по    
предупреждению и
ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций
природного и
техногенного
характера.
Работники
газоспасательной
службы и
газоспасательной
дружины.
Работники отрядов по
предупреждению
возникновения и
ликвидации открытых
газовых и нефтяных
фонтанов.
Работники
военизированных
горноспасательных
служб.
Работники пожарной
охраны
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники,            
осуществляющие
деятельность с
применением
изолирующих средств
индивидуальной защиты
и фильтрующих
противогазов с
полномерной лицевой
частью
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники на судах    
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники,            
осуществляющие
деятельность в
условиях пониженного и
повышенного
атмосферного давления
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Учащиеся              
образовательных
организаций общего и
профессионального
образования перед
началом и в период
прохождения практики в
организациях,
работники которых
подлежат медицинским
осмотрам
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от
16.08.2004 N 83
Работники организаций 
бытового обслуживания
(банщики, работники
душевых,
парикмахерских)
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники бассейнов и 
водолечебниц
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники гостиниц,   
общежитий,
пассажирских вагонов
(проводники)
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники медицинской 
промышленности и
аптечной сети,
связанные с
изготовлением,
расфасовкой и
реализацией
лекарственных средств
               
             
Приказ
Минздравсоцразвития
России от 16.08.2004
N 83
Работники             
метрополитена
               
             
СП 2.5.1337-03
Специалисты,          
принимающие участие в
работах по утилизации
атомных подводных
лодок
               
             
СП 2.6.1.2154-06
Работники, занятые в  
строительном
производстве
               
             
СанПиН 2.2.3.1384-03
Работники предприятий 
производства
строительных
материалов и
конструкций
               
             
СанПиН 2.2.3.1385-03
Диспетчеры по         
управлению воздушным
движением гражданской
авиации
               
             
СП 2.5.1.1107-02
 Обязательные медицинские освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции 
Врачи и медицинский   
персонал центров по
профилактике и борьбе
со СПИДом, учреждений
здравоохранения,
специализированных
отделений и
структурных
подразделений
учреждений
здравоохранения,
занятые
непосредственным
обследованием,
диагностикой,
лечением,
обслуживанием, а также
проведением судебно-
медицинской экспертизы
и другой работы с
лицами,
инфицированными
вирусом
               
             
Постановление
Правительства РФ от
04.09.1995 N 877
Врачи и медицинский   
персонал лабораторий,
которые осуществляют
обследование населения
на ВИЧ-инфекцию и
исследование крови и
биологических
материалов, полученных
от лиц, инфицированных
вирусом
               
             
Постановление
Правительства РФ
от 04.09.1995 N 877
Научные работники,    
специалисты, служащие
и рабочие научно-
исследовательских
учреждений,
предприятий по
изготовлению
медицинских
иммунобиологических
препаратов и других
организаций, работа
которых связана с
материалами,
содержащими вирус
               
             
Постановление
Правительства РФ
от 04.09.1995 N 877

Права и обязанности работодателя в связи с медосмотрами

Статьей 69 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В ст. 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры. Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные законодательством профессии, для которых обязательно проведение предварительного или периодического медосмотра, представлены в таблице.

Прочитайте также:  Банкротство особенности начисления выплат при расторжении трудового контракта

Однако для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов и т.п., порядки прохождения медицинских осмотров утверждены специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.

Ст. 69 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) устанавливает обязательность прохождения медосмотров при трудоустройстве для:

  • несовершеннолетних;
  • лиц, для которых такая обязательность установлена ТК РФ (например, для лиц, устраивающихся на работу в районы Крайнего Севера из других районов – ст. 324 ТК РФ);
  • лиц, обязательность прохождения медосмотров для которых установлена законодательством (например, при трудоустройстве на судно – п. 4 ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Ответ на вопрос о том, кто оплачивает медосмотр при приеме на работу, дан в ст. 212 ТК РФ об обязанностях работодателя в сфере охраны труда.

Согласно ст. ст. 212, 213 ТК РФ в случаях, предусмотренных законодательством, администрация предприятия должна организовать проведение медосмотра при трудоустройстве за свой счет.

Указанное правило также закреплено в ст. 213 ТК РФ об осмотрах отдельных категорий работников.

На практике нередко возникает вопрос, может ли гражданин за свой счет пройти медосмотр при трудоустройстве с последующей компенсацией расходов компанией.

Обратите внимание! Согласно позиции Минфина РФ, изложенной в письме от 08.02.2018 № 03-15-06/7527, оплата физлицами расходов по медосмотру за свой счет с последующим возмещением администрацией предприятия ст. 213 ТК РФ не предусмотрена.

Ст. 212 ТК РФ указывает, что оплата медосмотра работодателем производится не только применительно к предварительным и периодическим осмотрам, но и к другим видам медицинских осмотров, необходимых по законодательству.

Так, работодатель обязан оплатить внеочередные осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования.

Медицинский контроль: права и обязанности работодателя

Обратите внимание! Для направления на внеочередное освидетельствование должны иметься медицинские рекомендации. Позиция работодателя о необходимости сотруднику пройти внеочередной осмотр у психиатра в связи с его неадекватным поведением является незаконной. Вместе с тем затраты на такое освидетельствование, в случае его прохождения сотрудником, компенсируются работодателем (апелляционное определение Свердловского облсуда от 12.09.2018 по делу № 33-16153/2018).

Иные вопросы, связанные с медосмотрами граждан и медицинскими противопоказаниями для выполнения работы, раскрыты здесь: Увольнение по медицинским показаниям – пошаговая процедура.

Работодателем осуществляется оплата дня прохождения медосмотра в рабочий день, поскольку согласно ст. 212 ТК РФ на время прохождения осмотра за сотрудником сохраняется место работы и средний заработок.

Обратите внимание! Исчисление среднего заработка производится согласно ст. 139 ТК РФ и постановлению Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления…» от 24.12.2007 № 922.

Важно! Если работник не прошел медосмотр, то администрация предприятия должна отстранить его от работы. Средний заработок за время отстранения не выплачивается. Исключение – если сотрудник не прошел осмотр не по своей вине. В этом случае ему производится выплата как при простое (ст. 76 ТК РФ).

В судебной практике отмечается, что направление работника на вахту не является уважительной причиной непрохождения осмотра (если, например, он мог пройти осмотр до направления на вахту). В этой связи приказ об отстранении от работы без оплаты законен. Если впоследствии работник признан негодным к работе, то указанное не является основанием для отмены приказа об отстранении от работы, поскольку основания для недопуска к работе (отсутствие положительного медзаключения) не отпали (апелляционное определение Самарского облсуда от 12.03.2019 по делу № 33-2754/2019).

О медосмотрах в выходные дни читайте в статье по ссылке: Разъяснения по вопросу прохождения работником медосмотра в выходные. Вопросы выдачи направлений на медосмотры освещены в статье по ссылке: Направление на медосмотр от работодателя.

Начисленный работнику средний заработок за время прохождения обязательного медосмотра работодатель включает в расходы на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ. С этих сумм среднего заработка работник в общем порядке уплачивает НДФЛ, а работодатель — страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.

Вместе с тем ни НДФЛ, ни страховые взносы не уплачиваются с сумм расходов, произведенных работодателем на оплату стоимости обязательных мед­осмотров. На это Минфин России указывает в письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84.

Сен 10, 2019Колосков Дмитрий

В марте 2018 года в силу вступили изменения в Приказ № 302н, утвержденные Приказом Минтруда и Минздрава от 06.02.2018 № 62н/49н. Был расширен перечень работников, которых направляют на медосмотры (п. 20 Приложения №2): вместо работников социальных приютов и домов престарелых на МО теперь нужно направлять работников организаций социального обслуживания, осуществляющих предоставление социальных услуг:

  • в стационарной форме социального обслуживания;
  • полустационарной форме социального обслуживания;
  • в форме социального обслуживания на дому.

Порядок же проведения медосмотра в Приложении №3, равно как и требования к документам, подтверждающим его прохождение, не изменились.

Статья 213 ТК РФ устанавливает, что обязательные предварительные и периодические МО проходят работники, занятые на работах с воздействием ВОПФ, в том числе подземных, связанных с движением транспорта, с целью определения пригодности к выполнению обязанностей и предупреждения профессиональных заболеваний.

Медицинский контроль: права и обязанности работодателя

На время прохождения медосмотров и освидетельствований за работниками сохраняют место работы и средний заработок. Это следует из статьи 185, абзаца 12 части 2 статьи 212, абзаца 12 части 1 статьи 219 Трудового кодекса РФ. Работодатель не имеет права допускать на рабочее место сотрудника, не прошедшего МО.

Работодатель может понести административную ответственность, если инспекторы контролирующих органов установят, что работодатель допустил сотрудников к работе:

  • без прохождения обязательных медосмотров;
  • без обязательного психиатрического освидетельствования;
  • при наличии медицинских противопоказаний.

Как мы упоминали выше, порядок проведения МО определен Приложением 3 к Приказу Минздравсоцразвития № 302н.

Предварительный медицинский осмотр проводят при приеме на работу. Он позволяет:

  • оценить возможности работника выполнять профессиональные функции без ущерба для здоровья;
  • своевременно выявить начальные признаки профзаболеваний и предупредить их развитие.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

1. Работодатель выдает поступающему на работу направление в медицинское учреждение с указанием должности, профессии или вида работ, а также с перечнем присутствующих на рабочем месте ВОПФ.

2. Лицо, поступающее на работу, представляет в медорганизацию следующие документы:

  • направление;
  • паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий личность);
  • паспорт здоровья (при наличии);
  • решение врачебной комиссии (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

3. Предварительный осмотр считается пройденным, когда:

  • поступающего на работу осмотрели все врачи-специалисты;
  • выполнены все лабораторные и функциональные исследования.

Медицинский контроль: права и обязанности работодателя

4. После прохождения МО медорганизация оформляет заключение с результатом, которое должно быть подписано председателем медкомиссии с указанием его фамилии и инициалов. Документ заверяется печатью медицинской организации, которая готовит заключение в двух экземплярах. Первый приобщается к амбулаторной карте, второй выдается человеку, прошедшему медицинский осмотр

►Читайте подробнее о медосмотре при приеме на работу{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Работодатель обязан проводить периодические медицинские осмотры (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Это помогает в динамике отслеживать состояние здоровья сотрудника, выявлять болезни на ранней стадии и проводить реабилитационные мероприятия. Кроме того, медицинские обследования сотрудников способствуют предупреждению инфекционных и паразитарных заболеваний.

  • дату выдачи;
  • фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол работника;
  • наименование работодателя;
  • наименование структурного подразделения, должность, профессию или вид работы;
  • наименование ВОПФ;
  • результат МО (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).

Психиатрические освидетельствования

Для некоторых профессий законодательством предусмотрены не только обязательные медосмотры, но и обязательные психиатрические освидетельствования. Статьей 213 ТК РФ установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

Основные требования, связанные с психиатрическими освидетельствованиями, сходны с требованиями к прохождению работниками медосмотров. Так, согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников, а также внеочередных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения освидетельствований.

Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности». Осмотр психиатром проводится в психоневрологическом отделении по месту постоянной регистрации обследуемого.

В настоящее время законодательно не сформулирован перечень тех видов деятельности, связанных с источниками повышенной опасности, при осуществлении которых работник обязан проходить периодические медицинские освидетельствования. Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утверждены лишь медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности.

Дополнительная диспансеризация

При всей схожести процедур, осуществляемых при проведении обязательного медосмотра и при проведении дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.

Прочитайте также:  Ответственность при исполнении госслужащим неправомерного поручения несет

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Дополнительная диспансеризация охарактеризована в Приказе Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 N 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» как осуществляемые учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, функционирующими в системе обязательного медицинского страхования, медицинские осмотры, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых.

Законодательство не предусматривает и ответственность работодателя за непрохождение его работниками дополнительной диспансеризации. В Письме от 07.10.2008 N 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» Минздравсоцразвития не относит диспансеризацию к обязательным медицинским осмотрам, а значит, все изложенные выше требования, связанные с обеспечением обязательных медицинских осмотров, на участие работодателя в диспансеризации не распространяются.

Медицинский контроль: права и обязанности работодателя

Таким образом, обеспечение прохождения сотрудниками диспансеризации в рабочее время, равно как и сохранение за ними места и среднего заработка на время прохождения диспансеризации, является по общему правилу правом, а не обязанностью работодателя. Обязанностью это право становится лишь в случае прохождения диспансеризации, предусмотренной ст. 254 ТК РФ, беременными женщинами в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 N 224.

Дополнительная диспансеризация в 2010 г. проводится в соответствии с упомянутым выше Приказом Минздравсоцразвития России N 55н. Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, независимо от сроков прохождения предыдущих углубленных медицинских осмотров.

Приказом Минздравсоцразвития N 55н региональным органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. На работодателей обязанности по участию в обеспечении диспансеризации этим Приказом не возложены.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Донорство

Еще одной медицинской процедурой, которая предусмотрена трудовым законодательством для работника, является его участие в сдаче крови. Статьей 1 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» установлено, что донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин с 18 лет, прошедший медицинское обследование.

Помимо требования о прохождении медосмотра перед сдачей крови в п. 2.3 Порядка медицинского обследования донора крови и ее компонентов, утвержденного Приказом Минздрава России от 14.09.2001 N 364, для сдающего кровь устанавливаются ограничения по частоте и объемам сдачи крови. Максимально допустимое число кроводач в год у мужчин — 5, у женщин — 4.

Соблюдение этих нормативов обеспечивается за счет того, что сведения о доноре заносятся в общий банк данных, в каком бы регионе они ни сдавали кровь. Пунктом 1.2 Порядка медицинского обследования донора предусмотрено, что при обращении донора резерва оформляются карта донора резерва (форма N 407/у) и учетная карточка донора (форма N 405/у), а при обращении донора резерва четвертый раз в году и при желании его в дальнейшем регулярно сдавать кровь он переводится в категорию активного донора с оформлением медицинской карты активного донора (форма N 406/у).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Таким образом, работник может сдать кровь лишь несколько раз в год. Каждый раз, получая от работника-донора соответствующие подтверждающие документы (о формах таких документов будет сказано ниже), работодатель обязан предоставить предусмотренные законодательством льготы и компенсации. Эти льготы, закрепленные в ст. 186 ТК РФ, заключаются в освобождении от работы и сохранении среднего заработка.

Работодатель обязан освободить сотрудника-донора от работы:

  • в день сдачи крови и ее компонентов;
  • в день связанного с этим медицинского обследования.

В некоторых случаях присутствие сотрудника на рабочем месте необходимо даже в дни сдачи крови. В этой ситуации работодатель должен согласовать с донором возможность его выхода, а после этого предоставить работнику по его желанию день для отдыха.

В ст. 186 ТК РФ перечислены случаи, при которых недопустимо привлекать к работе донора в день сдачи крови. Это относится к ситуациям, когда выход сотрудника невозможен, потому что он выполняет тяжелые работы или работы с вредными и опасными условиями труда.

Работодатель обязан предоставить дополнительный день отдыха работнику-донору и после каждого дня сдачи крови и ее компонентов. Этот день работник может использовать как непосредственно на следующий день после сдачи крови, так и в любой другой день в течение одного года после сдачи крови — например, присоединить этот день к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Если же работник сдал кровь как раз во время оплачиваемого отпуска или в выходной, то по его желанию ему также предоставляется дополнительный день отдыха в рабочее время.

Из формулировки ст. 186 ТК РФ следует, что использование дополнительного дня отдыха в ряде случаев — при сдаче крови в выходной или при работе в день сдачи крови — обуславливается желанием работника. Эта формулировка фактически оставляет работодателю простор для давления на работника с целью обеспечить «нежелание» последнего отдохнуть лишний день.

Кроме того, работодатель обязан сохранить за работником среднюю заработную плату на день сдачи крови. Однако из формулировки ст. 186 ТК РФ прямо не следует обязанность работодателя сохранять за работником среднюю заработную плату в день прохождения необходимого для сдачи крови медицинского обследования.

Нормативное положение Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», возлагавшее на работодателя обязанность по сохранению за работником среднего заработка за день связанного с донорством медицинского обследования, было признано утратившим силу Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Вместе с тем в Налоговом кодексе упомянуто о том, что при расчете налога на прибыль учитываются расходы на оплату работнику дня связанного с донорством медобследования, о чем будет сказано ниже. Таким образом, вопрос об оплате донору дня связанного с донорством медобследования в настоящее время законодательством однозначно не урегулирован, и его решение фактически остается на усмотрение работодателя.

Чтобы претендовать на получение гарантий и льгот, работник-донор должен подтвердить, что посещал пункт переливания крови для прохождения медобследования или сдачи крови. Для этого он представляет медицинскую справку по форме соответственно N 401/у или N 402/у. Формы справок утверждены Приказом Минздрава СССР от 07.08.

Налоговый учет

Необходимо помнить, что расходы работодателя на обязательные медосмотры, равно как и расходы на сохранение среднего заработка в дни предусмотренных законом медицинских мероприятий, должны соответствовать требованиям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованны, документально подтверждены и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на проведение обязательных медосмотров работодатель вправе учесть при расчете налога на прибыль. Указанные затраты признаются в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что прямо указывается в Письмах Минфина России от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340 и от 07.08.2007 N 03-03-06/1/543.

Сумму компенсации работнику, самостоятельно оплатившему обязательный медосмотр, организация вправе учесть при налогообложении прибыли на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что указывает Минфин России в Письме от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84.

При исчислении налога на прибыль учитываются расходы как на периодические, так и на предварительные медосмотры, разъясняет Минфин в Письме от 06.10.2009 N 03-03-06/1/648. В этом же Письме отмечено, что затраты на предварительные медосмотры лиц, которые по результатам осмотра или по иным причинам не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Отдельные работодатели оплачивают медицинские осмотры не только тех работников, для которых медосмотр является обязательным, но также и всего остального персонала. Кроме того, организации могут направлять сотрудников на медосмотры чаще, чем это предусмотрено законодательством. Затраты организации на проведение таких медицинских осмотров не признаются налоговыми органами обоснованными и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку не соответствуют требованиям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. На это обстоятельство указано в Письмах Минфина от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100 и от 05.10.2009 N 03-03-06/1/638.

Начисленный работнику средний заработок за время прохождения обязательного медосмотра включается работодателем в расходы на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ. С этих сумм среднего заработка работником в общем порядке уплачивается НДФЛ, а работодателем — страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.

Однако НДФЛ не уплачивается с сумм расходов, понесенных работодателем на оплату стоимости обязательных медосмотров, на что Минфин России указывает в Письме от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84. Аналогично не облагаются суммы возмещения работодателем стоимости обязательных медосмотров, оплаченных работником самостоятельно.

Что касается донорства, то в соответствии с п. 20 ст. 255 НК РФ признаются в качестве расходов работодателя затраты на выплату среднего заработка работников-доноров за дни:

  • обследования;
  • сдачи крови;
  • отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови.

На это обстоятельство указывает и Минфин России в Письме от 11.04.2007 N 03-03-06/4/43.

Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, не облагаются НДФЛ. В ст. 165 ТК РФ перечислены случаи предоставления гарантий и компенсаций, в том числе гарантий и компенсаций донорам. К таким компенсациям относится, в частности, средний заработок, сохраняемый за донором на день сдачи крови, а значит, исходя из совместного толкования норм Трудового и Налогового кодексов РФ можно сделать вывод о том, что суммы таких выплат работнику-донору НДФЛ облагаться не должны.

Однако до официального разъяснения Минфина по данному вопросу представляется более уместным удерживать НДФЛ с таких выплат, поскольку в противном случае налоговые органы могут расценить неуплату НДФЛ как основание для применения санкций к работодателю.

В Письмах Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 N 1239-19 и от 01.03.2010 N 426-19 указано, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в соответствии с трудовым законодательством, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Д.Казанцев

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector