Межевание участка многоквартирного дома

Правовые основы процесса

Использование земельного участка многоквартирного дома строго регламентировано официальным законодательством – порядок выяснения границ  территории прописан в Земельном кодексе РФ, в тексте статьи 11,9. В градостроительных регламентах указаны возможные границы земельного участка под многоквартирным домом.

Процедура межевания земельного участка мкд не должна мешать свободному передвижению пешеходов и специальной техники. Официальное законодательство также не допускает установление границ на разных уровнях. К примеру, их нельзя разделять парковой зоной. Общая подъездная дорога и инженерные сооружения включать в территорию земельного участка под многоквартирным домом также не рекомендуется. Если это условие невозможно выполнить, начинает действовать закон земельного сервитута.

Причины земельных споров

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п.5 ст.

16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Иными словами, с той даты, когда участок под МКД поставлен на кадастровый учет, собственники помещений в МКД (как жилых, так и не жилых!) становятся собственниками данного земельного участка.

С этого момента участок находится в их долевой собственности, причем получение отдельных свидетельств на бумажных носителях для подтверждения этого права не требуется. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана.

Резюме: с даты постановки этого земельного участка на кадастровый учет.

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть до 01 марта 2005 года), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Однако, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П признал не соответствующей норму, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме, не уполномоченный на то общим собранием собственников помещений в данном доме, не мог обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Теперь же, в связи с вступлением в силу поправок к Земельному кодексу Российской Федерации с 01.03.2015 образование земельных участков под многоквартирными жилыми домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Обращение собственника с вышеуказанным заявлением при этом не требуется.

Резюме: с утверждения проекта межевания квартала, в котором находится многоквартирный дом.

Законодательство допускает различные способы защиты  нарушенного права в данной ситуации, однако, наиболее распространенными остаются судебное обжалование решения по утверждению проекта межевания квартала и требование об установлении границ земельного участка.

Собственники помещений в МКД также вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам положений КАС РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по: 1) формированию земельного участка, на котором расположен данный дом,  2) по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации),  3) предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

Если решение о межевании придомового участка земли принято, для того, чтобы провести межевание, необходимо будет предпринять ряд шагов:

  1. Созыв общего собрания, в котором будут участвовать все жильцы данного дома. Проведение его будет состоять из нескольких шагов. Сначала нужно качественно представить проект участникам собрания. Здесь нужны будут доклады, схемы, ответы на вопросы. После окончания информационной части наступит очередь проводить активное обсуждение предстоящих действий. При этом будут выступать жильцы, которые имеют активную жизненную позицию. Некоторые голоса будут поданы за проведение процедуры межевания. Другие — против. После подробных обсуждений участники будут иметь гарантированную возможность прояснить для себя существующую ситуацию. Когда дебаты окончатся, будет разумно сделать перерыв на два или на три дня для того, чтобы жильцы окончательно определились со своей позицией по данному вопросу. Затем проводится голосование, на котором будут приняты основные решения. Во-первых, будет решено, проводить ли вообще рассматриваемую процедуру. Во-вторых, при положительном исходе надо будет выбрать уполномоченное лицо для проведения необходимых переговоров и для заключения соответствующих контрактов. Здесь есть один довольно важный вопрос. Какое большинство голосов необходимо при принятии решения о приватизации? Для этого достаточно простого большинства. То есть, если более 50% проголосуют за выполнение межевания (а остальные будут против или воздержатся), то решение считается окончательно принятым.
  2. ЧертежНа следующем этапе оформления предстоит решить такой важный вопрос, как формирование проекта межевания придомовой территории. Чем же это так важно? Дело в том, что достаточно чётких критериев того, какая именно земля относится к придомовой территории, а какая — нет, не существует. Для этого есть некоторые формальные требования, особенности сложившейся ситуации, решение спорных моментов с соседними собственниками, интересы муниципальных властей (а они, конечно, заинтересованы уменьшить придомовую территорию, увеличивая собственную). Существуют и другие факторы, которые влияют на принятие решения. Работа состоит из двух этапов. Сначала делается обращение в органы муниципальной власти, в ведении которой находится спорная территория. Здесь как раз и происходит обсуждение и уточнение границ территории. Затем непосредственно выполняется проект межевания. Обычно он делается организацией уровня проектного института, которая имеет разрешение на данный вид деятельности. После того как на этом этапе план будет составлен, в дальнейшем его будут только оформлять (изменять границы уже не предполагается). Для проведения таких работ уполномоченные лица составляют договор с проектной организацией, которая будет выполнять данную работу по созданию межевого плана придомовой территории. Важно подчеркнуть, что такого рода работу имеет право делать только лицензированная государством организация.
  3. После того как проект подготовлен, его необходимо утвердить на собрании собственников помещений многоквартирного дома. Когда утверждение проведено, переходят к следующему шагу.
  4. На основании такого плана кадастровый инженер проведёт работы по созданию требуемого землеустроительного документа — кадастрового плана. Здесь также важно отметить, что проводить данный вид работ разрешено только лицензированному кадастровому специалисту.
  5. После того как межевой план будет закончен, необходимо провести регистрацию земли в Едином реестре. Как известно, в Российской Федерации право собственности на любой объект недвижимости является окончательно установленным с того момента, как данные об этом факте будут внесены в Единый государственный реестр прав на объекты недвижимости. После этого права собственности на придомовой участок земли будут установлены окончательно.

Важным моментом является согласие в вопросах межевания собственников помещений в доме. Это избавит от многих проблем в будущем.

В этом разделе был показан общий порядок проведения оформления участка земли. Далее — о деталях этого процесса для многоквартирных домов.

Здесь будет рассмотрен конкретный порядок действий.

  1. Проводится общее собрание жильцов. Простым большинством голосов принимается решение о межевании придомового участка земли. Выбирают уполномоченных представителей, которые будут непосредственно заниматься данным процессом. Итог собрания — соответствующий протокол. В нём должны быть указаны: место проведения, повестка собрания, присутствующие жильцы, какое решение принято, кто выбран в качестве уполномоченных.
  2. Делается обращение в городскую Администрацию или в другой соответствующий орган местной власти. У них получается в итоге предварительный примерный план межевания. Для этого необходимо составить пакет документов, который включает в себя следующие бумаги: протокол собрания и предварительный проект придомовой территории для межевания. Потребуется также составить заявление о рассмотрении данного вопроса.
  3. Документ, который был получен в Администрации на предыдущем этапе, служит основой для обращения в лицензированную проектную организацию, которая в итоге разработает официальный проект межевания территории.
  4. Официальный проект межевания рассматривается собранием жильцов дома и проходит процедуру утверждения.
  5. Уполномоченные лица нанимают кадастрового специалиста для составления межевого плана.
  6. С таким документом происходит обращение в территориальное отделение Росреестра для постановки на учёт в Едином государственном реестре прав собственности на объекты недвижимости. Для этого потребуется сам межевой план, заявление о постановке на кадастровый учёт, а также те документы, которые подтверждают полномочия представителя (обычно это паспорт и соответствующая оформленная доверенность). План должен быть представлен не только на бумаге, но и на электронном носителе. Срок рассмотрения такого вопроса не превышает двух недель.

Основной по придомовым территориям – законность самовольной постройки на приватизированном участке. Под эту категорию попадают частные гаражи, огражденные парковочные места, коммерческие пристройки (магазины, аптеки и другие). Фактически любые постройки, возведенные без разрешения собственников, могут быть признаны «самовольными» через суд.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь

Многоквартирный дом

Основная цель межевания земельного участка мкд – получение право на свободное распоряжение им. Как только жильцы дома станут полноправными хозяевами придомовой территории, они смогут принимать самостоятельные решения, реализовывать планы по ее облагораживанию и развитию инфраструктуры. В свою очередь, предприниматели и муниципалитет этого права лишаются. Официальное строительство на участке после межевания невозможно без согласования с собственниками квартир.

Если же на участке уже началось незаконное строительство, остановить его через суд гораздо легче, если жильцы вовремя провели процедуру межевания земельного участка под многоквартирным домом. Исковое заявление рассматривается в короткий срок, а суд встанет на сторону собственников.

Есть и другие преимущества получения придомового участка в собственность:

  • Доступ на территорию можно ограничить с помощью шлагбаума с учетом актуальных требований законодательства.
  • Свободное планирование благоустройства участка. В частности, жильцы совместно решают вопрос о размещении парковочной зону или посадить деревья.
  • Право на комплексную уборку участка со стороны управляющей компании.
  • Возрастание номинальной стоимости квартиры в многоквартирном доме.
  • Право на дополнительную плату к номинальной стоимости жилья в аварийном доме при расселении.
  • Возможность сдавать неиспользуемые зоны приватизированной земли в аренду частным предпринимателям и для других коммерческих нужд. Плата за аренду может быть распределена среди собственников или перечисляться на общий счет дома.

Без межевания жильцы могут фактически лишиться придомовой территории или стать жертвами вероломства любого из жильцов. Муниципалитет  беспрепятственно отдаст землю под коммерческое строительство или частные лица по своему желанию оборудуют здесь личные парковочные места. В итоге жители многоквартирного дома не смогут отдыхать, а дети не смогут играть во дворе.

Порядок межевания земельного участка многоквартирным домом четко определен официальным законодательством. Существует несколько этапов учета недвижимого имущества:

  • определение стоимости и времени проведения межевания;
  • определение размера государственных сборов (пошлин);
  • определение требований к межевому плану и прочим документам;
  • отказ в регистрации и возврат документов, если для этого есть серьезные основания.

Инициаторами создания проекта межевания мкд и проведения самих работ могут быть собственники жилых помещений или муниципалитет. Но техническую часть процедуры должны выполнять лицензированные предприятия, которые специализируются на землеустроительной деятельности. Собственники чаще обращаются за услугой в коммерческую, а муниципалитет в муниципальную организацию. Если на территории поселения отсутствует МУП, проект подготавливает коммерческая компания, обладающая соответствующей лицензией.

Самостоятельные расчеты границ придомовой территории не будут признаны государственными органами. Изначально площадь и конфигурация участка закрепляется местными органами самоуправления на основании регламентирующих документов и градостроительного плана. Также представители компетентной организации обязательно учитывают:

  • площадь земельного участка, занятую строительным объектом;
  • размеры спортивной и детской площадок;
  • территориальные границы парковочных мест и зон отдыха;
  • природные границы и красные линии.
Прочитайте также:  Как вернуть переплату по зарплате по вине бухгалтера

Стоимость межевания земельного участка в Москве складывается из нескольких составляющих:

  • Место нахождения территории (мегаполис, районный центр или сельская местность).
  • Количество этажей строительного объекта.
  • Конфигурация земельного участка.
  • Общая площадь участка.

Услугу можно заказать как у частных, так и государственных геодезических служб. Средняя стоимость полного комплекса услуг: от 10 до 40 тысяч рублей.

Формально проведение всей процедуры занимает не более полутора месяцев, но процесс может затянуться из-за бюрократических проволочек. Уже на первой стадии работы может случиться длительная заминка, так как подготовкой правоустанавливающих документов занимается местная администрация. Изменения зональной планировки и перенос красных линий также усложняют процесс. При таком развитии событий потребуются публичные слушания, разработка рекомендаций для законодательных органов. Учет всех этих нюансов растягивает процесс на три месяца, а возможно и больший срок.

Весь процесс межевания состоит из нескольких этапов, на каждом из которых проводится отдельная работа. В первую очередь предстоит работа с документами. Потребуется постановление, разрешающее межевание, и план землеустройства. С этими документами нужно прийти в геодезическую службу и далее поэтапно:

  • Предоставить комплект правоустанавливающих документов на ЗУ.
  • Создать проект межевания, добиться его утверждения.
  • Провести полевые работы (измерение участка).
  • Согласовать границы участка.
  • Подготовить документы с подробным описанием.
  • Предоставить старшему по дому или уполномоченному лицу акт межевания.

Межевание участка многоквартирного дома

Пункты со второго по шестой выполняет геодезическая служба. Жильцам нужно только дождаться выполнения технической части работы и получить итоговый акт. Затем уполномоченное лицо доставляет этот акт в Росреестр. На основании документа государственный орган оформляет правоустанавливающий документ на придомовую территорию.

В свои права жильцы вступят после выплаты пошлины и завершения экспертизы документов. Стоимость участка земли определяется кадастровой палатой. Эта информация будет необходима жильцам в случае включения дома в категорию аварийных и последующего его сноса.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным.

В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

Фото 1

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.

Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

Подготовка проекта межевания территории многоквартирного дома – этапы и сроки

  • территория непосредственно под самим многоквартирным домом с очень небольшой территорией, к нему прилегающей;
  • территория, взятая максимально возможным образом.

Понятно, что окончательное решение будет лежать где-то в указанных пределах. В последнем варианте могут рассматриваться спорные места на границе с другими владельцами недвижимости или бесхозные земли, которые, на первый взгляд, никому не принадлежат.

  1. Прежде всего, они обсуждаются на общем собрании собственников квартир в многоквартирном доме. В частности, это обычно происходит на том собрании, где принималось решение о проведении процедуры межевания.
  2. В некоторых случаях возможны спорные ситуации с другими собственниками, проживающими в соседних многоквартирных домах. В этом случае проводится землеустроительная экспертиза, а спорные ситуации аргументировано обсуждаются. В крайних случаях, когда к согласию прийти не получается никоим образом, спорная ситуация может быть разрешена посредством обращения в суд.
  3. Территория должна включать сам дом и элементы благоустройства, которые имеют к дому самое непосредственное отношение.
  4. В эту территорию не могут входить проезды или другие объекты, которые имеют муниципальное значение.
  5. При таком планировании обязательно надо учесть проведённое муниципальными властями градостроительное зонирование.
  6. На расположение границ влияют различные придомовые объекты. Это могут быть котельные, дворовые уличные туалеты, если в самом доме их нет. Сюда относятся детские площадки или участки земли, которые непосредственно прилегают к выходу из подъездов.
  7. Если рядом с домом имеются зоны рекреации, то их нельзя включать в придомовую территорию.
  8. Некоторые участки земли имеют такой статус, при котором их отчуждение запрещено. Их также нельзя включать в рассматриваемые здесь участки.
  9. Если под землёй проходит отопительная труба, то её не включают вместе с охранной полосой в несколько метров с каждой её стороны.

Решение принимается с учётом этих и некоторых других факторов, которые необходимо учитывать.

  • о единоличном хозяине квартиры;
  • о том, кто ею владеет, как долевой собственностью;
  • о собственнике нежилого помещения.

Межевание участка многоквартирного дома

Если жилец планирует продать принадлежащую ему квартиру и собирается переселиться в другое место, то соответствующий участок переходит в долевую собственность тому, кто купил у него квартиру. Такой способ действий, как выдел своей личной доли в натуре по отношению к данному типу участков законом запрещён. Невозможно отделить данный вид собственности на землю от собственности на само жильё и продать землю отдельно от жилья.

При определении границ рассматриваемого участка не стоит забывать, что земля является исключительно ценным ресурсом. Особенно сильно это проявляется в больших городах.

Уделить наибольшее внимание формированию границ участка имеет смысл на самом раннем этапе, когда выработанный на собрании план передаётся на рассмотрение в местную Администрацию.

Если не проявить должного внимания к судьбе этого документа, на выходе может быть получен участок несколько меньших размеров, чем можно было ожидать. Так, в соответствующем заявлении имеет смысл подчеркнуть, что речь идёт не только о рассмотрении земельного участка под многоквартирным домом, но и о прилегающей к нему территории. Несмотря на кажущуюся очевидность таких формулировок, в юриспруденции они могут существенно повлиять на исход всего дела.

Межевым проектом будут учтены и согласованы все вопросы, связанные с землепользованием. Выполнены все требования жилищного, градостроительного, земельного кодексов России. Будет согласование с генеральным планом архитектурной застройки города.

В межевом плане многоквартирного дома еще на начальном этапе застройки должны быть нанесены границы участка. Если их нельзя найти, то границы на план наносятся по факту используемой территории.

Межевание участка многоквартирного дома

Расчеты площади производятся с учетом требований по землепользованию ст.36 Земельного Кодекса РФ и требований градостроительного кодекса. После изготовления проекта он должен быть согласован со всеми граничащими субъектами – МКД, арендаторами соседних площадей. Далее, опять собранием жильцов подтверждается согласие со схемой межевания. После этого проект предоставляется местной администрации на утверждение.

Согласованный и утвержденный администрацией проектный план межевания записывается на диск. Кадастровый инженер сдает его в государственный орган регистрации в электронный архив. Срок хранения там до трех месяцев. В этот период воспользоваться им могут только два человека – кадастровый инженер и уполномоченный представитель МКД.

Кадастровый инженер вместе с геодезистом по периметру участка должны провести разметку его границ. Вбиваются колышки (металлические) с нанесенными на них координатными отметками. Кадастровая палата информацию об участке, записанную на диске, на протяжении десяти дней ставит на учет. Документу присваивается идентификационный номер. По истечении этого времени участок считается отмежеванным в обозначенных границах.

Утверждение проекта межевания квартала — процедура, целью которой является создание межевого плана, на основании которого впоследствии и происходит постановка земельного участка на кадастровый учет, то есть его юридическое «оформление» в собственность. Межевание — это, по сути, процесс определения границ земельных участков, то есть именно на этом этапе решается, будет ли в состав придомовой территории (то есть в состав земли, принадлежащей собственникам квартир в МКД) входить детская площадка, пройдет ли под Вашим окнами дорога, останется ли во дворе парковка, какие участки будут признаны местами общего пользования и т.п.

Государственным заказчиком при разработке проекта межевания выступает Департамент городского имущества города Москвы (далее — ДГИ). Очевидно, что задачи ДГИ вполне предсказуемы — сформировать участки так, побольше земли было «отрезано» у жилых домов и отнесено к земле общего пользования, к улично-дорожной сети, которая будет после проведения межевания оформлена в собственность города Москвы.

Исполнитель проекта межевания — это обычно какой-то проектный институт, типа ООО «Мордоврегионпроект», НИИиПИ Генплана и другие подобные, выигравшие конкурс и заключившие госконтракт.

Перед утверждением ДГИ проект межевания в обязательном порядке проходит «через» процедуру публичных слушаний, на котором присутствуют, как правило, жители конкретного квартала, непосредственно заинтересованные в данном земельном участке. Заключение по результатам публичных слушаний утверждается Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы.

Резюме: фактически, это утверждение Департаментом городского имущества границ конкретного земельного участка после их согласования с заинтересованной общественностью.

В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту следующими способами: 1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;

2) выступления на собрании участников публичных слушаний; 3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний; 4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;

Абсолютно все поступившие предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний. Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней.

Чтобы убедиться в полноте и точности внесения в протокол предложений и замечаний, Вы вправе со ссылкой на Градостроительный кодекс г. Москвы потребовать ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии.

1. Необходимо периодически заходить на страницу сайта управы Вашего района / Префектуры округа с целью получения информации о предстоящих публичных слушаниях — ведь, по сути, это единственная возможность для граждан выразить свое мнение относительно определения границ земельного участка по их МКД.

2. Непосредственно при посещении публичных слушаний: 1) нужно зарегистрироваться в журнале участников публичных слушаний. Общее количество участников собрания публичных слушаний считается по количеству зарегистрировавшихся в журнале; 2) следить, чтобы все замечания и предложения, даже высказанные устно в микрофон, а также поданные письменно, заносились в протокол;

При подготовке заключения, окружная комиссия может посчитать, что для района со 10 тысячным населением 1 предложение против проекта можно признать некритичным количеством, и написать в заключении: реализовывать проект целесообразно.

3. Если Вы не успели на публичные слушания или не знали о них, но считаете, что необходимо направить еще коллективные или индивидуальные обращения, то в течение семи дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний, в соответствующую окружную комиссию можно представить замечания и предложения.

Прочитайте также:  Документы для рефинансирования кредита в втб

4. Чтобы убедиться, что протокол соответствует действительности, нужно через 7-10 дней после публичных слушаний, обратиться в окружную комиссию за копией протокола. Важно успеть изучить протокол до утверждения заключения, так как после утверждения заключения председателем окружной комиссии, бороться с несправедливостью будет сложнее.

Можно ли устанавливать ограждение

Приватизация участка дает право на внесение изменений в его планировку транспортных средств, но результаты некоторых решений жильцов должны строго соответствовать актуальным законодательным нормам. Всего есть несколько вариантов ограждения:

  • Полностью. Для этого нужно получить разрешения от органа самоуправления, но доступ к инженерным коммуникациям и проезд машинам специальных служб оставлять придется в любом случае.
  • Частично. На въезде во двор устанавливается шлагбаум.
  • Выборочно. Закрывается доступ к отдельным зонам, например клумбам или детским площадкам.

Что такое публичные слушания и как в них принять участие?

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания

Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД  принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний.

Городская комиссия формируется на уровне города, окружная комиссия на уровне административного округа. Городская комиссия организует публичные слушания реже чем окружная, так как они касаются более глобальных проектов: Генеральный план города Москвы и линейные объекты, например, строительство хорд, которые затрагивают более одного округа и т.д. Окружная комиссия организует публичные слушания постоянно, так как они касаются вопросов районного или окружного масштаба.

Согласно Градостроительному кодексу г. Москвы, участниками публичных слушаний являются: 1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; 2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания;

Законом гарантировано право каждого участника публичных слушаний ознакомиться с итоговым протоколом, в котором указывается, кто и какие предложения внёс на публичных слушаниях.

Публичные слушания состоят из следующих этапов:1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний (не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции); 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее — экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний (проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается;

в рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов); 4) оформление протокола публичных слушаний (срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней); 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (в течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано).

Оформлением итогового протокола по результатам публичных слушаний обычно занимаются сотрудники управы района. После этого протокол передается в Префектуру округа. Далее, на очередном заседании окружной комиссии, этот протокол рассматривается. Сотрудник управы докладывает о том, как прошли публичные слушания, какие замечания, сколько пришло людей и т.д. Если у членов комиссии к протоколу вопросов нет, то протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии.

Следующим шагом окружной комиссии является оформление заключения. Заключение о результатах публичных слушанийутверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

С какого момента жильцы дома становятся собственниками земельного участка под таким многоквартирным домом (далее — МКД)?

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.

2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

Содержание отмежевой территории

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Прочитайте также:  Какие документы нужны для межевания земельного участка?

Подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

Межевание участка многоквартирного дома

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». 

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.

Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

С уважением, Ильмира Носик

Получив земельный участок в собственность, жильцы возлагают на себя полномочия муниципалитета. В частности, они обязуются:

  • формировать клумбы, высаживать и ухаживать за растениями;
  • очищать территорию от листвы, снега и бытового мусора;
  • ремонтировать новые объекты при необходимости;
  • устанавливать лавочки, беседки, ограждения, развивать инфраструктуру участка.

Для выполнения этих работ собственники вправе нанимать рабочую силу, заключать договор со специализированными компаниями.

Есть ли льготы по оплате налога на участок

План межевания

После приватизации жильцы обязаны регулярно платить налог на придомовую территорию в соответствии со статьями 388 и 360 настоящего Налогового кодекса РФ. Платеж рассчитывается по следующей формуле: ставка земельного налога * кадастровая стоимость земли по актуальным рыночным данным * местный коэффициент (определяется региональными властями).

Льготные условия оплаты налога предлагаются некоторым категориям граждан. Они заключается в значительном снижении кадастровой цены.

Как будет проходить межевание участка многоквартирного дома в 2019 году — новый закон

1. Статья  36 Жилищного кодекса РФ.

2. Часть 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

3.Статья 43 пункт 4 Градостроительного Кодека РФ (местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами; NB (!

4. Совместное Постановление №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ(раздел «Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома»).

Домик на чертежах

5. Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

6. Подпункты е) и ж) пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491,согласно которому  в состав общего имущества включаются:— земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

— иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

7. В силу пункта 5.5 раздела 5 «Функционально-планировочная организация территории участка жилой, смешанной жилой застройки» МГСН 1.01-99, участок жилой застройки состоит из площади подошвы застройки и придомовой территории, включающей следующие обязательные элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые автостоянки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха.

8. Постановление Правительства Москвы № 118-ПП от 12 апреля 2011 года, где признается наложение тысяч участков улично-дорожной сети (УДС ) на жилые кварталы, и говорится, что выявленные пересечения устраняются «посредством уменьшения участков УДС», однако оговаривается, что делается для участков «ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости».

Рулетка на земле

Закон о продлении дачной амнистии, от 02.08.2019 № 267-ФЗ, затронул вопрос подготовки проекта межеванияземельного участка под многоквартирными домами. Как поясняют депутаты Госдумы, принятие закона послужит целям стимулирования вовлечения жилой недвижимости в гражданский оборот и положительно скажется на динамике развития частного жилого сектора.

Вместе с тем, обязанность по проведению всех необходимых действий для кадастрового учета придомовой территории (подготовка проекта межевания территории и межевого планаземельного участка МКД, обращение в Росреестр и т.д.), теперь четко вменена органам власти и конкретизирована. Кроме того, межевать земли под многоквартирными домами должны в приоритетном порядке в ходе выполнения комплексных кадастровых работ, даже если нет обращений от собственников. Указанные дополнения будут способствовать надлежащему исполнению своих обязанностей госорганами.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Цель проведения межевания

Как провести межевание земельного участка многоквартирного дома? Само по себе пользование всеми благами придомовой цивилизации и проживание в доме еще не значит, что вы имеете право на эту собственность. Все мы не раз были свидетелями печальных историй.

Подъезжает строительная техника и из зеленого скверика за считаные часы делает котлован. Возмущенным людям показывают разрешительные документы на строительство. Пока идет разбирательство – мини или супермаркет готов принимать покупателей. После этого сделать что-то уже невозможно. Таких варварских историй сколько угодно. Как предотвратить такие ситуации, как защитить себя от них?

Положительные стороны оформления придомовой территории в собственность:

  • без согласования с жильцами дома больше никто не имеет права проводить какие-либо строительные работы – устанавливать магазины, строить автозаправки и автостоянки, строить новые дома, если даже позволяет площадь придомовой территории;
  • получение прибыли от сдачи площадей сторонним лицам. Прибыль потом распределяется на благоустройство двора: ремонт пешеходных тротуаров, озеленение, строительство игровых и спортивных детских площадок, на ремонт подъездов, устройство парковок;
  • включение в программу капитального ремонта. Из федерального бюджета деньги выделяются только домам, которые оформили землю, Федеральный Закон №185;
  • придомовая территория передается жильцам в коллективную собственность бесплатно.

Кто готовит проект межевания под многоквартирным домом?

Начинать надо с проведения собрания жильцов дома. На этом же собрании, как рекомендуют специалисты, нужно создать ТСЖ. Территориальное сообщество жильцов – это некоммерческая организация, призвана координировать действия по защите их прав и управления МКД и прилегающей к нему территории.

ТСЖ по закону освобождено от уплаты налога и это тоже прямая выгода. Даже если в дальнейшем передадите управление профессионалам жилищно-коммунального хозяйства, мы уже рассмотрели выгоды от приватизации земли.

Если этого не сделать, то местные власти могут такую территорию отдать сторонним лицам. Вплоть до ее застройки. И противостоять этому жильцы не смогут, потому что право на этот участок у них не оформлено.

Двор в многоэтажке

Не путать, когда необходимо две трети голосов. Это нужно при решении, чтобы осуществить постройку или что-то организовать во дворе дома. На этом же собрании выбирается доверенное лицо, через которого будут проводиться интересы коллектива дальше. Обычно доверенным лицом назначается избранный председатель сообщества. Потом проводятся публичные слушания, в которых принимает участие комиссия администрации.

На этих слушаниях присутствуют представители соседних домов. Это делается с целью урегулирования конфликта интересов соседствующих сторон. Собрание членов МКД, публичные слушания занимают по времени от одного до трех месяцев.

После проведения этих мероприятий представитель предоставляет Кадастровому комитету пакет документов:

  • заявление о формировании участка и необходимости размежевания придомовой территории (образец можно взять из интернета);
  • технический паспорт на дом;
  • протокол решения собрания со списком участников с паспортными данными, а также данными об их недвижимости;
  • доверенности, заверенные нотариально с теми же данными;
  • схема долевого разделения между жильцами.

Чтобы определить бесспорные границы межевания, нужно будет заказать проектный план межевания ППМ. Его могут сделать кадастровые инженеры. Это специалисты высокой квалификации, имеющие лицензию на проведение такого рода работ. Исполнение такой документации по времени от двух до четырех месяцев. Процедура эта – платная.

Межевание придомовой территории МКД должны делать по закону местные органы самоуправления. Но зачастую начинается волокита, отказ решать этот вопрос, аргументированные недостатком финансирования и отсутствием бюджетных денег. Чтобы ускорить процедуру оформления, эти расходы берут на себя жильцы.

Закон не запрещает собственникам жилья в МКД самим заказывать межевание придомового земельного участка. Руководствуясь положениями статьи 305 ГК РФ, если у них есть правоустанавливающий документ на участок земли вокруг дома, они имеют право защищать свои интересы по вопросам использования этой площади.

Особенности проведения межевания

 — заявление о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в МКД;

— паспорт заявителя (если уполномоченное лицо, то нотариально заверенная доверенность);

— решение общего собрания собственников МКД о межевании дома;

— решение общего собрания об определении каждой доли в общей долевой собственности;

— межевой план, проектная документация, поэтажный план, решение на ввод дома в эксплуатацию и другие документы о формировании земельного участка, на котором расположен дом;

-документы, подтверждающие права собственников;

Собранные документы нужно подать в центры «Мои документы» или в офисы приема Росреестра, или в электронном виде через портал Росреестра. Срок регистрации 7-9 рабочих дней.

Само право собственности на недвижимость является окончательно установленным в результате оформления соответствующей записи в Единый реестр.

Выдача выписки из реестра на этот факт не влияет.

Документы, необходимые для регистрации прав на участок под МКД.

Для того чтобы жилой дом был включен в государственную программу капитального ремонта и реконструкции жилья, необходимо, чтобы сведения о земле были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ЕГКН. Предоставляем в Росреестр документы:

  • личный паспорт доверенного представителя;
  • заявления о государственной регистрации и регистрации в Кадастровой палате;
  • квитанцию об оплате госпошлины (оплата взимается с каждого дольщика);
  • протокол собрания о формировании участка;
  • документы о праве собственности жильцов дома;
  • протокол собрания с указанием доли каждого в коллективной собственности.

Преимущества межевания под многоквартирным домом

Каждому городскому жителю приятно, когда в чистоте содержатся не только центральные улицы, но и дворики домов. Благоустроенные и озелененные районы, наличие детских площадок – все это несомненно привлекает и радует глаз. Мы ежедневно выходим из дома, и каждому куда приятней смотреть на ухоженную клумбу, и организованное место парковки машин, нежели на нечищеные и разбитые машинами тротуары и дорожки.

Для содержания домов в чистоте и порядке создаются управляющие компании. Но они не всегда в полном объеме справляются со своими обязанностями. Межевание же прилегающей территории МКД, дает, во-первых, право распоряжаться жителям общим имуществом на свое усмотрение (можно благоустроить, огородить от посторонних лиц), а во-вторых, не допустить размещения ненужных во дворе объектов.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector