Может ли страховая компания отказать в страховании ОСАГО

Особенности законодательства РФ

Ежегодно антимонопольная служба России регистрирует жалобы от автомобилистов, которым отказали в оформлении ОСАГО или заставили заплатить за дополнительные услуги. При этом разбирательства всегда заканчиваются тем, что страховых агентов наказывают. В список агентов-нарушителей попали такие крупные компании, как «Ингосстрах», или «АльфаСтрахование».

Отказ продать полис противоречит нескольким законам РФ:

  • Федеральный закон № 40-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: здесь указано, что автомобилист обязан иметь страховку.
  • П. 2 ст. 16 Закона РФ
  • Ст. 426 ГК РФ: утверждает публичность договора автогражданского страхования (т.е. агент не имеет право отказать тому, кто обращается с просьбой о покупке страховки).
  • Пункт 14 «Правил ОСАГО»: гласит, что владелец авто может сам выбрать страховщика, который, в свою очередь, не имеет права отказать в выдаче полиса №2300-1 «О защите прав потребителей»: важный документ, где сказано о запрете навязывания дополнительных услуг.

В Кодексе об административных правонарушениях напрямую указывается, что компания страховых услуг, отказавшая в выдаче документа на авто заявителю, должна понести наказание. Таковым является штраф в 50 000 рублей (его платит тот, кто совершил правонарушение). За исполнением данного правила следит Центробанк.  Также по п. 4 ст. 445 ГК РФ агента принуждают к подписанию договора с хозяином машины, если первый не желает сделать это добровольно.

Почему компании отказывают в оформлении ОСАГО

Чаще всего отказ страховой является совершенно необоснованным. Главная цель страховщика – это экономия собственных средств. Обязательное страхование становится убыточным, не спасает ситуацию и повышение тарифов.

Формальным поводом для отказа является отсутствие необходимых документов или бланков. Так же может компания перенести дату в страховании ОСАГО. Например, потребовать пройти повторный осмотр состояния транспортного средства.

Владелец машины вправе самостоятельно выбрать, где покупать полис, и какой организации отдать предпочтение при оформлении.

Если компания получила все необходимые документы, то клиенту должны продать полис. Такой порядок установлен

, а также

отказ в страховании осаго

В страховании установлены четкие правила: каждый автовладелец обязан иметь полис. Но как это право реализовать? Для начала необходимо определить, компания отказывает на законных основаниях или нет.

Ремарка РСА

Важным правовым актом, опубликованным РСА, является «Порядок уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора ОСАГО владельцев ТС РСА». В соответствии с ним, агент обязан предоставить владельцу авто отказ ввписьменной форме в  том случае, когда не желает выдавать полис. Параллельно с этим страховщик должен сообщить о своем решении в Центробанк и сам РСА. Допустимыми причинами для отказа считаются:

  • отсутствие связи с АИС РСА;
  • запрет владельца на техосмотр машины;
  • отсутствие необходимых документов;
  • отсутствие доверенности на конкретного человека от имени юридического лица или ИП.
Прочитайте также:  Беспроцентный договор займа с физическим лицом

Некоторые из перечисленных пунктов можно оспорить. Например, если у водителя есть диагностическая карта на авто, то она сама по себе является документом, по которому продается полис. Таким образом, требование техосмотра оказывается необязательным. Получается, что итоговое решение зависит от мнения конкретного судьи.

Как вести себя в случае отказа?

Гражданин, получивший отказ по ОСАГО, имеет право оспорить решение страховщика через суд. Ему необходимо собрать документы и написать заявление, к которому прикладывается переписка с агентом. Все материалы передаются в:

  • прокуратуру;
  • местный суд;
  • региональный отдел РСА;
  • Федеральную антимонопольную службу (123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садово-Кудринская, 11);
  • местное подразделение Центробанка.

Информация предоставляется в одну из перечисленных организации. При этом лучше заранее уведомить страхового агента, что Вы собираетесь жаловаться на его действия. В таком случае многие компании быстро соглашаются оформить ОСАГО, так что вопрос решается в досудебный период.

  1. Отказ оформить полис от страховщика (в письменном виде).
  2. Заявление потерпевшего о желании заключить договор ОСАГО с печатью и датой, подписанный сотрудником, принявшим его.

Какие причины действительно являются серьезными, пояснил Российский союз автостраховщиков. Законных поводов отказаться заключить договор ОСАГО всего четыре:

  • неисправности в работе системы;
  • отсутствие доверенности у представителя;
  • отсутствие необходимой документации у автовладельца;
  • непредставление к осмотру транспортного средства.

Если получить страховой полис не удалось по другим причинам, то это уже нарушение закона.

В сентябре 2014 года «Российской ассоциацией страховщиков» был опубликован документ. В нем определяется, что должны делать компании, если отказывают в страховании ОСАГО.

В первую очередь, они должны подготовить письменный отказ. Он направляется не только водителю, но также ЦБ и РСА. Отказ в заключении ОСАГО может последовать, если:

  • отсутствует связь с базой данных РСА;
  • транспортное средство не прошло технический осмотр;
  • представлен неполный пакет документов;
  • отсутствует доверенность, если машина страхуется от имени предпринимателя или юридического лица.

После публикации документа многие водители задумались, не могу ли отказать в ОСАГО по причине отсутствия связи с базой данных. Закон защищает от таких ситуаций. Страховая компания должна будет доказать факт проблем со связью, а также письменно вызвать водителя для продолжения оказания услуги после восстановления работоспособности системы.

Получение полиса ОСАГО и отказ в выдаче

Основными вариантам приобретения автогражданской страховки являются:

  • Отправка заказного письма с предложением-офертой установленного образца: при отказе Вы сможете показать почтовое уведомление в качестве доказательства.
  • Обращение в офис компании: в таком случае требуйте письменный отказ, поскольку устную версию использовать как доказательство невозможно.

После получения заявления страховщик может либо выдать полис, либо отказать в его оформлении. Третьим вариантом является принятие заявления с оговорками (тогда дополнительные условия прописываются в договоре). На размышления агенту отводится 14 дней.

Что делать, если незаконно отказали в оформлении полиса

Не нужно опускать руки, если получен отказ. Придется разбираться, почему страховщики не хотят оформлять полис. Не могут автовладельцу просто так отказать, если бланки закончились или машина у него не той модели. Отказ страховой можно оспорить.

Прочитайте также:  Возврат обуви в магазин после небольшой носки

Не зря говорится, что слово к делу не пришьешь. Поэтому, если отказываются выдавать полис ОСАГО на машину, необходимо требовать письменный отказ. Организация обязана направить так же отказное решение в Российский союз автостраховщиков.

Три документа требуются для опротестования подобного решения:

  • обращение в данную страховую организацию (заявление);
  • отказ в продаже полиса;
  • доказательства (запись, сделанная на флеш-карту или диск).

Если предоставляются ксерокопии документации по автострахованию, они должны быть заверены.

Сложность в том, что не все организации соглашаются предоставить письменный отказ о том полисе ОСАГО, что не оформили вам. Ведь отказ – это самый настоящий компромат на работу недобросовестного страховщика, официальное объявление: не могу выдать страховку. Могут просто сказать заявителю, что сегодня есть неполадки в работе автоматизированной системы, поэтому не удается выписать полис. По незнанию автовладелец может просто уйти, а на самом деле его права будут нарушены.

Когда начинается съемка, необходимо еще раз сообщить, что уполномоченные сотрудники предупреждены. В противном случае доказательство не будут иметь юридической силы. Снимать без предупреждения запрещается. Суд примет видеосъемку только в том случае, если будет иметься информация о предупреждении сотрудников.

Желательно, чтобы были свидетели того, что не продают полис. Показания, которые даст свидетель, также принимаются судом. Можно зафиксировать свидетельские показания на видео.

Что делать в первую очередь, так это составить план действий. Только действуя последовательно, можно добиться нужных результатов. Действия для обжалования:

  1. Получить письменный отказ или зафиксировать его иным способом.
  2. Предупредить страховщика, что вы не намерены пускать ситуацию на самотек. Возможно напоминание о РСА, суде и штрафах для нарушителей возымеют должный эффект.
  3. Грамотно составить претензию. Необходимо сделать ссылку на п. 1 ст. 4 Закона «Об ОСАГО» и п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей».
  4. Отправить претензию о том, что вам не хотят продавать страховку, в контролирующие инстанции.

Может ли страховая компания отказать в страховании ОСАГО

Отказом страховой организации заниматься будут должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. Результаты исследования направят заявителю почтовой связью.

Есть несколько контролирующих организаций, куда можно направить претензию:

  • Российский союз автостраховщиков;
  • Банк России;
  • прокуратура;
  • Федеральная антимонопольная служба.

Страховой компании, которая отказывается работать по закону, придется платить штрафы. Размер взыскания установлен ст. 15.34.1 Кодекса об административных правонарушениях. По данной статье должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до пятидесяти тысяч рублей.

Прочитайте также:  Срочный трудовой договор вычеты на детей

КоАП РФ Статья 15.34.1. Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования

Необоснованный отказ страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Если страховая компания не окажет услуги, то можно возместить убытки, причиненные таким отказом. Для этого придется обращаться в суд.

Иные действия

Имеется альтернативный вариант действий, когда отказываются выдавать полис  автогражданской ответственности. Договор по ОСАГО является предложением, сделанным для всех граждан, поэтому некоторые автовладельцы рискуют пойти по другому пути: отправляют заявление почтовой связью или лично передают под роспись сотруднику компании.

Если сделать эти действия, то будет считаться, что человек застраховал свою гражданскую ответственность. Останется только дождаться страхового случая и обратиться к страховщику за деньгами.

Некоторые юристы утверждают, что страховая не может отказать в выплате, поскольку будет два необходимых документа:

  • договор, являющийся офертой;
  • заявление, подтверждающее его принятие.

Может ли страховая компания отказать в страховании ОСАГО

Но здесь есть значительный риск. Если страховая компания выступит с иском, то вообще можно остаться без возмещения, поэтому лучше отказаться от идеи обмануть страховщиков. Давайте лучше следовать правильно установленному порядку, поэтому желательно обратить внимание на другие фирмы, имеющие возможность застраховать автомобиль, и оформить полис там.

Как не тратить время на споры?

Если владелец машины не желает проходить через тяготы судебной процедуры и ждать слишком долго, следует предпринять следующие действия:

  • Найти свидетеля, при котором менеджер передаст Вам письменный отказ в продаже ОСАГО.
  • Написать претензию на агента и потребовать возврата премиальных денег и расторжения договора, в который вписали лишние услуги.
  • Если агентство по-прежнему упрямится и снова отказывает, подавайте в суд.

Для тех, готов рискнуть имеется другой алгоритм действий. Он основан на утверждении, что подача заявления на полис уже приравнивается к факту его оформления (в законе сказано, что соглашение заключается в одностороннем порядке). Достаточно отправить страховщику договор почтой, а после фактического ДТП требовать компенсацию.

Конечно, последний вариант несовершенен. Агент способен оспорить действия автовладельца, ведь тот не оплатил страховой взнос, который является обязательным по «Правилам ОСАГО». Кроме того, сотрудники ГАИ не воспримут заявление-оферту как реальный полис, что ставит под вопрос сам факт эксплуатации авто.  Водителю могут выписать штраф или даже снять номера с ТС.

Итак, при отказе компании оформлять ОСАГО на машину лучше обращаться в нужные инстанции, а не пытаться решить вопрос самостоятельно.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector