Меры ответственности по результатам проверки

Общий срок проверки

Срок
проведения документарных проверок не
может превышать 20 рабочих дней.
Срок проведения проверок в отношении
медицинской организации, осуществляющей
свою деятельность на территориях
нескольких субъектов Российской
Федерации, устанавливается отдельно
по каждому филиалу, представительству,
обособленному структурному подразделению
юридического лица, при этом общий срок
проведения проверки не может превышать
60 рабочих дней. Продление срока проведения
документарной проверки не допускается

Недействительность результатов проверки

Предметом
документарной проверки являются:

  • Сведения,
    содержащиеся в документах, устанавливающих
    организационно-правовую форму, права
    и обязанности медицинской и (или)
    фармацевтической организаций;

  • Документы,
    используемые при осуществлении их
    деятельности и связанные с исполнением
    ими обязательных требований и требований,
    установленных муниципальными правовыми
    актами;

  • Исполнением
    предписаний и постановлений органов
    контроля.

Организация
документарной проверки (как плановой,
так и внеплановой) проводится по
месту нахождения органа контроля.

  • Направление
    копии приказа (распоряжения) о проведении
    проверки в адрес медицинской
    (фармацевтической) организации.

  • Органы
    контроля осуществляют проверку
    документов медицинской (фармацевтической)
    организации, имеющихся в распоряжении
    органа контроля, актов предыдущих
    проверок, материалов рассмотрения дел
    об административных
    правонарушениях
    и иных документов о результатах
    осуществленных в отношении медицинской
    организации государственного
    (муниципального) контроля.

  • Запрос
    документов от медицинской организации,
    в случае если достоверность сведений,
    содержащихся в вышеназванных документах,
    вызывает обоснованные сомнения.

  • Оформление
    акта проверки и (или) предписания
    об устранении выявленных нарушений.

Грубые
нарушения при проведении проверки
влекут недействительность результатов
проверки (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). К
грубым нарушениям, в частности, относятся:

  • Отсутствие
    оснований
    проведения плановой и внеплановой
    проверки;

  • Проведения
    проверки без распоряжения или приказа
    руководителя, заместителя руководителя
    соответствующего органа контроля;

  • Требование
    документов, не относящихся к предмету
    проверки.

Результаты любой проверки или ревизии финансово-хозяйственной деятельности должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены.

На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ (приказ, представление или предписание), содержащий в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

Меры ответственности по результатам проверки

Результаты контрольных мероприятий, осуществляемых органами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, будут оформлены приказом. Так, в силу п. 100 Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в ФСИН, утвержденного Приказом ФСИН РФ от 29.09.2015 № 864, итоговым документом по результатам рассмотрения акта является подписанный руководителем, назначившим контрольное мероприятие, приказ (заключение) о результатах ревизии (проверки), который должен содержать:

  • информацию об объекте контроля, проверяемом периоде, сроках проведения контрольного мероприятия;

  • сведения о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ;

  • требования к объекту контроля по проведению мероприятий для устранения выявленных недостатков, нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, обеспечению их недопущения в дальнейшем, возмещению причиненного ущерба.

Что же касается органов внешнего или внутреннего государственного финансового контроля, следует учитывать, что положения БК РФ предусматривают право таких органов направлять в адрес проверяемых организаций и учреждений свои представления и предписания. Чаще всего указанные документы направляются в случае выявления нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверяемых учреждений.

В силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба.

Направляемые в учреждение представления и предписания органов внутреннего государственного финансового контроля должны содержать:

Представления

Требования о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета. Указанные требования обязательны для рассмотрения в установленные в названном документе сроки (или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не обозначен)

Предписания

Требования:

– в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;
– проинформировать контрольный орган в установленный срок о результатах исполнения предписания

Прочитайте также:  Срок давности привлечения к административной ответственности

Меры ответственности по результатам проверки

Представления и предписания органов внешнего государственного финансового контроля составляются и направляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Так, согласно ст. 26 названного закона представление Счетной палаты РФ направляется при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности проверяемого учреждения, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий.

В свою очередь, предписание направляется в случае невыполнения представлений Счетной палаты РФ либо несоблюдения установленных в них сроков. В предписании Счетной палаты РФ должны быть указаны:

  • основания для его вынесения;

  • информация о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов;

  • требования о принятии мер по их устранению, а также по устранению причин и условий данных недостатков и нарушений;

  • сроки выполнения предписания и ответственность за его невыполнение.

Документарная проверка и ее сущность

Как мы отметили ранее, в направляемых в учреждение представлениях и предписаниях содержится срок, не позднее которого учреждению следует проинформировать контрольный орган о выполнении требований данных документов.

Отметим, что форма документа, по которой необходимо отчитаться проверяющим, не утверждена, поэтому отчет можно направить в произвольной форме, лишь бы в нем были перечислены все проведенные мероприятия. К отчету необходимо приложить копии документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений (платежных поручений, бухгалтерских справок, свидетельств о государственной регистрации и т. д.).

Защита
прав медицинских организаций осуществляется
в
административном и (или) судебном порядке
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Медицинская
организация имеет право обжаловать в
административном (досудебном) порядке
документы, относящиеся к результатам
проверки (акт проверки и (или) предписание
об устранении нарушений), в судебном
порядке могут быть обжалованы действия
(бездействия) лиц, проводивших проверку,
постановления о привлечении к
административной ответственности.

Как
уже говорилось, проверка проводится только
на основании приказа или распоряжения,
о чем еще раз упоминается в части 1 статьи
14.

Статья
14. Порядок
организации проверки

1.
Проверка проводится на
основании распоряжения или
приказа руководителя,
заместителя руководителя органа
государственного контроля (надзора),
органа муниципального контроля. Типовая
форма распоряжения или приказа
руководителя, заместителя руководителя
органа государственного контроля
(надзора), органа муниципального контроля
устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
Правительством Российской Федерации.

Вот
теперь очень
важная для нас информация –
точное и подробное описание содержания
приказа.

1)
наименование органа государственного
контроля (надзора) или органа муниципального
контроля;

2)
фамилии, имена, отчества, должности
должностного лица или должностных лиц,
уполномоченных на проведение проверки,
а также привлекаемых к проведению
проверки экспертов, представителей
экспертных организаций;

3)
наименование юридического лица или
фамилия, имя, отчество индивидуального
предпринимателя, проверка которых
проводится, места нахождения юридических
лиц (их филиалов, представительств,
обособленных структурных подразделений)
или места жительства индивидуальных
предпринимателей и места фактического
осуществления ими деятельности;

4)
цели, задачи, предмет проверки и срок
ее проведения;

5)
правовые основания проведения
проверки, в том числе подлежащие проверке
обязательные требования и требования,
установленные муниципальными правовыми
актами;

6)
сроки проведения и перечень мероприятий
по контролю, необходимых для достижения
целей и задач проведения проверки;

7)
перечень административных регламентов
по осуществлению государственного
контроля (надзора), осуществлению
муниципального контроля;

8)
перечень документов, представление
которых юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем необходимо для
достижения целей и задач проведения
проверки;

9)
даты начала и окончания проведения
проверки.

Причем
проверяющие обязаны не просто показать
приказ, а выдать
заверенную печатью проверяющей
организации копию приказа под
роспись и
только непосредственно предпринимателю,
руководителю или уполномоченному
внутренним приказом проверяемой
организации лицу.

3.
Заверенные печатью копии распоряжения
или приказа руководителя, заместителя
руководителя органа государственного
контроля (надзора), органа муниципального
контроля вручаются
под роспись должностными
лицами органа государственного контроля
(надзора), органа муниципального контроля,
проводящими проверку, руководителю,
иному должностному лицу или уполномоченному
представителю юридического лица,
индивидуальному предпринимателю, его
уполномоченному представителю
одновременно с предъявлением служебных
удостоверений.

Не
забывайте также, что в случаях,
предусмотренных частью 5 статьи 10, вместе
с приказом проверяющие обязаны
предоставить копию документа о согласовании
проведения проверки с органами
прокуратуры.
Об этом прямо говорится в пункте 4 статьи
18 «Обязанности должностных лиц органа
государственного контроля (надзора),
органа муниципального контроля при
проведении проверки». Чуть позже разберем
эту статью подробнее.

Вы
также можете требовать ознакомления с
регламентом проверяющей организации,
по которому те осуществляют проверку.

4.
По просьбе руководителя, иного должностного
лица или уполномоченного представителя
юридического лица, индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного
представителя должностные лица органа
государственного контроля (надзора),
органа муниципального контроля обязаны
ознакомить подлежащих проверке лиц с
административными регламентами
проведения мероприятий по контролю и
порядком их проведения на объектах,
используемых юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем при
осуществлении деятельности.

Прочитайте также:  Уголовная ответственность судей

Порядок организации документарной проверки

После получения от контрольного органа приказа или представления (предписания) руководителю учреждения целесообразно провести совещание с привлечением всех заинтересованных лиц с целью выработки мероприятий по выполнению требований, обозначенных в названном документе. Проведение совещания, оформленного протоколом, будет являться выполнением требования вышеуказанных документов об их рассмотрении.

В ходе совещания следует разработать и утвердить план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с отражением сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения. Заметим, что форма такого плана ничем не утверждена, следовательно, он может быть составлен в произвольном виде.

Выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений, скорее всего, потребует от учреждения следующих действий.

1) финансовыми. К ним, в частности, можно отнести:

  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов;

  • неэффективное использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

  • переплату и перерасход денежных средств и материальных ценностей, а также иные финансовые нарушения, наносящие материальный ущерб;

  • невыполнение законодательства в части обеспечения поступления доходов в бюджетную систему РФ;

  • недостачи имущества, в том числе денежных средств;

  • излишки имущества, в том числе денежных средств;

2) нефинансовыми (нарушения при размещении закупок, нарушение требований бухгалтерского учета, отсутствие государственной регистрации и т. д.).

Зачастую все мелкие ошибки, выявляемые ревизорами, проверяемые учреждения стараются устранить еще в ходе проверки, однако бывает, что часть нарушений устранить уже невозможно либо на их исправление должно быть затрачено значительное время.

С целью выявления виновных лиц, установления для них наказания и возмещения возможного ущерба учреждению необходимо назначить и провести служебную проверку. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов (ст. 247 ТК РФ). Работники учреждения, допустившие искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. Дача работником письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательной.

В силу ст. 248 ТК РФ сумма причиненного ущерба, не превышающая средний месячный заработок, взыскивается с виновного работника по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% зарплаты, причитающейся работнику. Однако эти ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Работник, виновный в причинении работодателю ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В подобной ситуации работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

Также следует отметить, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Возмещение ущерба.

Направляемые в учреждение предписания нередко содержат требования о возмещении учреждением причиненного ущерба. Необходимо отметить: Минфин в Письме от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 указал, что согласно ст. 70 и 221 БК РФ в бюджетных сметах казенных учреждений соответствующее направление расходования средств федерального бюджета не может быть предусмотрено, возмещение средств, использованных казенными учреждениями с нарушением бюджетного законодательства РФ, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение. То есть направляемые в казенные учреждения предписания не должны содержать требования о возмещении ущерба за счет средств учреждений.

В том случае, когда ущерб причинен в результате переплаты, осуществленной учреждением подрядчикам или поставщикам товаров или услуг, учреждению следует принять меры по взысканию с них обозначенных сумм.

Однако нужно помнить, что бывают случаи, когда взыскать денежные средства с контрагента довольно проблематично. К подобным ситуациям можно отнести завышение стоимости выполненных ремонтных или строительных работ. Учреждение обязано осуществлять технический надзор и контроль за ходом и качеством выполняемых работ, а при обнаружении в ходе контроля и надзора отступлений от проектно-сметной документации и условий контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иных недостатков немедленно заявить об этом подрядчику. Получается, что при наличии подписанных актов выполненных работ взыскать денежные средства за невыполненные работы сложно.

Напомним, что учреждения силовых ведомств, как и другие организации, обязаны самостоятельно организовывать и вести внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н). Осуществление мероприятий по недопущению выявленных нарушений впредь целесообразно возложить на подразделение учреждения, ответственное за осуществление внутреннего контроля, а также на руководителя финансовой службы. Кроме того, на тех же лиц следует возложить контроль за исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Прочитайте также:  Образец (скачать пример): Иск о взыскании ущерба при ДТП со страховой компании и виновника ДТП

Также в подразделениях учреждения, допустивших нарушения, целесообразно провести совещания или учебные мероприятия, на которых нужно подробно разобрать выявленные нарушения и обстоятельства, способствующие их совершению.

Результаты проведения мероприятий, указанных в плане мероприятий по устранению нарушений, выявленных по результатам проверки, также можно оформить в виде отчета. Названный отчет с сопроводительной служебной запиской лица, ответственного за выполнение данного плана, нужно направить руководителю учреждения.

В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную отметку) перед своей подписью.

Если же указанные возражения и замечания не были приняты и в учреждение поступили представление, предписание или приказ по результатам проверки, такие документы можно попробовать оспорить во внесудебном или судебном порядке. Внесудебный порядок обжалования устанавливается нормативными актами, регламентирующими порядок осуществления контрольными органами своей деятельности.

Что же касается судебного порядка, напомним, что в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ учреждение вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, если оно полагает, что решения или действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, создают дополнительные препятствия для осуществления им такой деятельности.

На практике встречаются случаи, когда проверяемое учреждение пытается обжаловать в судебном порядке акт ревизии (проверки). Нужно помнить, что данный документ – это информация о результатах проверки, он не содержит указаний об осуществлении каких-либо обязывающих действий и, соответственно, не является ненормативным актом.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение согласно федеральному закону не отнесено к компетенции других судов. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда учреждению стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

1.1. Плановые проверки.

Статья
9. Организация
и проведение плановой проверки

1.
Предметом плановой проверки является
соблюдение юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем в
процессе осуществления деятельности
обязательных требований и требований,
установленных муниципальными правовыми
актами, а также соответствие сведений,
содержащихся в уведомлении о начале
осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности,
обязательным требованиям.

3.
Плановые проверки проводятся на основании
разрабатываемых органами государственного
контроля (надзора), органами муниципального
контроля в соответствии с их полномочиями
ежегодных планов.

Здесь
всё понятно. Важная для нас информация
содержится в части 2 статьи 9.

2.
Плановые проверки проводятся не чаще
чем один
раз в три года.

В
части 8 статьи 9 более подробно описывается,
после каких событий должно пройти 3
года, чтобы субъект предпринимательства
был включен в плановую проверку.

8.
Основанием для включения плановой
проверки в ежегодный план проведения
плановых проверок является истечение
трех лет со дня:

  1. государственной
    регистрации юридического лица,
    индивидуального предпринимателя;

  2. окончания
    проведения последней плановой проверки
    юридического лица, индивидуального
    предпринимателя;

  3. начала
    осуществления юридическим лицом,
    индивидуальным предпринимателем
    предпринимательской деятельности в
    соответствии с представленным в
    уполномоченный Правительством Российской
    Федерации в соответствующей сфере
    федеральный орган исполнительной
    власти уведомлением о начале осуществления
    отдельных видов предпринимательской
    деятельности в случае выполнения работ
    или предоставления услуг, требующих
    представления указанного уведомления.

Сам
порядок составления планов ежегодных
проверок так же очень подробно описан
в законе. Не будем приводить здесь
описание этого процесса полностью,
отобразим лишь некоторые части статьи
9.

5.
Утвержденный руководителем органа
государственного контроля (надзора)
или органа муниципального контроля
ежегодный план проведения плановых
проверок доводится до сведения
заинтересованных лиц посредством его
размещения на официальном сайте органа
государственного контроля (надзора)
или органа муниципального контроля в
сети «Интернет» либо иным доступным
способом.

Генеральная
прокуратура Российской Федерации
формирует ежегодный сводный план
проведения плановых проверок и размещает
его на официальном сайте Генеральной
прокуратуры Российской Федерации в
сети «Интернет» в срок до 31 декабря
текущего календарного года.7.

7.2.
Федеральные органы исполнительной
власти, уполномоченные на осуществление
федерального государственного контроля
(надзора), до 31 декабря года, предшествующего
году проведения плановых проверок,
составляют ежегодные планы проведения
плановых проверок в соответствующей
сфере деятельности, включающие сведения
утвержденных ежегодных планов проведения
плановых проверок, представленных
территориальными органами государственного
контроля (надзора), указанными в части
7.

1 настоящей статьи. Ежегодные планы
проведения плановых проверок размещаются
федеральными органами исполнительной
власти на своих официальных сайтах в
сети «Интернет», за исключением
информации, свободное распространение
которой запрещено или ограничено в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Т.е.
графики плановых проверок общедоступны
еще с конца года, предшествующего
плановым проверкам. Их можно посмотреть
на официальных сайтах региональных
проверяющих организаций, органов
исполнительной власти, а так же проверить
себя на официальном сайте генеральной
прокуратуры.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector