Полная гибель автомобиля каско судебная практика

Документы для получения выплат

На сегодняшний день большинство основных вопросов, которые связаны со страхованием, страховой и юридической терминологией, всегда можно найти в правилах страхования. Правила страхования обычно выдаются на руки клиенту, после заключения договора страхования КАСКО.

В правилах можно найти полную и достоверную информацию о том, как применяются все понятия, которые хоть как-то относятся к соглашению. Так вот, термин «полная гибель автомобиля» подразумевает под собой возникновение такой ситуации, вследствие которой автомобиль не подлежит восстановлению, или, когда общая стоимость ремонта автомобиля будет превышать 65% от первичной стоимости авто.

Как правило, страховой договор подразумевает, что в случае, когда произошла ситуация, в которой произошла «полная гибель автомобиля», то осуществляется максимально возможная в такой ситуации выплата, или хотя бы сумма, которая полностью покроет все убытки.

Но не нужно забывать, что данный тип страхового риска обычно несколько умножает стоимость и всего полиса КАСКО. Ведь данный полис всегда приобретается в случаях, когда автомобиль может понести существенные и серьезные повреждения. Так что при заключении полиса КАСКО старайтесь при выборе рисков точно и максимально объективно оценить возможность наступления каких-либо страховых случаев.

Зачастую данный вид страховки в случае «полной гибели» автомобиля популярен среди владельцев дорогих, коллекционных и раритетных автомобилей. Не стоит забывать и о том, что транспортное средство могут признать «полностью уничтоженным» даже в случае, когда возможно восстановить его технически.

Итак, что же включает в себя термин «полная гибель» транспортного средства:

  • утопление ТС;
  • угон ТС и его дальнейшая разборка;
  • критические повреждения ТС из-за дорожно-транспортного происшествия.

Нельзя также забывать о том, что есть ряд обстоятельств, при наступлении которых даже в случае полной гибели автомобиля вам не будут выплачиваться денежные средства.

Вот несколько примеров, при наступлении которых не стоит ждать страховых выплат:

  • «полная гибель» транспортного средства в результате ЧС или стихийного бедствия, или же в случае взрыва газа;
  • «полная гибель» транспортного средства во время гражданской войны или же во время забастовок.

Данный список случаев, при которых не будут осуществляться выплаты КАСКО при полной гибели автомобиля, можно найти и посмотреть заранее. Таким образом, вы сэкономите время и себе и страховщику, а также избежите огромного количества вопросов по данной теме и двояких ситуаций. Потому что в случае наступления такого случая страховая компания постарается сделать все, чтобы не выплачивать вам данные денежные средства.

Если произошло так, что при наступлении страхового случая автомобиль был застрахован по программе КАСКО и его признают не подлежащим восстановлению, то автовладельцу стоит подготовиться к трудному и затяжному возмещению ущерба. И в данной ситуации можно столкнуться с большим количеством нюансов, знание о которых поможет сэкономить и нервы, и время.

Давайте вспомним, что КАСКО — это в первую очередь добровольное страхование транспортного средства. Именно поэтому государство почти ни в какой степени не может влиять на присутствие в данном договоре обязательных пунктов. Но когда вы будете подписывать все документы в страховой компании, внимательно изучите все сведения, указанные в них. Главный пункт во всех документах — это пункт, касающийся возмещения ущерба.

Вот еще несколько пунктов, изучение которых тоже будет не лишним при заключении договора КАСКО:

  • ситуации, в которых автомобиль будет считаться погибшим, в том числе и соотношение в процентах рыночной стоимости ТС и размера причиненного ущерба, при котором ТС будет считаться погибшим;
  • будет ли вычитаться степень износа за время, когда действует страховка;
  • есть ли у них практика заключения полиса с франшизой;
  • какая из сторон договора будет оплачивать услуги эвакуатора;
  • какая из сторон берет на себя затраты по получению необходимой документации и т.д.

Еще один ключевой момент — это ситуация, когда наступил страховой случай, машина считается полностью уничтоженной. И что же делать? Как правило, в данный момент большинство владельцев впадает в ступор.

Но тут есть всего два последующих варианта развития событий. Первый — это когда автомобилист получает все, что осталось от его автомобиля, а страховщик осуществляет доплату. Второй — страховщик предоставляет автомобилисту компенсационные выплаты в размере, который стоил автомобиль.

В страховых компаниях устанавливаются разные условия страхования КАСКО от полного уничтожения транспортного средства. Тут важно знать, что есть несколько ситуаций, список которых включается в полис страхования почти всех страховых компаний.

Можно зафиксировать полную гибель транспортного средства тогда, когда:

  • после произошедшего дорожно-транспортного происшествия сумма необходимая на восстановление будет больше половины стоимости автомобиля, стоит отметить, что эта величина может быть разной и у каждой страховой компании она своя;
  • автомобиль разбирают на части до такого состояния, при котором его можно восстановить только при значительных материальных затратах.

Чтобы определить денежную сумму, необходимую для восстановления автомобиля, компания страховщик часто прибегает к услугам независимых оценщиков. Но так получается, что независимость их не всегда реальна.

И зачастую бывает так, что стоимость транспортного средства могут занизить непосредственно во время оценки. Также дела обстоят и с суммой ремонта. Так что вероятность того, что вам удастся получить денежную сумму, которая будет эквивалентна цене вашего ТС, очень мала.

После того, как будет проведена экспертиза, необходимо составить специальный акт. В дальнейшем, на основании данного акта и будет фиксироваться полная гибель автомобиля. Также на основании этого документа формируется и особая смета, в самом акте также указываются все повреждения, полученные автомобилем и их степень. И в конце именно по данным, указанным в смете будет формироваться компенсационная выплата определенных размеров.

Для того чтобы не произошла неквалифицированная оценка всех повреждений, а также их стоимости, необходимо делать свою индивидуальную экспертизу.

И если экспертиза ваша и компании будет очень сильно расходиться по сумме, то у вас всегда будет возможность обратиться в суд.

Но нельзя постоянно надеяться на суд, так как судебная практика весьма разнообразна, и дела не всегда решаются в пользу автовладельца. И вообще дела, касающиеся страховки нелегки в решении. Так что если была зафиксирована полная гибель транспортного средства, а сумма для возмещения вас не устраивает, то лучше морально подготовиться к длительным судебным тяжбам.

Процедура по получению денежных средств по КАСКО, когда автомобиль пришел в полную негодность, и не подлежит восстановлению, всегда идентична.

Вот основные этапы данной процедуры:

  • происходит сбор пакета требуемых документов;
  • автомобиль оценивается страховой компанией;
  • при осуществлении независимой экспертизы оценивается автомобиль и вычисляется сумма возмещения;
  • при соглашении клиента с суммой подписывается особое соглашение, а затем происходит выплата в сроки, указанные в договоре.

Есть также несколько вариантов, по которым будут развиваться дальнейшие события, касающиеся того, что останется от полностью погибшего автомобиля.

Все что осталось, могут передать автовладельцу, причем отдать их может сама страховая компания, так как именно она затем будет оценивать и реализовывать все уцелевшие части. Страховая компания всегда обязана оценивать стоимость деталей. В случае, когда владелец авто по каким-то причинам захочет сохранить оставшиеся части, то стоимость останков будет убрана из денежного возмещения.

В случае, когда останки автомобиля остаются у страховой компании, то выплаты производятся в полном размере.

Эта особенность должна быть освещена в договоре компании. У КАСКО есть существенное отличие от ОСАГО — это более мягкая регламентация сроков выплат. И стандартно временной промежуток между переводами компенсации или ее частей зависит во многом от суммы возмещения. Зачастую все выплаты не осуществляются единым платежом.

Выплаты обычно делят поровну, и первая их часть переводится через две недели после ДТП, оставшаяся сумма через небольшой промежуток времени. Если вы хотите узнать точное время перечисления денежных компенсаций, то лучше всего проконсультироваться с представителем страховой компании или направить в саму компанию соответствующий запрос.

Давайте теперь рассмотрим отдельно процедуру получения выплат, когда происходит полная гибель автомобиля. Эта процедура нигде не урегулирована или установлена законодательно, но почти во всех страховых компаниях она практически идентична.

Если страховые выплаты в случае полной гибели автомобиля выдаются в кредит, то в данной ситуации их будет очень трудно получить. Так что как всегда стоит заранее ознакомиться со всеми особенностями и «подводными камнями».

Прочитайте также:  Через сколько лет сгорает долг по кредиту

На данный момент нет общего заявления для получения выплат по КАСКО.

Но есть список пунктов, присутствие которых обязательно в данном заявлении:

  • развернутое наименование страховой компании, которая заключила с вами договор страхования;
  • данные о страхователе и все его необходимые данные;
  • подробно описанная просьба о выплате денежных компенсаций, которые выплачиваются из-за убытков, причиненных в результате страхового случая;
  • описание ситуации и обстоятельств, при которых произошел страховой случай и ТС были получены повреждения;
  • перечисление всего списка полученных повреждений;
  • список банковских реквизитов, на которые будет происходить перечисление денежных средств;
  • и список всех необходимых документов, прилагающихся к данному заявлению.

Наилучший вариант- это подготовка данных заявлений заранее, в распечатанном виде с пустыми полями. И когда произойдет данная ситуация, вам нужно будет всего лишь написать необходимую информацию в пустые поля. К тому же нет ограничений в способе заполнения пустых полей. Это можно сделать как на компьютере, так и с помощью обычной черной ручки.

Еще один важный этап – это сбор всех документов, необходимых в данной ситуации. И тут стоит помнить, что перечень данных документов может быть разным в каждой страховой компании. И лучше будет узнать список этих документов заблаговременно, например, в момент заключения договора.

Предположим, автомобиль был застрахован на миллион рублей, то есть в размере его действительной стоимости на момент расчета цены КАСКО и заключения договора. Произошел страховой случай (ДТП, пожар, стихийное бедствие), после которого независимая экспертиза, осмотрев автомобиль, приходит к выводу, что для полноценного ремонта авто потребуется свыше 700 тысяч рублей, то есть, грубо говоря, повреждено более 70% ТС. Процентный порог, определенный Правилами КАСКО (в СК из нашего примера) превышен, следовательно, имеет место «полная конструктивная гибель» ТС.

В этом случае страховая компания предложит клиенту два варианта дальнейшего развития событий.

  • Заявить об отказе от автомобиля в пользу страховой компании (передать ей право собственности на него). После чего получить выплату в размере страховой суммы, определенной договором КАСКО, за вычетом амортизационного износа* (а также франшизы и иных, предусмотренных условиями страхования вычетов).
  • Автомобиль остается в собственности страхователя. Ему будет выплачена страховая сумма, из которой вычтут не только амортизационный износ, но и стоимость «годных остатков ТС**» (ГОТС).

*Проценты амортизационного износа у каждой страховой компании свои, они записаны в Правилах КАСКО.

**Годные остатки ТС – это сохранившиеся детали (запчасти, агрегаты) автомобиля, которые годятся для дальнейшей эксплуатации, т.е. их можно демонтировать и продать на рынке подержанных запчастей.

Какой вариант выгоднее для страхователя?

пригодности к дальнейшему использованию автомобиля;производство расчета остаточной стоимости;сбор сведений, подготовка и составление отчета экспертизы;подача отчета на рассмотрение в страховую компанию.

В действительности полная гибель автотранспорта, признанная страховой компанией по полису КАСКО обозначает выполнение обязательств по выплатам, которые она возложила на себя.

Страховая компания при сложившейся ситуации стремиться занизить стоимость нанесенного ущерба, вводить в заблуждение страхователя, нередко не исполняет свои обязанности по денежным средствам.

Если автотранспорт признан негодным к эксплуатации, то есть наступила «полная его гибель», то рассмотреть предложения страховой компании.

Однако их страхователь может принять, если он согласен с решением, который был вынесен экспертом. В случаях несогласия с решением подать исковое заявление в суд, чтобы разрешить вопросы по страховым выплатам.

Чтобы определиться с реальной стоимостью, он вправе организовать свою независимую экспертизу, обратившись к специалисту.

На основе вторичной оценки страхователь может добиться осуществления выплат. Крайней мерой является обращение в суд с иском, который выносит окончательное решение. Как проверить полис КАСКО на подлинность, читайте в статье проверить полис КАСКО по номеру.

Особенности КАСКО на мотоцикл вы можете узнать в этой статье.

В нем отмечено, сто страховые компании зачастую расширяют перечень предусмотренных нормативами законодательных актов оснований, чтобы отказать страхователю осуществление выплат по договорам. Верховный суд порекомендовал, чтобы многие вопросы разрешались в пользу страхователя.

Как показывает практика, определение стоимости ремонтных работ на восстановление зачастую производятся с нарушениями.

Исходя из него, ВС внес предложение истребовать со страховой компании возмещение фактической стоимости ремонтных работ вместо установленной компанией стоимости.

Он определил «утрату товарной стоимости» в качестве реального ущерба, поэтому при полной гибели автомобиля страховая компания по договору КАСКО обязана компенсировать понесенный ущерб соразмерно товарной стоимости.

несвоевременная уплата страховых взносов не может быть основанием для отказа страховой компании об осуществлении выплаты, если договор страхования не расторгнут;невыполнение страхователем возложенных на него обязанностей о своевременном извещении компании о том, что произошел страховой случай также не относится к безусловному основанию.

Компания не имеет право отказать в осуществлении выплаты, ссылаясь на указанное основание;выплаты должны осуществляться вне зависимости от того, как было установлено имущество в договоре страхования;за отказ в осуществлении выплаты либо недоплаты со страховой компании должны взыскиваться проценты согласно указаниям статьи 395 Гражданского кодекса.

К безусловному основанию для отказа в осуществлении выплаты по страховке ВС отнес вождение автотранспорта в состоянии опьянения из-за воздействия алкогольных напитков или наркотических средств.

К тому же при умышленном предоставлении страхователем неподтвержденных сведений, касающихся существенных обстоятельств, договор страхования расценивается недействительным согласно указаниям статьи 179 Гражданского кодекса.

И в заключение необходимо отметить, что полная гибель автотранспорта должна быть обоснована заключением технической экспертизы.

Если возникли сомнения в его результатах, то необходимо подыскать независимого эксперта лично без вмешательства страховой компании для проведения дополнительного обследования, подтверждающего первоначальный результат.

При полной гибели автотранспорта наилучшим вариантом для владельца может стать отказ от его остатков и получение полной страховой суммы. Про КАСКО 50 на 50 на кредитный автомобиль рассказывается в статье: КАСКО 50 на 50.

Информаицю о стоимости КАСКО вы можете найти здесь.

О правилах страхования КАСКО в компании Ресо-Гарантия читайте на этой странице.

При выборе варианта нужно исходить из величины страховой суммы, процентов амортизационного износа, стоимости годных остатков и собственных возможностей в плане ремонта ТС или реализации уцелевших запчастей.

Если страховой случай произошел, когда проценты амортизации не успели «набежать», договором не предусмотрена франшиза и другие «вычеты», наилучшее решение – отдать ТС страховой компании, получить практически полную страховую сумму и приобрести новый автомобиль.

Но ситуация может сложиться и таким образом, что гораздо выгоднее будет забрать автомобиль себе и рассмотреть вариант самостоятельного ремонта или самостоятельной реализации годных остатков. Особенно, если есть хорошие «завязки» в автомастерских.

В любом случае, прежде чем заключить со страховой компанией дополнительное соглашение о выплате по «тотал», нужно максимально «проанализировать» ситуацию и иметь представление о размере выплаты, как по первому варианту, так и по второму.

Осуществляется она в несколько этапов:

  • осуществляется сбор всех необходимых документов;
  • автомобиль передается на оценку в страховую компанию;
  • независимая экспертиза проводит оценку и обозначается величина возмещения;
  • если клиент согласен с суммой – он подписывает специальное соглашение и в течение установленного в договоре периода времени получает соответствующую выплату.

Также существует два варианта развития событий, связанные с судьбой «останков» погибшего транспортного средства.

Они могут быть:

  • переданы обратно владельцу;
  • переданы самой страховой компании – в дальнейшем будет осуществляться реализация оставшихся целых деталей.

Страховая компания всегда осуществляет оценку их стоимости. Если владелец решил оставить остатки транспортного средства себе, то в обязательном порядке стоимость их будет вычтена из суммы возмещения.

В отличие от ОСАГО, по КАСКО сроки выплаты не регламентируются жестко. Обычно время на перечисление компенсации, в зависимости от суммы, колеблется в разных промежутках времени.

Причем иногда выплата производится не единовременно. Она разбивается на две части, первая начисляется через две недели, вторая же несколько позже.

Чтобы узнать точное время, необходимо обратиться за соответствующей консультацией непосредственно к сотруднику компании.

В результате серьезного ДТП с моим участием в качестве виновного был серьезно поврежден кузов, моторный отсек и сама силовая установка.

Страховая по причине наличия нескольких участников в ДТП задерживает выплаты. Обратился в суд города Москвы (Хамовнический) с соответствующей претензией в связи с нарушением условия страхового соглашения.

На основании независимой экспертизы, а также схемы ДТП и иных представленных мной документов, суд вынес решение в мою пользу. Решение было передано в страховую компанию 21.12.2014 г. Через две недели вся обозначенная ранее сумма была перечислена на счет в банке.

А также законодательными, нормативно-правовыми актами, регулирующими КАСКО. Так можно будет существенно увеличить вероятность разрешения ситуации в пользу конкретного застрахованного лица.

Прочитайте также:  Постановление о взыскании исполнительского сбора срок давности

Выплату компенсации полной гибели по КАСКО в большинстве случаев получить достаточно проблемно. Так как страхования компания терпит убытки и постарается избежать компенсации. Именно поэтому стоит заранее подготовиться к длительному процессу разрешения такой ситуации.

Так, например, в определенных случаях документы могут рассматриваться почти 2 месяца. И из-за этого в судебной практике можно найти огромное количество исков, связанных именно с КАСКО.

Как уже говорилось ранее, в законодательстве нет сроков, в которые производится выплата денежных средств за ущерб. Есть только маленькая оговорка. Она гласит следующее — сроки обязаны быть разумными. Но обычно каждый страховой договор имеет конкретный пункт, связанный с этим.

Каждая страховая компания выплачивает денежные средства в различные сроки, но в общем они варьируются от 15 до 30 дней.

И такое подробное описание сроков в этой статье не случайно. Ведь именно сроки в данных договорах чаще всего не соблюдаются. Чаще всего компании тянут время под предлогом подсчета годных останков. Или вот еще один не менее популярный вариант — идут переговоры с сервисным центром о ремонте и его стоимости.

И запомните, что большинство страховых компаний старается почти всегда занизить денежные выплаты сразу после того, как были собраны все документы, необходимые для признания автомобиля полностью уничтоженным. Но если занизить сумму никак не получается, то в ход идет другой козырь — затягивание выплат.

Также компании могут прибегать к таким способам отвлечения внимания от вашего случая, как навязывание других соглашений, предложения различных услуг. Ни в коем случае не соглашайтесь с данными условиями, высока вероятность, что при судебном разбирательстве данные услуги будут аннулированы.

Главный принцип — если через месяц вы так и не добились никаких результатов и дело не двигается, то стоит идти в суд. Но вот для выигрыша в судебном разбирательстве не удастся обойтись без консультаций и защиты профессиональных юристов. И чем быстрее вы обратитесь за юридической помощью, тем выше вероятность выиграть дело.

  • компания, не объясняя причины, не платит компенсацию;
  • отказ в выплате;
  • сумма ущерба по расчету страховщика ниже требуемой;
  • отказ в выплате, если клиент не хочет пройти ремонт на станции, выбранной компанией;
  • отказ из-за несоответствия повреждений описанному случаю;
  • при выплате не учитывают утрату товарной стоимости;
  • страховщик признал полную гибель авто, клиент не согласен;
  • некачественный ремонт на станции по выбору компании;
  • несоблюдение или затягивание сроков рассмотрения случая;
  • повреждение авто на станции обслуживания или при прохождении ТО;
  • отказ в выплате из-за предоставленного неполного перечня документов;
  • отказ из-за частично выплаченной стоимости полиса.
  • произвести ремонт авто на любом СТО и потребовать от страховщика оплатить расходы;
  • произвести оценку ущерба и взыскать с компании данную сумму.
  1. Сделать экспертизу за счет собственных средств.
  2. Написать заявление, в котором указать сумму выплаты по результатам оценки страховой компании.
  3. Приложить результаты повторной экспертизы.
  4. Приложить реквизиты счета и попросить перечислить разницу в течение 10 дней.
  • ФИО клиента
  • персональные данные
  • данные транспортного средства
  • итоги заключения

Выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля

Если эти обстоятельства подходят к одному из видов рисков, покрываемых полисом, суд примет решение о взыскании со страховщика необходимой суммы, которая складывается из таких пунктов:

  • сумма ущерба;
  • расходы на экспертизу;
  • судебные издержки.

СК не имеет права затребовать документы для подтверждения страхового случая, не указанные в договоре;

  • если сотрудником компании утерян один из документов клиента, он не обязан предоставлять его еще раз;
  • если заявление не было подано в указанный компанией срок, суд не признает право ее отказа от выплаты. Нет объяснений, как срок подачи заявления влияет на необходимость возмещения урона.

К повреждениям, которые влияют на товарную стоимость относятся только серьезные:

  • перекос кузова;
  • замена несъемных частей;
  • ремонт элементов кузова;
  • ремонт, для которого потребовалось произвести разборку салона.

Поэтому, если клиент часто обращался за выплатами и износ его авто может быть рассчитан существенный, ему лучше не признавать свое ТС погибшим. Водитель имеет право произвести независимую оценку. Имея результаты, через суд можно затребовать компенсации в этом размере.

Определение Верховного Суда РФ от 5 апреля 2016 г. N 18-КГ15-252

Условие договора о том, что при полной гибели транспортного средства страховая выплата определяется с учетом износа, не подлежало применению, как противоречащее императивной норме, содержащейся в части 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела.

Определение Верховного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 44-КГ14-11

Получить консультацию юриста по страховым спорам бесплатно!

Оставьте заявку на бесплатную консультацию или позвоните по телефону горячей линии

Гарантируем 100% конфиденциальность вашей заявки

В случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Нормами гражданского законодательства не предусмотрена выплата страхового возмещения в случае полной гибели транспортного средства за вычетом суммы амортизационного износа и остаточной стоимости транспортного средства.

Нормы действующего законодательства не предусматривают уменьшение страховой суммы на сумму процентов износа за период действия договора, закон не ограничивает страховую выплату состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда.

При таких обстоятельствах страховое возмещение не может быть определено договором в размере стоимости восстановительного ремонта с учетом износа частей, узлов и агрегатов транспортного средства, так как в противном случае возмещение вреда было бы произведено в меньшем объеме, чем причинен вред, и имущество, принадлежащее потерпевшему, было бы приведено в худшее состояние, чем до причинения вреда.

При полной фактической или конструктивной гибели транспортного средства, а также в случае, когда стоимость восстановительного ремонта транспортного средства превышает 80 % его действительной стоимости на момент заключения договора страхования, выплата страхового возмещения производится на условиях полная гибель»

Правилами страхования средств автотранспорта установлены также иные основания прекращения действия договора страхования, в том числе прекращение договора страхования после выплаты страхового возмещения на условиях Полной гибели ТС.

Не согласившись с явно завышенной стоимостью годных остатков, страхователем было организовано проведение оценки стоимости годных остатков.

Согласно ч. 5 ст. 10 Закона РФ Об организации страхового дела в РФ в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь,выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Решение Федерального суда Октябрьского района г.Самары от 14.03.2012г

Страхователь полагает, что ему должна быть выплачена большая сумма, так как стоимость годных остатков составляет меньшую сумму, по сравнению с оценкой ответчика. У суда нет оснований не доверять экспертному заключению, учитывая предупреждение эксперта об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Данное заключение никем из участников процесса не оспорено, мотивировано, содержит последовательные выводы, основанные на проведенном исследованиию.

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга

Из отчета об оценке следует, что произошла конструктивная гибель автомобиля. Поскольку оспаривалась стоимость годных остатков, определением суда по делу была назначена судебная товароведческая экспертиза.

Решение Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20 декабря 2012 года

Страхователь отказалась от автомобиля в пользу страховой компании в целях получения полной страховой суммы, а застрахованный автомобиль был передан страховщику. Основания для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения в размере полной страховой суммы в данном случае отсутствуют.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 07 июня 2012 года

В случае конструктивной гибели, если годные остатки остаются у страхователя, при неагрегатном страховании, размер страхового возмещения выплачивается страхователю за вычетом процента износа

Оспаривание факта наступления полной / конструктивной гибели застрахованного транспортного средства.

Разрешая требования истца, суд первой инстанции на основании заключения, составленного в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к оценочной деятельности, пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца не превышает 70% от страховой суммы, в связи с чем оснований для урегулирования убытка на условиях «полная гибель» у ответчика не имелось

Правила страхования в части распространения своего действия на договор страхования с формой выплаты страхового возмещения в виде ремонта на гарантийной дилерской СТОА по направлению Страховщика, нарушает права страхователя, поскольку определение стоимости восстановительного ремонта без учета износа и одновременное определение действительной стоимости автомобиля с учетом износа позволило Страховщику установить полное уничтожение застрахованного имущества при возможности его восстановления.

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 31 июля 2012 г.

Страхователь обратился к ответчику с претензией о выплате страховой суммы, в чем ему было отказано, в связи с тем, что стоимость ремонта превышала 75% страховой суммы. Не согласившись с позицией страховой компании, Ч. обратилась в экспертное учреждение с заявлением о проведении оценкой стоимости восстановительного ремонта, а впоследствии, в суд за защитой своих прав. Из заключения экспертов следует, что стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, с учетом износа, менее 75% страховой суммы.

Прочитайте также:  Дистанция между машинами по ПДД в 2019 году

Кассационное определение Волгоградского областного суда от 15 февраля 2012 г.

Страховщик определил размер восстановительного ремонта на основании калькуляции, составленной оценочной организацией, который является лишь предположительным размером ущерба. Страховщик определил, что ущерб превышает 70% страховой суммы и предложил урегулировать вопрос о выплате страхового возмещения по риску полная гибель. Страхователь предъявил требование на основании фактических расходов, затраченных на восстановление повреждений ТС.

По результату предварительной оценки стоимость восстановительного ремонта без учета износа составила менее 75% к действительной стоимости транспортного средства, то есть наступивший страховой случай нельзя считать полной гибелью транспортного средства

Уклонение страховщика от принятия годных остатков застрахованного транспортного средства.

Страховщик выплату страхового возмещения в полном объеме не произвел, ссылался на то, что страхователь автомашину страховщику не передал, а неоспариваемая страховая сумма страхователю выплачена, указал, что между страхователем и страховщиком заключено соглашение о выборе варианта страховой выплаты. Однако, в материалах дела имеются доказательства исполнения страхователем соглашения, при этом страхователь указывает, что процедура передачи поврежденного транспортного средства соглашением не определена.

В 1-м случае объем возмещения может оказаться вполне приличным, даже несмотря на учтенную амортизацию. Особенно, если страховой случай произошел в начале срока действия полиса КАСКО , или же конкретным договором страхования вовсе предусмотрены условия выплаты «без учета износа». Вроде бы нормальный для страхователя вариант возмещения. Но если, например, автомобиль новый и кредитный (а популярность автокредитов не снижается), ситуация получается довольно печальная:

  • Страхователь ездил на арендованной машине (иногда несколько месяцев, а бывает, что год-два) и нес при этом постоянные расходы в виде немалых процентов по кредиту.
  • После признания ТС неподлежащим восстановлению, он получил выплату в полном/неполном объеме.
  • Эта выплата почти целиком «ушла» выгодоприобретателю (банку) в счет погашения кредита.

В результате человек остался без автомобиля и с деньгами, которых едва хватит на первоначальный взнос за какой-нибудь недорогой автомобиль.

А страховая компания отогнала перешедшее ей в собственность ТС в дружественную автомастерскую, восстановила его почти задаром и благополучно перепродала. При этом договор КАСКО автоматически прекратил свое существование и больше по нему, в случае чего, платить не придется. Это дополнительная выгода для СК от признания авто «полностью погибшим».

Второй вариант (возмещение убытка за вычетом ГОТС) – вообще настоящая сказка для страховой компании, потому что определять стоимость годных к продаже или использованию остатков будет опять же ее «родной» оценщик. А он, как водится, считает их по максимуму. Очевидно, что денежная часть выплаты страхователю при этом окажется максимально заниженной.

  • дорожно-транспортного происшествия
  • пожара
  • стихийных бедствий
  • противоправного действия третьих лиц
  • запросить средства в счет оплаты кредита
  • разрешить получить средства клиенту (что крайне редко)

Занижение суммы выплат по КАСКО

Страховые компании зачастую не гнушаются различными неправильными способами расчетов денежных выплат. И именно поэтому во многих случаях денежные суммы, которые должны выплачиваться страхователям, уменьшаются в несколько раз. И делается это с одной простой целью — если автомобиль не признают полностью погибшим, то стоимость денежных компенсаций увеличивается в геометрической прогрессии.

К тому же есть одно положение в правилах об ОСАГО, в котором говорится, что страховой договор заканчивает свое действие при гибели автомобиля, а если автомобиль не признают уничтоженным, то его придется восстанавливать, а это сразу повышает в дальнейшем шансы на возникновение страхового случая, а это попросту не выгодно компаниям.

Как правило, сумму денежных выплат стараются занизить исходя из стоимости ремонта, так чем больше стоимость ремонта, тем ниже возмещение убытков. И компании стараются всячески увеличить расходы на ремонт. Один из самых популярных способов — это признание годных остатков, не подлежащих ремонту.

Еще один не менее популярный способ — изменить формулу расчета стоимости выплат. Еще страховые компании частенько манипулируют с рыночной стоимостью автомобиля до наступления страхового случая. Страховщики всячески пытаются увеличить износ деталей авто, таких как шины, детали двигателя и тормозов и т.д.

Большинство действий страховых компаний содержат в себе умысел на обман своих клиентов. Но чтобы не попадать в их обманные расчеты и уловки, стоит самому высчитывать рыночную стоимость автомобиля и годных остатков. Сделать это можно несколькими способами, например, рассчитать самому (но это не всем по силу), или просто обратиться за помощью к специалистам, которые проведут экспертизу.

И еще никогда не стоит пренебрегать вопросами к страховщику, выпытывайте у него все, вплоть до мельчайших нюансов, проверяйте все документы и особенно расчеты. Если вы смогли найти ошибку в договоре и пытаетесь доказать свою правоту, но страховая компания не идет на уступки, то лучше обратиться в суд.

Иногда компании по страхованию умышленно стараются объявить пострадавшие машины погибшими. И все то опять же элементарно объясняется — все делается из желания сохранить денежные средства.

Теперь разберемся, а где же здесь выгода для страховщиков? Если автомобиль признается «полностью погибшим» по договору КАСКО, то компенсация вычисляется с учетом изношенности. Обычно, в договоре страхования износ равняется 1% или даже больше от общего количества суммы страхования.

Более точные данные определяются несколькими факторами. Так, если страховать автомобиля после признания его погибшим получает сумму равную стоимости ТС и вычитания степень износа, а также франшизы.

Пример – сумма страхования – 700 тысяч рублей. После того, как произошел страховой случай, прошло 10 месяцев. И даже если износ равен 1%, то страховщик получит 70 000 рублей. Выгода неплохая. Мы ранее говорили о том, что могут делать с останками автомобилей. Первый вариант – их передают владельцу автомобиля по его желанию. Второй вариант – они остаются у страховой компании. Как правило, останки остаются у страхователя.

А если страховая компания заказывает свою независимую экспертизу, то стоимость останков повышается в разы. Так что из компенсационных выплат вычитается еще и стоимость так называемых годных останков.

Как решить проблемы в свою пользу?

Итак, признание полной гибели ТС, как правило, наименее затратный для СК вариант рассчитаться по серьезному убытку. Особенно в том случае, когда страхователь соглашается забрать годные остатки себе. Но всегда стоит побороться за свою версию и доказать страховщику, что ТС нужно и можно ремонтировать (если, конечно, автомобиль, действительно не разбит вдребезги). Примерная последовательность действий:

  • Добиться от страховой компании выдачи на руки всей калькуляции по поводу признания «конструктивной гибели» ТС. Подписывая заключение СК, отметить в нем свое несогласие и намерение оспорить проблему в суде.
  • Сделать независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта. Если по ее результатам выходит, что сумма не дотягивает до порога по «тоталу», определенного СК, необходимо оформить и предоставить страховщику досудебную претензию. К ней нужно приложить полученные расчеты. Чаще всего страховые компании при безупречности доводов со стороны клиента дают ход стандартному рассмотрению дела.
  • Если же независимые эксперты определят, что страховая компания была права и событие действительно подпадает под понятие полной гибели, лучше «не отходя от кассы» заказать оценку стоимости годных остатков. На основе этого документа в дальнейшем можно при необходимости предметно спорить со страховой компанией по поводу стоимости запчастей.
  • Составить исковое заявление в суд, приложив к нему все документы. Кроме самой выплаты требовать компенсации морального вреда, судебных и экспертных издержек, а также взыскания штрафа за пользование чужими денежными средствами.

Выводы. Когда СК «тоталит» автомобиль по КАСКО, а собственник категорически с этим не согласен, только независимая экспертиза и суд помогут решить вопрос в пользу страхователя. Если же «конструктивная гибель» – объективная реальность, выгоднее соглашаться на «тотал» только на условиях выплаты полной страховой суммы с передачей права собственности на поврежденное ТС страховщику.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector