Оформление муниципальной земли в собственность

Оформление невостребованных земельных долей

Муниципальная собственность на землю представляет собой совокупность имущества, принадлежащего муниципальному образованию (городам, поселкам). Помимо самой земли, в эту собственность входит иное движимое и недвижимое имущество, коммунальные сети, жилой и нежилой фонд, сооружения.

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Распоряжение указанной собственностью осуществляется администрацией соответствующего муниципального образования.

Города владеют земельными участками, которые играют важнейшую роль в обеспечении комфортных условий для жизни граждан, позволяют удовлетворять запросы жителей города. Данная собственность также играет роль обеспечения сохранения культурно-исторического наследия городов.

Примерами такого рода собственности являются парки, архитектурные памятники, дороги и площади города, природные ландшафты, имеющие высокую ценность, недра.

Территории социально-культурного значения, среди которых – учебные заведения города, больницы, библиотеки, дома престарелых, детские сады, ясли, спортивные комплексы, также относятся к муниципальной собственности.

По закону в муниципальной собственности находятся следующие участки земли:

  1. Признанные таковыми на основании федеральных законов.
  2. Право муниципальной собственности на которые возникло в рамках разграничения государственной собственности на землю.
  3. Приобретенные по гражданско-правовым основаниям.
  4. Безвозмездно переданные муниципалитетам из собственности РФ.

Данные о конкретных объектах, имеющих принадлежность к муниципалитету, можно найти в официальном перечне. Таковым является Реестр земельных участков муниципальной собственности.

Территории, от которых отказались их обладатели, с момента регистрации прекращения права собственности переходят в собственность города, поселения. Земли на межселенных местах переходят во владения муниципалитета района, к которому относится участок.

Данные положения определяются ст. 19 Земельного кодекса РФ, регулирующей широкий круг вопросов муниципальной собственности на землю.

Предоставление федеральных территорий муниципалитетам регулируется ст. 39.31 ЗК РФ. и осуществляется по заявлению главы муниципального образования.

Заявление направляется в адрес федерального собственника данного земельного участка. Безвозмездная передача земель в муниципальную собственность допускается по различным основаниям.

К их числу можно отнести:

  • Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке генеральных планов и правил землепользования и застройки соответствующих территорий.
  • Наличие у муниципалитета утвержденных в законном порядке схем территориального планирования.

Территории, которыми владеют субъекты РФ и муниципалитеты, переходят во владение других субъектов (Москва, Санкт-Петербург, а также Севастополь) для эксплуатации гражданами и организациями некоммерческого типа, если имеются причины чтобы оформить бесплатную передачу земель данным людям.

Александр имел в собственности территорию, которую в течение 20 лет использовал в качестве огорода. После приобретения квартиры в областном центре, желание проживать и работать за чертой города у Александра пропало, соответственно, содержать эту территорию ему больше не было смысла.

Он решил безвозмездно отдать эти земли муниципальным органам с целью обустройства там рекреационной зоны, в которой нуждался поселок. Владелец написал заявление о передаче частной собственности в муниципальную бесплатно. Просьбу приняли в соответствии со всеми необходимыми нормами и предписаниями.

Данная территория стала принадлежать муниципалитету поселения и использоваться для обеспечения нужд жителей упомянутого поселка.

Заключение

Основные положения, касающиеся передачи территорий во владения муниципальных органов:

  • имущество муниципалитетов городов и поселений не является государственным; его в рамках закона эксплуатируют местные власти для обеспечения комфортных условий жизни горожан;
  • права муниципальных органов на обладание конкретными землями, а также их бесплатное получение, регулируются Земельным кодексом РФ;
  • территория, входящая во владения муниципалитета, может включать в себя важнейшие исторические места, парки, территории учреждений здравоохранения и множество других земель, необходимых для качественного функционирования населенного пункта;
  • право муниципальной собственности на землю передается и на территории, от которых отказались их законные владельцы.

Вопрос: Может ли гражданин, который заинтересовался земельным участком, являющимся частью городского парка и принадлежащим муниципальному образованию, безвозмездно получить эту территорию для использования в личных целях? Елена.

Ответ: Здравствуйте, Елена. Нет, разумеется, данное действие запрещено, поскольку земли, которые являются зарезервированными территориями для обеспечения муниципальных потребностей, нельзя самовольно использовать в коммерческих целях. Более подробную информацию по данному вопросу можно найти в Гражданском Кодексе РФ, ст. 128-129.

Список законов

  • Статья 19 ЗК РФ
  • Статья 39.31 ЗК РФ
  • Статьи 128-129 ГК РФ

Долгое время все земельные ресурсы принадлежали только государству, а граждане могли ею пользоваться по праву бессрочного владения или долгосрочной аренды. Но с приходом новых времен изменились и земельные правоотношения – землю стали передавать по праву частной собственности.

Но не все наделы имеют своего собственника, многие из них так и остаются в ведении местных органов управления. Хотя многие испокон веку живут на одном и том же месте и без ограничений пользуются земельными ресурсами, но до сих пор так и стали истинными владельцами выделенного им участка.

Можно ли в наши дни оформить государственную землю в свою собственность, и как правильно это следует делать? Давайте подробнее поговорим обо всех этих правовых аспектах.

Прочитайте также:  Сколько лет квартира в собственности налог

Оформление муниципальной земли в собственность

В большинстве случаев  государственную землю передают гражданам или организациями по праву аренды, а новое Земельное Законодательство позволяет добросовестным арендаторам оформлять земли в собственность  по преимущественному праву.

Передача земельных наделов от органов самоуправления в частное владение оформляется по-разному, перечислим самые распространенные виды:

  • на бесплатной основе для льготных категорий населения;
  • по праву приватизации (передача по акту от государства в частное владение);
  • по праву оформления сделки купли-продажи с муниципалитетом;
  • на государственных торгах или аукционах;
  • по судебному решению, если собственник отказывается переоформлять землю добросовестному арендатору.

Право преимущественной покупки появляется у граждан или организаций в следующих случаях:

  • на муниципальном участке возведено жилое строение, принадлежащее по праву частной собственности;
  • на отведенных наделах под ведение садоводства или огородничества построены жилые или подсобные строения, оформленные по праву собственности. Причем у членов садоводческих товариществ или дачных кооперативов есть право упрощенного оформления земель в собственность.

Арендатор  муниципальных земель может обратиться с заявлением о передачи ему по праву частной собственности либо в отдел землепользования при администрации поселения, либо в подразделение Министерства Имущественных отношений по месту нахождения земельного участка.

В заявление высказать свою просьбу, и привести обоснования для законной передачи:

  • земля находилась в бессрочном пользовании продолжительное время;
  • надел арендован длительное время;
  • желание выкупить дополнительную землю.

К заявлению следует приложить определенный пакет документации, конкретный список можно узнать у ответственного за перераспределение земель лица.

Оформление муниципальной земли в собственность

Чтобы вашу просьбу точно одобрили, следует подготовиться и пройти все этапы предварительной подготовки документации:

  1. Установление точных границ земель

Эти работы предполагают проведение межевания кадастровым инженером, то есть он определит план участка с привязкой к местному ландшафту. Если вы хотите бесплатно заказать услугу, то придется встать в очередь, она может подойти только после полугода ожиданий.

Но эти же работы могут провести специально аккредитованные компании, стоимость их работ колеблется от 5 до 10 тыс. руб., в зависимость от сложности работ по изыскательской деятельности кадастрового инженера.

Все работы будут проводиться в такой последовательности:

  • осмотр местности и проведение подготовительных работ по межеванию участка;
  • на основании измерений составляется кадастровый план и технический проект, который содержит в себе наличие или отсутствие коммуникационных линий, проходящих через участок;
  • установленные границы закрепляются межевыми значками, по их месторасположению выверяют координаты на местности;
  • вычисляют общую площадь земли;
  • на основании этих параметров будет составлен план проведенного межевания.

Участвующие в работе лица подписывают согласование границ, а также акт проведенных работ. По окончанию собственник может получить в Кадастровой палате межевой план участка.

  1. С этим документом следует обратиться в Кадастровую Палату с заявлением о постановке на кадастровый учет, причем подать его можно через интернет на сайте Росреестра, либо воспользовавшись записью по телефону на сайте Госуслуг.

При обращении за постановкой на учет могут затребовать документы:

  • общегражданский паспорт претендента на участок, если он обращается лично, либо доверенность, если полномочия переданы поверенному лицу;
  • план межевания границ;
  • оригинал оплаченной квитанции государственной пошлины.

Других документов запрашивать не должны. Весь пакет будет отправлен на проверку юридически значимых составляющих, и если все сделано правильно, заявителю выдается справка о приеме документов в Росреестр.

Срок регистрации составляет примерно 2 недели, после этого можно взять выписку из реестра, с присвоенным кадастровым номером, по конкретному участку.

  1. Только после этого можно обращаться к главе местной администрации о передаче надела в вашу собственность – пишется стандартное заявление установленного образца.
Прочитайте также:  Госпошлина за регистрацию права собственности 2019

К заявлению следует приложить:

  • заявление с просьбой о передаче;
  • выписку их единого реестра земель;
  • ксерокопию кадастрового плана участка;
  • оригинал и ксерокопию платежной квитанции на оплату госпошлины;
  • если предполагается покупка земли, то часть ее стоимости.

Признание доли невостребованной

До принятия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», под понятием невостребованной земельной доли понималась доля, входящая в структуру общего долевого владения землей, однако, непосредственный владелец не эксплуатировал ее в течении срока, превышающего три года.

Это тот отрезок времени, который прошел с момента вступления владельца в права собственности обозначенной доли.

Когда была принята новая редакция обозначенного выше закона, то понятие «невостребованной земельной доли» там уже не упоминалось. Но при этом в ней был перечислен свод правил, в соответствии с которым можно определенную долю причислить к категории невостребованной.

На каких основаниях доля земли может быть отнесена к невостребованной?

Обновленный ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» имеет особый подход к невостребованным долям. Самое важное, что понятие земельной доли в текущей редакции не содержится вообще.

Новая редакция закона говорит о том, что доля земли не может являться невостребованной. Она будет считаться таковой только в том случае, если владелец не передал ее в аренду или поступил с ней как-то иначе (об этом говорит пункт 1 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения»).

К причинам дополнительного характера для отнесения доли к списку невостребованных, относят случаи, когда:

  • собственник доли неизвестен, и о нем нет никакой информации в документах о проведении регистрации данной земли (что говорится в законе «О госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним»);
  • собственник земли скончался, и после него не осталось ни одного законного наследника, и не был составлен завещательный документ;
  • наследники, которые остались после смерти долевладельца, не имеют возможности воспользоваться правом на наследование;
  • законные наследники лишены права наследования, были отстранены от наследства либо отказались от принятия наследственного имущества.

Ранее признать доли земли невостребованными не было возможности, так как их владелец, он же и является наследодателем, самостоятельно распоряжался указанной долей земли.

На данный момент, подобная возможность возникла. При этом, когда долю земли передали в аренду, но владелец скончался, а наследники по каким-то причинам не вступили в права наследования, ее могут законно отнести к невостребованным землям.

Обязанность по выполнению данной процедуры возложена на органы власти на местах (п. 3 ст.12.1 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г.).

Администрация поселкового сельсовета или городского округа, включающего в свой состав земли с/х назначения, формирует список невостребованных земельных долей, которые подпадают под основания, указанные выше.

После орган местного самоуправления, в ведомстве которого расположен аграрный участок, включающий в свою общую площадь подобные наделы, официально публикует эту информацию в печатном издании областного значения, на своем интернет-сайте и вывешивает подобные списки на общественных информационных щитах населенного пункта.

Всю эту процедуру поселковый совет должен проделать не менее, чем за три месяца до даты созыва общего собрания собственников земельных паев. Затем реестр невостребованных земельных долей специалист сельского совета должен предъявить собранию собственников для утверждения.

Ежели владелец сельскохозяйственной доли посчитает, что его земля находится в данном списке необоснованно, то он должен свой письменный протест в этот трехмесячный срок направить в местный орган власти, на районе которого расположена его собственность. И на собравшемся совете обладателей земельных долей обнародовать имеющиеся у него доказательства своей правоты.

Если все-таки общее собрание признала землю собственника невостребованной, то далее решением этого вопроса будут заниматься судебные инстанции, после написания на их адрес искового заявления.

Если по прошествии четырехмесячного срока такое решение участниками общего схода не принято, то исполнительный орган местной власти правомочен самостоятельно утвердить созданный им список невостребованных земельных долей.

Кто распоряжается невостребованными земельными долями? Такой прерогативой наделяются муниципальные образования, после прохождения всех регистрационных этапов узаконивания данных земельных площадей.

Как востребовать свою земельную долю

Не каждый из владельцев соглашается с тем, что принадлежащая ему доля в общей земельной, будет относиться к числу невостребованных.

Свое мнение они могут выразить письменно, направив заявление в ОМС того населенного пункта, в пределах которого размещен спорный земельный надел.

Прочитайте также:  Ответственность за самовольную перепланировку квартиры как узаконить переустройство

Кроме того, свое несогласие с определением, данным для его доли, владелец последней может высказать при сборе всех участников долевого владения. Все заявления владельцев о необоснованности решения, которое принято в отношении их долей, могут послужить веской причиной для вывода данной доли из числа невостребованных.

В законе «Об обороте земель сельхозназначения», в пункте 6 статьи 12.1 говорится о том, что любой собственник, несогласный с тем, что к его земельной доле было применено определение невостребованной, должен выразить свои возражения на этот счет в письменном виде и отправить их в ОМС, а также сделать заявление по этому поводу на собрании всех владельцев долей.

Решение о том, что землю следует отнести к невостребованным долям и внести ее в соответствующий список, утверждается именно на общем собрании собственников.

Таким образом, мы видим, что для принятия решения о прекращении статуса доли как невостребованной, необходимо предпринять оба шага. В противном случае, доля, попавшая в список невостребованных, не может быть из него извлечена.

Хотя никогда не стоит отчаиваться. Даже если вы пропустили сроки и не успели выразить свое возражение органам местной власти и на общем собрании собственников, шансы вывести свою земельную долю из списка невостребованной у вас остаются.

Как только до вас доходит информация о признании вашей земельной доли невостребованной, сразу же обращайтесь в суд. На нем органы местного самоуправления будут претендовать на то, чтобы эта доля была передана им в частную собственность.Поверьте, суд обязательно будет на вашей стороне, и не даст свое разрешении на признание прав органов самоуправления на вашу земельную долю.

За кем закрепляется право распоряжения

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли,
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Ответственность за надлежащее использование

Иметь в собственности земельный пай – очень ответственное законное право владения.

Собственник обязан заниматься обработкой своей земли либо отдавать ее в аренду сельхозорганизациям, которые будут обрабатывать и получать от этого прибыль, определенный процент которой выплачивается арендодателю в виде арендной комиссии.

Также такие организации несут ответственность перед владельцем земли за неправильное либо ненадлежащее использование его собственности (ст. 183 Гражданского Кодекса РФ). Перед государством сельхозкомпании несут обязанность выплаты соответствующих налоговых сборов: на полученную прибыль, земельный налог.

Положения ФЗ № 101 от 27 июля 2002 г. направлены на регулирования отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными органами исполнительной власти.

Госучреждения, занимающиеся земельным контролем, обязаны проводить постоянную проверку состояния обрабатывания земли сельхозназначения. В случая неправильного и противозаконного использования земледельческих долей, реагировать на это незамедлительно.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector