Налог на имущество и налог на землю. Особенности объектов имущественного налога: распространяется ли этот вид налога на землю

Содержание

Распространяется ли налог на имущество на землю?

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на недвижимость за 2019 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2019 года, за 2019 год – до 1 декабря 2019 года, а налог на имущество за 2019 год — до 01 декабря 2019 года.

Представительные органы муниципальных органов власти издают специальные указы, в которых выставляют сроки. За эти сроки налогоплательщики и должны перечислить все причитающиеся суммы. Законы Москвы и Санкт-Петербурга так же нужны для установки правил в этой сфере.

Кадастровую стоимость принято определять в соответствие с нормами земельного законодательства, которое действует на данный момент. Чтобы получить информацию о кадастровой стоимости участка, его владельцу необходимо обратиться с письменным заявлением в местное отделение Росреестра. Также некоторые данные находятся на сайте Росреестра.

  • Комнату или квартиру;
  • Дом жилого типа;
  • Помещения для профессиональной деятельности творческой направленности;
  • Сооружения для хозяйственных нужд. Касается только строений не более 50 м 2 площадью, расположенных на земельном участке, например, садовом или дачном;
  • Место под автомобиль или гараж.

Налог – это обязательный платеж от человека или от предприятия государству. За счет этих платежей функционируют все важнейшие системы страны. Осуществление этих платежей является обязательным, для некоторых граждан существуют льготы. Правовое регулирование этого вопроса отводится Налоговому кодексу РФ.

  • 0,1% – касаемо жилых домов и иных помещений для проживания, гаражей, машино-мест, а также объектов, которые еще не достроены;
  • 0,5% – для всех других объектов;
  • 2% – для элитной дорогой недвижимости, кадастровая цена которой составляет более 300 млн рублей, а также торговых центров.

Налог на имущество и налог на землю. Особенности объектов имущественного налога: распространяется ли этот вид налога на землю

Кроме того, обязанность платить рассматриваемый налог возлагается и на несовершеннолетних лиц, обладающих соответствующей недвижимостью. Однако фактически в такой ситуации оплату налога осуществляют законные представители граждан, которым еще не исполнилось 18 лет (родители, опекуны).

Чтобы определить применяемую к конкретному имущественному объекту или объектам налоговую ставку, необходимо узнать их суммарную инвентаризационную стоимость, которая также будет умножена на коэффициент-дефлятор. Если такая сумма имеет значение до 300 тыс. рублей (включительно), то берется налоговая ставка – до 0,1 % (включительно); от 300 и до 500 тыс. рублей – свыше 0,1 % и до 0,3 % (включительно), более 500 тыс. рублей – свыше 0,3 и до 2,0 % (включительно).

Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

  • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
  • предназначенные для лесозаготовок;
  • находящиеся под многоквартирными домами.

Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

  • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;

Подробности см. здесь.

  • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

  • собственности;
  • пользования без установления срока;
  • владения по праву наследства.

Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказализдесь.

Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Налог на имущество и налог на землю. Особенности объектов имущественного налога: распространяется ли этот вид налога на землю

Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного центра «Сколково».

Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

В официальном разъяснении сказано, что в силу статьи 38 Налогового кодекса РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Налог на имущество организаций регламентируется статьями 14 и 15 Налогового кодекса РФ, а порядок взимания земельного налога регулируется главой 31 НК РФ. Статья 374 Налогового кодекса РФ однозначно гласит, что земельные участки и другие объекты природопользования, в том числе водные и другие природные ресурсы, не признаются объектами налогообложения.

Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

документы для получения кадастрового плана

По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно.

Налоговые платежи разнообразны они взымаются почти со всего, не является исключением и имущество граждан.

Налог на имущество является местным. Он должен уплачиваться в местный бюджет (поселок, область, республика).

Размер определяет местная власть в лице местного законодательного органа .

имеющего на это право. Однако федеральное законодательство установило рамки при налогообложении имущества .

Вопрос: На балансе организации в качестве основного средства числится земельный участок.

Должна ли организация уплачивать налог на организаций со стоимости числящегося на балансе земельного участка? Ответ: Для исчисления налога на имущество объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.

Налог на имущество

Налогоплательщики

^К началу страницы

Налог на имущество и налог на землю. Особенности объектов имущественного налога: распространяется ли этот вид налога на землю

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.

Облагается ли земельный участок налогом на имущество

Налог на имущество

В течение года предприятие делает несколько взносов по налогу, а в конце налогового периода происходит полная оплата суммы начисленного налога.

Если платеж не был произведен вовремя, помимо основной суммы налога, будет начислена пеня.

Порядок сбора налога с физических лиц установлен в соответствии со статьей №32 НК РФ. Гражданин, являющийся владельцем квартиры, комнаты, гаража или иных помещений, обязан платить налог за пользование каждым из них. Налогообложение производится на уровне муниципалитета. Общая стоимость имущества, которое принадлежит одному лицу, и располагается на территории одного муниципального образования, берется за основу в расчете суммы налога на имущество. Органы местного самоуправления сами определяют уровень налога, но не могут начислить более 2%.

Земельный налог

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните: Москва 7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург 7 (812) 313-26-64.

В отношении НДФЛ каких-то особенных перемен не ожидается, судя по Основным направлениям налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. Транспортный налог отменять также не собираются, хотя и запланировано создание дорожных фондов в субъектах Российской Федерации. В соответствии с принятым 06.04.2011г.

Федеральным законом N 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» сборы от этого налога в скором времени будут аккумулироваться на специальных счетах, не уходя за пределы региона. Но для физических лиц, уплачивающих транспортный налог, это изменение выразится лишь в других цифрах счета получателя в квитанции на уплату налога, что для многих будет практически незаметно.

Наиболее значимые и самые радикальные перемены ожидают россиян в 2012 году в отношении двух оставшихся налогов — земельный налог и налог на имущество. В ближайшие годы они, возможно, будут заменены одним новым налогом на недвижимость.

Сейчас обложение земельным налогом производится по правилам гл. 31 Налогового кодекса РФ. Налог должны уплачивать владельцы земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но ставки не могут быть выше 1,5%.

Налог на имущество физических лиц взимается по правилам, установленным Законом РФ N 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц». Этот налог платят все граждане, имеющие в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, либо долю в них.

распоряжение с/х землями

Расчет налога производится по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и дифференцированным ставкам. Обычно в зависимости от величины инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения ставка налога на одной и той же территории несколько отличается, но никогда не превышает установленного Налоговым кодексом максимума в 2%.

Предполагается, что новый налог будет взиматься с рыночной стоимости объектов налогообложения. При этом ставки будут от 0,1% до 2% от этой стоимости. К тому же ежегодно, если не чаще, рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно, сумма налога будет постоянно меняться.

Инвентаризационная стоимость недвижимости рассчитывается как стоимость строительства такого же объекта в современных условиях по ценам и технологиям сегодняшнего дня с учетом износа самого объекта. То есть чем более старый объект, тем ниже его инвентаризационная стоимость, а вместе с тем и ниже налог на имущество.

Рыночная цена определяется как текущая стоимость, сложившаяся на основе спроса и предложения в каждый отдельный момент времени на рынке недвижимости. И совсем не обязательно, что рыночная цена будет уменьшаться вместе со старением объекта недвижимости, ведь это не единственный фактор. Наиболее значимым для рыночных цен будет так и не решенная жилищная проблема, пока спрос на жилье значительно превышает предложение, рыночная цена на недвижимость будет значительно выше инвентаризационной.

Понятно, что сегодняшние налогоплательщики не приветствуют эту законодательную инициативу. Такие нововведения требуют от правительства и законодательной власти тщательной проработки в отношении социально незащищенных слоев населения. Предполагается, что часть имущества будет исключена из налогообложения.

Этот необлагаемый минимум пока не выбран, но скорее всего он будет существовать либо в натуральной форме (несколько соток земли и (или) сколько-то кв. метров жилья), либо в виде вычета некоторой суммы из налогооблагаемой стоимости всей имеющейся у собственника недвижимости. Поспешное принятие поправок в Налоговый кодекс, увеличивающих бремя всех налогоплательщиков, крайне нежелательно для правящей власти в предвыборный год. Это также дает основания ожидать более позднего введения нового налога, чем в 2012 г.

Внедрение нового налога сдерживает и ряд технических проблем — это, в частности, неполнота формирования государственного кадастра. Окончательных результатов государственной кадастровой оценки недвижимости следует ожидать не ранее 2012 г. В то же время с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г. в четырех субъектах Российской Федерации (Татарстан, Кемеровская, Тверская и Калужская области) проходило пилотное тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в России.

По ранее запланированному графику, к концу 2012 г. все подготовительные мероприятия должны быть завершены и должна была быть подготовлена ко второму чтению в Государственной Думе соответствующая глава Налогового кодекса. Однако работа над этим проектом пока не закончена, поэтому до чтения еще далеко.

После принятия поправок и включения в Налоговый кодекс РФ этой главы налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. На деле получается, что действовать новый налог начнет не ранее чем с 2014 г. и лишь в отдельных регионах, которых вряд ли наберется более десятка.

Антон Соничев, адвокат юридической компании «Налоговик»

ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВ В МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Прочитайте также:  Право на пристройку в многоквартирном доме

Действующее законодательство регламентирует выплату данного сбора в главах 30 и 32 Налогового кодекса. Первая регулирует данный налог, выплачиваемый юридическими лицами, в то время как вторая – физическими.

Ранее платежи за имущество физических лиц вносились в соответствии с отдельным специализированным законом №2003-1, выпущенным 9 декабря 1991 года.

На сегодняшний день этот нормативный акт уже потерял свою законную силу, в связи с чем гражданам следует руководствоваться нормами Налогового кодекса, а также различными подзаконными актами, которые регулярно принимаются законодателями.

Что облагается?

  • жилые дома, квартиры и помещения в них;
  • места и постройки для стоянки и хранения транспорта;
  • строения хозяйственного назначения расположенные на дачных участках;
  • административно-деловые центры;
  • объекты, находящиеся в стадии строительства;
  • доли в вышеперечисленных объектах.

Имущественный налог взимается за движимые и недвижимые активы, находящиеся:

  • в использовании;
  • во временном владении;
  • в постоянном пользовании;
  • в доверительном управлении;
  • используются для ведения совместной деятельности;
  • полученным после заключения концессионного соглашения;
  • числящегося во владении физического лица или на балансе основных средств предприятия.

С подробным перечнем налогооблагаемых объектов можно ознакомиться в ст. 401 НК РФ.

В первую очередь рассмотрим законодательство, касающееся налога на имущество. Потому как у большинства людей есть своя собственность, отведенная для постоянного проживания. Имущественное налогообложение затрагивает конкретные объекты, к которым можно отнести: квартиру, комнату, частный дом, дачное жилое строение, помещение под мастерскую, гараж и машиноместо. Именно за данную недвижимость взимаются денежные средства с граждан Российской Федерации.

Однако существуют льготы для пенсионеров, которые были в 2016 году и остались в 2018 году. Людей, которые уже вышли на пенсию, освобождают от необходимости уплачивать имущественные взносы. Именно поэтому при достижении пенсионного возраста граждане больше не должны оплачивать, к примеру, квартиру, находящуюся в их собственности.

Однако тут есть некоторые особенности, о которых не стоит забывать. В некоторых случаях все-таки придется заплатить за свое имущество, и такая ситуация определена законодательством. Если у пенсионера в собственности два и более объекта одного вида, то тогда за остальные придется отдавать денежные средства.

Гражданин может самостоятельно выбрать, за какой объект он не будет платить. Далее потребуется подать заявление в налоговую службу, в котором нужно указать свое решение. Если не сделать это своевременно, то тогда уже инспекторы самостоятельно решат, на какой объект налогообложение будет отсутствовать. Причем выбирается он по кадастровой стоимости (берется самый дорогой из имеющихся).

Отметим, что есть и другие случаи, когда налоговый взнос отсутствует, либо снижен:

  1. От площади квартиры не облагается налогом 20 квадратных метров.
  2. Размер частного дома меньше 50 квадратных метров.
  3. Величина комнаты до 10 квадратных метров.

Именно поэтому, если пенсионеры платят налог, то он нередко значительно снижен. Также стоит помнить и о других льготах, которые имеются у людей. Более подробный перечень следует узнавать в местной налоговой инспекции.

Земельный налог

Люди преклонного возраста нередко имеют свой земельный участок, на котором занимаются садоводством или огородничеством. Поэтому они лично заинтересованы в вопросе налогообложения на землю, который отличается от имущественного взноса. Если по поводу квартир и частных домов все ясно, то необходимость оплатить участок остается под сомнением. Обратившись к законодательству, не удастся найти однозначный ответ, поэтому данный вопрос должен решаться лично.

Налог на имущество

  • общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Возможные льготы по объекту земельного налога

— ограниченные в обороте земельные участки, согласно действующему законодательству РФ (имеются в виду земли, занятые под памятниками культуры и искусства, наследие народов). Такие земли занесены в специальный список. Кроме того к ним относятся и земельные участки с историческими заповедниками и археологически ценными объектами;

— земельные участки, изъятые из оборота согласно действующему законодательству РФ;

— территории со статусом «лесной фонд»;

— территории, находящиеся в собственности государства с водными объектами, представляющими ценность и отнесенные к категории «водный фонд».

^К началу страницы

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Порядок уплаты и подача декларации

Сдача отчетов по выплаченным налогам не входит в обязанности граждан, это задача только юридических лиц. Это должно произойти в отведенные законом сроки, информация о которых зафиксирована в п.2 ст.386 НК РФ.

Налоговые органы полностью самостоятельно рассчитывают сумму налога, которая должна быть оплачена физическим лицом. Информация, на основании которой осуществляется расчет, налоговыми службами получается из органов, занимающихся ведением кадастрового учета и государственной регистрацией прав.

Таким образом, если человек не получает соответствующее уведомление, то в таком случае взыскание земельного налога с него будет осуществляться не более, чем за последние три года, но в случае игнорирования поступающих направлений взыскание сбора осуществляется за любой промежуток времени. В то же время частным предпринимателям и юридическим лицам нужно самостоятельно рассчитывать точную сумму налога.

срочный и бессрочный сервитут

Налог имущество оплачивается один раз в год на основании инвентаризационной стоимости имущества. Органы, занимающиеся ведением кадастрового учета и государственной регистрацией прав, до 1 марта отправляют в налоговый орган информацию, которая требуется для расчета точной суммы налога.

В преимущественном большинстве случаев ставки налогообложения определяются представительными органами местного самоуправления, но при этом они в любом случае не будут выше тех, которые прописаны в действующем законодательстве.

Если же участок земли находится у организации по праву безвозмездного пользования (договор срочной аренды), то налог на землю не взимается.

Статья 389 Налогового кодекса говорит о том, что стоимость земельного участка (кадастровая стоимость), который признан объектом налогообложения и является налоговой базой. Ее определение регламентируется действующим законодательством РФ. В случае если земельным участком владеет организация, то, с учетом государственных сведений о кадастровой стоимости каждого участка земли, организация сама может определить базу налога, по праву собственника или праву бессрочного обладания.

Если же земельные участки находятся в коллективной стоимости, то размер базы налога рассчитывается для каждого налогоплательщика в индивидуальном порядке.

— 0,3% для земельных участков, эксплуатируемых в качестве сельскохозяйственных угодий или находящиеся внутри территории определенной под сельскохозяйственные нужды;

— 0,3% для территорий земли, занятых под строительство жилья, а также под инфраструктуру ЖКХ, кроме участков, не относящихся ни к ЖКХ, ни к строительству, но находящихся внутри территории, отведенной под данные нужды;

— 0,3% для земель, отведенных под ведение личного подсобного, приусадебного хозяйства или огородничества, включая дачное хозяйство;

— 0,3% для земель с ограниченным оборотом, предназначенных для таможенных и оборонительных нужд;

— 0,3% для остальных видов земельных участков, не попадающих под вышеперечисленные категории.

Также Налоговым кодексом РФ предусмотрена дифференцированная налоговая ставка в отдельных случаях, согласно пункту 2 статьи 394.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните: Москва  7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург  7 (812) 313-26-64.

Остается непонятным момент, касающийся налогообложения земельных участков. Об этих и других вопросах будет подробно рассказано далее в статье.

Законодательство

Законодательное регулирование осуществляется только второй частью НК РФ, главами 30 (для юрлиц) и 32 (для граждан) соответственно.

Ранее платежу на имущество физлиц был посвящен специальный закон от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Но на сегодняшний день данный акт утратил свою силу и стоит руководствоваться только положениями НК РФ и периодически принимаемыми подзаконными актами.

Как видно из названия – это прямой платеж в пользу государства, которым облагается имущество, как движимое, так и недвижимое. Это зависит от самого вида платежа и, следовательно, от субъекта.

Законодательство устанавливает два вида рассматриваемого налога:

  • на имущество организаций;
  • на имущество физлиц.

что такое межевой план

Налог на имущество юрлиц относится к числу региональных, поэтому его ставка устанавливается в каждом регионе страны своя, однако она не может превышать границы, определенной НК РФ – 2,2%, а за основу для расчетов берется кадастровая стоимость соответствующего недвижимого объекта.

Поступления от уплачиваемого организациями обязательного платежа направляются в региональные бюджеты (то есть в каждый субъект РФ).

Налоговая база – это средняя годовая стоимость имущества, содержащегося в законном перечне объектов.

Налоговый период для уплаты организациями – это календарный год, а отчётные периоды – первый квартал, 6 и 9 месяцев.

Имущественный налог, взимаемый с граждан – это, напротив, местный платеж, следовательно, ставки определяются местными органами власти, однако они должны быть в диапазоне ставок, содержащихся в законах на уровне всей страны.

Ставки зависят от общей суммы инвентаризационной стоимости объектов, подлежащих обложению рассматриваемым платежом.

Налог на имущество российских юрлиц подлежит уплате для таких видов движимого и недвижимого имущества, которое:

  • во временном владении;
  • в пользовании;
  • в распоряжении;
  • в доверительном управлении;
  • внесено в совместную деятельность;
  • получено по концессионному соглашению;
  • учитывается на балансе как объекты основных средств в бухучете.

дарение земельного участка

Ранее этот перечень был более расширенным, так как облагались рассматриваемым платежом и нематериальные активы, материалы и другие средства.

Затем список объектов сократился, а ставка, наоборот, увеличилась.

Перечень объектов, за которые граждане обязаны платить рассматриваемый налог, можно найти в статье 401 НК РФ, куда включены:

  • дом, предназначенный для проживания;
  • квартира или комната;
  • гараж либо место под машину в гараже;
  • недвижимость в виде единого комплекса;
  • объект, строительство которого не завершено;
  • иные объекты недвижимости.

Что примечательно в данной ситуации: налогообложению подлежит и доля в праве собственности на перечисленные объекты.

Важно также и то, что согласно изменениям в НК РФ в 2016 году, нежилые строения (домики под садоводство и дачи) стали относиться к жилым и за них также нужно платить имущественный налог, начиная с 2015 года.

Однако, в такой ситуации, граждане могут рассчитывать на получение льготы (если налог считается согласно кадастровой стоимости объекта): то есть 50 кв.м. от площади такого строения могут не облагаться.

Чтобы получить такую льготу, нужно подать в ИФНС специальное заявление (как лично, придя в инспекцию, так и через Интернет – в личном кабинете на сайте ФНС России).

Льготы на уплату рассматриваемого налога могут быть предоставлены в отношении квартиры, комнаты, дома, специальных и хозяйственных сооружений, а также гаража/гаражного места.

Плательщиками налога, распространяющегося на имущество юрлиц, являются все имеющие перечисленное выше имущество российские компании любой формы образования (ООО, АО и т.п.)

Недвижимость индивидуальных предпринимателей (которые применяют УСН) частично облагается данным платежом.

Такое правило распространяется на имущество физлица, которое было образовано в результате раздела или иного действия, после которого возник новый объект недвижимости.

Относительно той недвижимости, которая используется предпринимателями непосредственно в их деятельности, уплата имущественного налога, как физлица, не предусмотрена.

Оплачивать такой платеж, предусмотренный для граждан, обязаны все граждане, которые имеют в своей собственности подлежащие налогообложению объекты недвижимости, при отсутствии специальных льгот, освобождающих от его уплаты.

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Однако закон предусматривает несколько категорий граждан, которые могут вовсе не платить имущественный налог.

Вот некоторые из этих групп граждан:

  • Герои СССР и РФ и награжденные орденом Славы;
  • инвалиды первой и второй группы;
  • участники ВОВ;
  • граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и которому положена
  • социальная поддержка;
  • военнослужащие и уволенные с военной службы из-за достижения предельного возраста;
  • пенсионеры и другие.

При пользовании землей общего пользования граждане обязаны уплачивать земельный налог.

Во сколько собственнику обойдется межевание земельного участка? Цены, а также контакты компаний, которые проводят данную процедуру, вы найдете в нашей статье.

Нужно ли согласие супруга на покупку земельного участка? Ответ на этот вопрос здесь.

документация на недвижимость

Ответ на этот вопрос весьма однозначен и в отношении земельных участков юрлиц и в отношении земельных наделов, принадлежащих гражданам и вот почему.

Минфин в своем письме от 08.12.2014г. разъясняет, что земельные участки, принадлежащие организациям, имущественным налогом не облагаются. Кроме того, норма о том, что земельные участки юрлиц, наряду с водными и иными объектами, не относятся к объектам имущественного налога, напрямую указана в п. 1 ч. 4 статьи 374 НК РФ.

Земельные наделы граждан также не входят в список объектов, которые облагаются обязательным платежом за имущество.

Земельные же участки, согласно российскому земельному законодательству, облагаются земельным налогом. Этому посвящена глава 31 НК РФ и такое обязательство распространяет свое действие на все земельные участки, которые располагаются в черте каждого конкретного муниципального образования.

Существует два вида имущественного налога: для юридических лиц и для граждан. Это платежи разного уровня бюджета и имеют разные ставки.

Законодательством определены конкретные перечни имущественных объектов, облагающихся имущественным налогом.

Для некоторых групп физлиц возможно получение льготы, что освободит их от уплаты имущественного платежа в пользу государства.

Земельный налог

Налоговая база

Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.

Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ. Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.

^К началу страницы

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

межевание земельного участка стоимость

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте
Росреестра в сети Интернет.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности — в равных долях.

Начиная с налогового периода 2019 года в

будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость земельного участка, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учётом нижеприведённых особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Прочитайте также:  Как связаться с судебными приставами

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

^К началу страницы

Физические лица, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления осуществляется не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Если этот документ собственники земельных участков не получат за месяц до срока уплаты налога, ФНС России рекомендует проявить самим инициативу, обратившись в инспекцию лично.

Перейти

Обратиться в инспекцию можно, предварительно записавшись на прием, с помощью интернет-сервиса:

«Онлайн запись на прием в инспекцию»

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА

^К началу страницы

  1. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
  2. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии со статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии со статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

    Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

  3. Особенности применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы:

    а) для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и подлежащая применению по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, за исключением нижеперечисленных случаев;

    б) изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения (уточнения площади, назначения, разрешенного использования, категории и т.п.) учитывается со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

    в) в случае оспаривания кадастровой стоимости и установления начиная с 01.01.2019 рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии при управлении Росреестра или по решению суда, сведения о вновь установленной кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта налогообложения), внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости;

    г) в случае изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда из-за недостоверности сведений, использованных при ее определении, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

  4. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
    Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
    Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
  5. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется с месяца (с 1 января 2019 года — со дня) открытия наследства.
  6. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
  7. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  8. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  9. Налоговые уведомления об уплате налога направляются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 52 НК РФ).
    Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Когда возникает обязанность платить за землю?

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Законодательство

доказательства в суде

Законодательное регулирование осуществляется только второй частью НК РФ, главами 30 (для юрлиц) и 32 (для граждан) соответственно.

Учитывая, что земельные участки исключены из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, поскольку они подлежат налогообложению самостоятельным налогом — земельным налогом, положения статьи 374 Налогового кодекса не противоречат статье 389 Налогового кодекса.

Напомним, что в конце прошлого года местными налоговыми органами городов федерального значения были разработаны индивидуальные порядки налогообложения имущества организаций. В частности был введен налог на имущество по кадастровой стоимости. Это нововведение коснулось всех коммерческих помещений в указанных городах.

^К началу страницы

процента исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • (до налогового периода 2020 года) приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • (с налогового периода 2020 года) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

процента исходя из кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

необходимые документы

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (п. 2 ст. 394 Кодекса).

В случае правообладания земельным участком в течение
неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как
отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в
собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Перейти

Подробную информацию об установленных налоговых ставках можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Законодательство

Учитывая, что земельные участки исключены из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, поскольку они подлежат налогообложению самостоятельным налогом — земельным налогом, положения статьи 374 Налогового кодекса не противоречат статье 389 Налогового кодекса.

Законодательное регулирование

Министерство финансов выпустило официальное письмо, в котором уточнило, какие налоги устанавливаются на земельные участки, находящиеся под постройками различных юридических лиц. В первую очередь, данное письмо включает в себя указания касательно того, что в соответствии с нормами статьи 38 Налогового кодекса у каждого налога присутствует самостоятельный объект обложения.

Учитывая, что земельные участки не входят в перечень объектов обложения по налогу на имущество, так как подлежат обложению отдельным самостоятельным налогом, нормы, указанные в этих двух статьях, не противоречат друг другу.

Федеральные льготы при оплате земельного налога

^К началу страницы

Освобождаются от налогообложения физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

С информацией о налоговых льготах (по всем видам имущественных налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

При расчете земельного налога налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

  • категории лиц, перечисленные в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ):
    • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
    • инвалиды I и II групп инвалидности;
    • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
    • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
    • физические лиц, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
    • физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
    • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
    • физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
    • физические лица, имеющие трёх и более несовершеннолетних детей.
  • Уменьшение налоговой базы (далее – налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика (независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка в пределах территории Российской Федерации).

    Право на налоговый вычет реализуется посредством представления налогоплательщиком в любой налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (далее – Уведомление).

    При непредставлении Уведомления налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    В случае, если при применении налогового вычета налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

    Для лиц, указанных в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы в виде вычета, предусмотренное пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если у налогового органа имеются документированные сведения, позволяющие подтвердить право налогоплательщика на налоговую льготу в виде вычета. Например, ранее налогоплательщикам предоставлены и применялись налоговым органом налоговые льготы по земельному налогу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Закона № 436-ФЗ), по налогу на имущество физических лиц (в т.ч. на основании подпунктов 1 — 3, 4, 6, 8, 10, 12 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации) и (или) налоговые льготы при налогообложении имущества в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    Органы местного самоуправления, соответствующие органы власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу, не предусмотренные федеральным законодательством.

    С информацией о налоговых льготах (по всем видам имущественных налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

    Прочитайте также:  Нужно ли идти в налоговую после продажи квартиры

    Убедившись, что налогоплательщик относиться к категориям физических лиц, имеющим право на налоговую льготу, но льгота не учтена в полученном налоговом уведомлении или возникла впервые, целесообразно подать в любой налоговый орган заявление о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@).

    Формат и порядок заполнения заявления можно посмотреть

    Если заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.

    Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом:

    • через «Личный кабинет налогоплательщика» (для пользователей Личного кабинета налогоплательщика);
    • почтовым сообщением в налоговую инспекцию;
    • путем личного обращения в любую налоговую инспекцию;
    • через уполномоченный МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги.

    — учреждения подведомственные Минюсту РФ, владеющие участками земли, используемыми ими для выполнения профессиональных обязанностей;

    — организации, владеющие и обслуживающие земельные участки, занятые государственными автодорогами общего пользования;

    — земля, на которой расположены здания и строения, принадлежащие религиозным и благотворительным организациям;

    — общества инвалидов (в том числе союзы), члены которых на 80% состоят из инвалидов, использующие земельные участки для осуществления деятельности, прописанной в уставе организации. Также сюда относятся и организации, созданные за счет уставного фонда общества инвалидов, причем численность инвалидов в организации должна составлять 50% и выше, а процент от общего фонда заработной платы составляет 25%. Земля должна использоваться для производства товаров, работ и услуг согласно перечню, утверждаемому государством;

    — объединения и учреждения, единоличными собственниками которых являются вышеперечисленные союзы инвалидов в отношении земельных участков используемых для образовательных целей, лечебных, спортивных, культурных, научных или иных, для помощи в развитии и адаптации, реабилитации детей инвалидов и их родителей;

    — не облагаются земельным налогом земли, на которых осуществляет свою деятельность организация народных промыслов, с целью производства и продажи изделий искусства;

    — учреждения и организации со статусом «особой экономической зоны», но сроком не более 5-ти лет со дня основания;

    — управляющие компании, обслуживающие объекты на земельных участках внутри территории отведенной под инновационный центр «Сколково» (ФЗ №244 от 28.09.2010);

    — организации, занимающиеся судостроением, промышленные объекты которой находятся внутри территории со статусом «особой экономической зоны». Участки земли должны быть использованы для строительства, обслуживания и ремонта судов. Срок освобождения от уплаты земельного налога – 10 лет.

    Теперь разберемся какие льготы по уплате земельного налога установлены для физических лиц в законодательстве России.

    — Герои СССР, РФ и кавалеры ордена Славы;

    — инвалиды первой и второй групп, получившие их до 01.01.2014, в том числе инвалиды с детства;

    — ветераны и инвалиды ВОВ и других боевых действий;

    Платят ли пенсионеры налог на имущество и земельный налог в 2018 году

    — лица, задействованные в непосредственном испытании термоядерного и ядерного видов вооружения;

    — лица больные лучевой болезнью, вследствие участия в испытаниях ядерного и термоядерного видов вооружений;

    В случае прекращения действия налоговой льготы в течение налогового периода, сумма налога будет определяться с учетом коэффициента, учитывающего месяцы, на которые льгота распространялась и месяцы без льгот. Причем, месяц установления льготы и месяц снятия, всегда берутся в расчет как полные.

    Индивидуальные предприниматели должны исчислять суммы налога (и авансовых платежей) самостоятельно, для земель, используемых для предпринимательской деятельности. Если же земля не используется в предпринимательской деятельности, то сумма налога рассчитывается местным органом налоговой службы и присылается в виде налогового уведомления.

    Налоговое уведомление

    Плательщиками данного сбора выступают лица, распоряжающиеся определенным земельным участком на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или же постоянного пользования.

    Сам по себе данный сбор относится к категории местных, в связи с чем его введение или же прекращение действия основывается исключительно на тех нормативно-правовых актах, которые действуют на территории определенного региона.

    Таким образом, перечень ключевых положений об этом налогеприсутствует в Налоговом кодексе, в то время как конкретные нормы уже регулируются различными местными актами.

    Конкретные ставки устанавливаются в соответствии с нормами местного законодательства, но при этом в любом случае федеральными законами устанавливаются определенные пределы, которые не могут быть превышены.

    ^К началу страницы

    ^К началу страницы

    УФНС по Республике Адыгея разъясняет: земельные участки не облагаются налогом на имущество организаций

    Налог на имущество российских компаний предусматривает необходимость внесения соответствующей выплаты за различное движимое или недвижимое имущество, которое:

    • в пользовании;
    • во временном распоряжении;
    • в постоянном распоряжении;
    • в доверительном управлении;
    • является частью совместной деятельности;
    • было получено на основании концессионного соглашения;
    • учитывается на балансе как объект основных средств в бухгалтерском учете.

    Про имущественный налог

    Ранее данный перечень был более широким, так как налог распространялся на всевозможные материалы, нематериальные активы и прочие средства, но в дальнейшем было принято решение сократить перечень объектов, но в то же время повысить имеющуюся ставку.

    Перечень объектов, за которые указанный налог оплачивается гражданами, перечислен в статье 401 Налогового кодекса и включает в себя следующее имущество:

    • жилой дом;
    • комната или квартира;
    • гараж или же индивидуальное место под автомобиль в гараже;
    • недвижимость, возведенная в виде единого комплекса;
    • объект, строительство которого не было закончено;
    • какие-либо другие объекты недвижимости.

    Налог уплачивается даже в том случае, если у человека есть только доля в праве собственности на указанное имущество.

    Также важно принимать во внимание и тот факт, что в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс на протяжении 2018 года, нежилые здания получили такой же юридический статус, как и жилые, в связи с чем за них также выплачивается соответствующая сумма сбора.

    Однако в этой ситуации граждане уже могут рассчитывать на получение соответствующих льгот, и 50 м 2 площади данного строения не будут включаться в налогооблагаемую базу. Для получения этой льготы в территориальное отделение Налоговой службы отправляется соответствующее уведомление.

    Как происходит дарение дома и земельного участка — читайте в этой публикации.

    Льготы по земельному налогу

    2) ограничены в обороте. Это земли государственной или муниципальной собственности. Такие участки не предоставляются в частную собственность, кроме случаев, установленных законодательством (абз. 2 п. 2 и п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Для целей налогообложения к ограниченным в обороте отнесены земельные участки:

    • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектами археологического наследия;
    • входящие в состав земель лесного фонда;
    • занятые водными объектами в составе водного фонда. Причем сюда относятся и земли под гидротехническими сооружениями, которые расположены в пределах водохранилища, если они имеют соответствующие водному объекту виды разрешенного использования (письмо Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-02/17246).

    3) входят в состав общего имущества многоквартирных домов.

    Перечень земель, освобожденных от налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ.

    • не облагаемой земельным налогом суммы;
    • уменьшения суммы земельного налога или снижения налоговой ставки.

    Об этом сказано в пункте 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ. Правила отражения льгот в декларации по земельному налогу установлены в разделе V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

    Ситуация: должно ли платить земельный налог садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение?

    Ответ: да, должно, но только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности.

    Организации должны платить земельный налог по земельным участкам, в отношении которых они признаются собственниками. Об этом сказано в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ. При этом садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение может быть создано в форме товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства (п. 1 ст.

    После госрегистрации объединения земельный участок предоставляется:

    • в безвозмездное срочное пользование такому объединению;
    • за плату в совместную собственность членов такого объединения.

    Этот земельный участок состоит из земель общего пользования и земель индивидуальных участков. После утверждения и выноса в натуру плана организации и застройки территории объединения индивидуальные участки предоставляются его членам (гражданам):

    • в собственность или на ином вещном праве (в случае, если земельный участок объединению был предоставлен бесплатно);
    • в собственность (в случае, если земельный участок был предоставлен за плату).

    Земли общего пользования предоставляются садоводческому (огородническому, дачному) некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве (например, на праве постоянного (бессрочного) пользования) (ст. 216 ГК РФ). Такие правила установлены в пункте 4 статьи 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ.

    Земельный налог

    Таким образом, садоводческое (огородническое, дачное) некоммерческое объединение должно платить земельный налог только в отношении земель общего пользования, которые принадлежат ему на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

    Земельный налог в отношении индивидуальных участков объединение платить не должно, так как эти земли являются собственностью граждан – членов объединения или принадлежат им на ином вещном праве (п. 2 ст. 388 НК РФ).

    Если граждане создали огородническое некоммерческое объединение, они могут на общем собрании принять решение о закреплении за ним как юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (индивидуальных и общего пользования) (п. 4 ст. 14 Закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ). В этом случае объединение как юридическое лицо должно будет платить земельный налог в отношении этих участков при условии, что они будут закреплены за ним на праве собственности (п. 1 ст. 388 НК РФ).

    Ситуация: должна ли организация платить земельный налог до оформления свидетельства о регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на землю?

    Ответ: нет, в общем случае до оформления свидетельства о регистрации права собственности платить налог не нужно.

    Платить земельный налог нужно с земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ и принадлежащих организации на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Право собственности и право постоянного пользования на землю подлежит госрегистрации (ст.

    Если право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на землю возникло до 31 января 1998 года, оно может быть подтверждено другими правоустанавливающими документами (ст. 8 Закона от 29 ноября 2004 г. № 141). В этом случае организация, располагающая такими документами, должна платить земельный налог с принадлежащего ей участка.

    Если земельный участок куплен или получен в постоянное пользование после 31 января 1998 года и свидетельство о регистрации не было получено, то для уплаты налога оснований нет. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 апреля 2010 г. № 03-05-05-02/22, от 12 октября 2009 г. № 03-05-05-02/62, от 10 ноября 2006 г.

    Внимание: длительное уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок может послужить поводом для привлечения организации к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ. По мнению финансового ведомства, штраф в этом случае следует начислять за умышленную неуплату земельного налога, причиной которой является неправомерное бездействие организации (п. 3 ст. 122 НК РФ).

    Кроме того, за уклонение от регистрации права собственности (права постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа составляет:

    • для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 3000 до 4000 руб.;
    • для организации – от 30 000 до 40 000 руб.

    Такая мера ответственности предусмотрена статьей 19.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Что облагается?

    Плательщиками налога, который распространяется на различное имущество, находящееся в собственности юридических лиц, являются любые российские компании, имеющие собственное имущество, вне зависимости от их формы образования. При этом стоит отметить, что недвижимость, принадлежащая частным предпринимателям, облагается данным платежом частично.

    Оплата данного сбора гражданами осуществляется только в том случае, если в их распоряжении есть какие-либо объекты недвижимости, которые подлежат данному налогу, и если они не имеют соответствующих льгот, которые могли бы освободить от необходимости данной выплаты. При этом вносят данную выплату как граждане России, так и лица, имеющие иностранное гражданство или не имеющие его вовсе.

    Помимо этого, обязанность по оплате рассматриваемого налога в обязательном порядке возлагается на несовершеннолетних граждан, имеющих в своей собственности соответствующую недвижимость. При этом по факту оплата осуществляется со стороны законных представителей несовершеннолетних граждан.

    Сумма налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости указанного имущества. Точный размер сбора устанавливается в соответствии с нормами регионального законодательства, но в любом случае не может превышать 2.2%.

    На протяжении года компания делает несколько взносов по указанному сбору, а по окончанию периода полностью оплачивает рассчитанную сумму. При этом, если платежи не будут вноситься в установленные сроки, помимо основной их суммы, дополнительно будут начисляться соответствующие пени.

    Общая стоимость имущества, расположенного на территории определенного региона, используется в качестве основы для расчета суммы налога, но в любом случае органами местного самоуправления сумма выплаты не может устанавливаться больше, чем 2% от стоимости недвижимости.

    Налог на землю не предусмотрен для:

    • Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков, которые заняты музеями-заповедниками, археологическими памятниками, а также другими особо ценными объектами российской и мировой культуры.
    • Земель, принадлежащих лесному фонду.
    • Участков, ограниченных в обороте и занятых государственными водными объектами.
    • Общих земельных участков в составе многоквартирного дома.

    Также налоговый кодекс освобождает от уплаты налога граждан, владеющих землей на праве безвозмездного пользования или по договору аренды.

    В отношении земельных участков, принадлежащих инвестиционным фондам, налогоплательщиками признаются управляющие компании, уплачивающие налог за счет имущества этих же фондов.

    Земельный налог

    Налог на имущество, квартира: сколько нужно заплатить?

    Квартира входит в перечень имущества, за обладание которым нужно платить налог.Обязанность платежа лежит на собственнике, т.е. лице, которое приобретя квартиру, независимо от оснований, по которым оно было приобретено, провело регистрацию своего права собственности.

    Обращение в ФНС

    Размер налога определяется в зависимости от балансовой или восстановительной стоимости, которую рассчитывают специалисты местных БТИ. Она не такая высокая, как рыночная.

    Есть ли льготные категории

    Законом устанавливаются определенные категории граждан, которым в принципе не обязательно оплачивать налог на имущество, и в частности, это касается:

    • героев России и СССР;
    • граждан, награжденных орденом Славы;
    • инвалидов второй или первой группы;
    • участников Великой Отечественной войны;
    • граждан, пострадавших в результате ЧАЭС и имеющих право на получение социальной поддержки;
    • военнослужащие или лица, уволенные с военной службы в связи с возрастом;
    • пенсионеры;
    • прочие категории.

    Также отдельное внимание стоит уделить малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири, которые также освобождаются от уплаты налогов за использование земли в целях сохранения и последующего развития местных промыслов, ведения традиционного образа жизни или какого-либо хозяйства.

    В то же время пенсионеры изначально отсутствуют в перечне льготных категорий, и привилегии, связанные с отсутствием необходимости во внесении выплат за использование земельных участков и другой недвижимости, могут устанавливаться только в региональном законодательстве.

    В чем суть поправки?

    Согласно НК граждане должны платить налог на имущество за следующие объекты (Пункт 1 ст. 401 НК РФ):

    • жилой дом;
    • жилое помещение (квартиру, комнату);
    • гараж, машино-место;
    • единый недвижимый комплекс;
    • объект незавершенного строительства;
    • иные здание, строение, сооружение, помещение.

    Ранее к жилым домам были приравнены жилые строения на земельных участках, предоставленных (Пункт 2 ст. 401 НК РФ (ред., действ. до 30.11.2016)):

    • для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства;
    • индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

    В новой редакции почти ничего не изменилось. Просто к жилым домам приравняли также и дома, расположенные на вышеназванных земельных участках (Пункт 2 ст. 401 НК РФ (ред., действ. с 30.11.2016)).

    Налог на имущество и налог на землю. Особенности объектов имущественного налога: распространяется ли этот вид налога на землю

    Зачем же понадобилось вводить в контекст этой нормы слово «дом»? За разъяснениями мы обратились к специалисту Минфина, и вот что он нам ответил.

    Изменения в НК в отношении «домов нежилого назначения» и «садовых домов»Сорокин Алексей Валентинович, начальник отдела налогообложения имущества и государственной пошлины Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России — Возможность возведения жилого строения на дачном участке прописана в Законе о садоводческих объединениях (Статья 19 Закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).

    Однако статус жилого строения не определен, не предусмотрен и кадастровый учет таких строений. При этом понятию «жилой дом» они, как правило, не отвечают. В связи с этим подобные строения в регистрационных документах государственного кадастра именуются по-разному: «садовый дом», «нежилой дом», «дом нежилого назначения».

    Таким образом, по мнению специалиста, если в регистрационных документах на дачу фигурирует слово «дом», то для целей исчисления налога на имущество она будет считаться жилым домом.

    Аналогичная позиция была высказана и в Письме ФНС России, выпущенном еще до принятия этой поправки (Письмо ФНС России от 17.11.2016 N БС-4-21/21769@). В нем, кстати, названа еще одна причина, по которой в регистрационных документах мог появиться термин «нежилой дом». Граждане, регистрировавшие свои строения в порядке так называемой дачной амнистии, должны были заполнить декларацию об объекте недвижимого имущества (Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447). В отношении дома, не предназначенного для постоянного проживания граждан, указывалась характеристика «нежилой».

    Для наглядности приведем пример заполнения налогового уведомления (в части налога на имущество физических лиц).

    Налог на имущество и налог на землю. Особенности объектов имущественного налога: распространяется ли этот вид налога на землю

    Налоговый период (год)

    Налоговая база (руб.) И-инвентаризационная стоимость К-кадастровая стоимость

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть
    Adblock detector