Права органов опеки и попечительства при защите несовершеннолетних

Опека защищает права малолетних

Для правильного понимания термина «опека» (в настоящей статье будут рассмотрены лишь вопросы, касающиеся опекунства в отношении несовершеннолетних) представляется целесообразным вначале раскрыть суть понятия, перечислить его основные черты.

Гражданский кодекс называет опеку основным инструментом, призванным защитить права и законные интересы малолетних членов общества. Кроме того, законодатель определил основную цель установления опеки – воспитательные меры в отношении детей до 14-ти лет (статья 31 ГК).

Субъектный состав правоотношения, основания его возникновения, порядок осуществления и основания прекращения, а также иные значимые вопросы сконцентрированы в Семейном кодексе – им полностью посвящена глава 20 указанного источника права.

Здесь понятие опеки трактуется несколько шире – законодатель обязывает опекуназаботиться детях, гарантируя им качественное общее образование, достойное содержание и правильное воспитание. Объектом подобной заботы являются дети, в силу различных причин оставленные без попечения родителей (статья 145 СК).

Права органов опеки и попечительства при защите несовершеннолетних

К основным источникам права относится и ФЗ «Об опеке и попечительстве», многочисленные локальные ведомственные и региональные подзаконные акты.

Функции органов опеки и попечительства

Под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Кроме того, они оказывают поддержку в вопросах получения медицинской помощи, образования, других социальных услуг, а также уполномочены подбирать и обучать граждан, которые приняли решение стать опекуном либо попечителем.

Данные госорганы осуществляют следующие функции:

  • выявление и учет детей, оставшихся без родителей, в том числе сирот;
  • выявление и учет недееспособных граждан, нуждающихся в опеке;
  • устройство детей в семью либо специализированное учреждение (интернат, детский дом, дом ребенка и т.д.);
  • защита законных прав и интересов детей и недееспособных лиц;
  • формирование базы данных лиц, изъявивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями;
  • разрешение конфликтных ситуаций как с биологическими родителями ребенка, так и с назначенными опекунами или усыновителями;
  • управление и контроль имущества и любой другой собственности, принадлежащей опекаемым лицам.

Это далеко не полный список того, за что отвечают органы опеки. Их действия направлены на окружение подопечных заботой, сохранение их здоровья, жизни, личных прав, в том числе защиты частной собственности и гражданской свободы. Таким образом, они наделены достаточными полномочиями для урегулирования широкого круга вопросов, касающихся интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан.

Какие льготы имеет попечитель несовершеннолетнего?

При осуществлении обязательственной части правоотношения (образование, содержание, воспитание ребенка) опекун приобретает права, прямо вытекающие из одноименных обязанностей.

Они практически идентичны тем, которые предусмотрены для родителей – с некоторыми оговорками, определенными специфическим статусом данного субъекта.

Это, в частности:

  • право на свободный выбор методов и способов воспитания – в соответствии с собственными предпочтениями, но с обязательным учетом рекомендаций и распорядительных указаний органа опеки. Мнение ребенка также подлежит учету;
  • самостоятельный выбор учреждения, осуществляющего предоставление общего образования. Требования относительно учета мнения ребенка и указаний надзорного органа – аналогичны;
  • судебное вмешательство – если необходим возврат опекаемого от любых лиц (в том числе родственников);
  • подачу заявлений с целью обеспечения материальной поддержки объекта опеки (пенсии, пособия);
  • возбуждение искового производства в отношении лиц, имеющих обязательства, касающиеся ребенка (например, обязательства по выплате алиментных платежей);
  • реализацию всех допустимых с точки зрения законодательства мер по защите прав и законных интересов опекаемого.

Права органов опеки и попечительства при защите несовершеннолетних

Даже беглый анализ перечисленных позиций дает основания для вывода – права опекуна непосредственно связаны с правами ребенка, они непосредственно направлены на недопущение любых негативных факторов по отношению к опекаемому.

Законодатель настаивает на том, что выполнение опекуном обязанностей, вытекающих из данного статуса, носит безвозмездный характер – исключения из этого правила отдельно оговорены в законодательстве.

Прочитайте также:  Кто имеет право контролировать работу ответственного за газовое хозяйство

К таковым не относится получение пособий и иных выплат, связанных с осуществлением опеки – такие льготы подлежат использованию исключительно в интересах опекаемого лица.

Уполномоченные органы, в силу своих полномочий, осуществляют контроль за целевым расходованием полученных сумм.

Возмездный характер правоотношения возможен, когда опека производится приемной семьей. С членом семьи заключается договор, в качестве существенного условия которого фигурирует и ежемесячная оплата – т.е. фактически речь идет о предоставлении опекунских услуг.

Несмотря на то, что в большинстве случаев опекунство осуществляется на безвозмездной основе, законодатель всячески стимулирует опекунов, предоставляя им весомые льготы. Они закреплены в ряде нормативных документов, касающихся различных правовых отраслей:

  • трудового права;
  • налогового права;
  • пенсионного права;
  • в иных отраслях (например, в нормах ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Кроме того, льготы закреплены в подзаконных актах, касающихся отдельных категорий граждан (социальная защита инвалидов обеспечивается положениями одноименного Федерального Закона).

В области трудовых правоотношений льготы опекунов практически идентичны тем, которые предусмотрены для биологических родителей. Это, в частности:

  • право на ограниченную (неполную) трудовую занятость;
  • опекуны, осуществляющие одноименные функции в отношении детей, которым не исполнилось пяти лет, могут быть задействованы в ночных и сверхурочных работах только после получения их письменного согласия. Аналогичные ограничения предусмотрены для командировок, для некоторых иных случаев;
  • локальный ведомственный нормативный акт, действующий в рамках конкретного предприятия (коллективный договор), нередко содержит нормы, предусматривающие предоставление опекунам дополнительного неоплачиваемого отпуска (его продолжительность – не более 14 дней);
  • опекун располагает правом выбора времени предоставления ежегодного отпуска, если от этого зависит оптимальное осуществление им обязанностей по опеке (к примеру, при сопровождении опекаемого к месту учебы).

Если возраст опекаемого менее 3-х лет, то опекун вправе требовать от работодателя предоставления отпуска по уходу за ребенком – с получением 40% пособия до достижения ребенком полутора лет.

Работодатели наделены в этом смысле довольно широкими полномочиями. Все разрешенные Законом меры, направленные на предоставление льгот, имеют право на существование. В то же время ущемление интересов опекуна – а, следовательно, и интересов опекаемого – недопустимо.

Налоговые льготы заключаются в получении так называемых «налоговых вычетов», т.е. определенная сумма заработной платы освобождается от налогообложения.

Основанием для применения данной льготы выступает подача декларации в налоговый орган – с приложением документов, отражающий суммы зарплат за отчетный период, а также копий документов, касающихся осуществления опекунской деятельности.

Для лиц, осуществляющих опекунские обязанности в отношении детей-инвалидов, законодатель предусмотрел ряд дополнительных льгот:

  1. компенсационные выплаты (подробно прописаны в Указе Президента № 175) для неработающих опекунов;
  2. неполная занятость по основному месту работы;
  3. право на предоставление оплачиваемых дополнительных выходных дней (не более 4-х в течение месяца) и др.;
  4. запрещение, касающееся сверхурочных работ и иных видов деятельности, сопряженных с дополнительными неудобствами (аналогично вышеописанному) без их письменного согласия;
  5. скидка на оплату жилья и коммунальных услуг (не менее 50%).

Нельзя не упомянуть о преимущественном положении опекунов при получении земельных участков для индивидуального строительства, при вступлении в садоводческие и иные товарищества.

В скобках заметим, что здесь довольно сложно разграничить интересы опекаемого и интересы опекуна – не исключено, что льготы создадут дополнительные блага, в основном, для последнего.

Уполномоченный орган (орган опеки) на практике не в состоянии скрупулезно проконтролировать адресное направление благ. Однако законодатель сознательно идет на это – предполагается, что льготы в конечном итоге будут способствовать улучшению положения опекаемого и, таким образом, обязательное требование Закона о максимальном режиме благоприятствования в отношении несовершеннолетнего не будет искажено.

Требование законодателя об обязательном совместном проживании опекуна и опекаемого, изложенное в части 2 статьи 36 ГК РФ, зачастую неверно воспринимается заинтересованными лицами.

Не искушенные в юриспруденции граждане ошибочно полагают, что осуществление опекунских обязанностей наделяет их какими-либо правами в отношении собственности (в данном случае – жилой площади) несовершеннолетнего.

Прочитайте также:  Имеют ли право заставить работать меня сверхурочно

Это – глубоко ошибочное представление. Институт опеки не предусматривает возникновения вещных прав (права собственности или постоянного бессрочного пользования). Право опекуна проживать на жилплощади подопечного (если оно обусловлено конкретной ситуацией) оканчивается в момент прекращения правоотношения.

В соответствие с Законодательством, у опекуна не возникает права распоряжаться имуществом ребенка (поскольку отсутствует право собственности) – в частности, он не может продать (подарить, заложить, обменять) квартиру подопечного.

Мало того, несмотря на схожесть прав опекуна и родителей ребенка, имеются и существенные различия – в частности, опекуны лишены права наследования по закону.

Опека

По правилам части 2 статьи 40 ГК опекунство прекращается в связи с достижением подопечным 14-летнего возраста.

Без дополнительного оформления она трансформируется в институт попечительства, что не влечет значимых правовых последствий для сторон правоотношения.

Однако на практике имеют место случаи, когда отказ от опекунства объективно необходим до достижения указанного возраста – он может быть обусловлен интересами опекаемого или самого опекуна.

Если несовершеннолетний возвращается для проживания и воспитания в семью своих родителей (или усыновлен), то отпадает необходимость осуществления опеки.

Выносится соответствующее постановление органа опеки, на основании которого опекунство досрочно прекращается.

Допустим вариант прекращения опеки по инициативе опекуна – «отказ от опекунства». Письменная просьба опекуна должна содержать достаточные основания для подобного действа – например, наличие неустранимого конфликта интересов сторон правоотношения.

Это может быть нежелание ребенка следовать указаниям опекуна в вопросе выбора учебного заведения, спор относительно отчуждения имущества и т.п. После рассмотрения заявления органом опеки – и проверки сообщенных фактов – будет вынесено соответствующее решение.

Изменение правоотношения между опекуном и опекаемым возможно лишь после положительного решения специально уполномоченного органа.

Резюмируя сказанное, отметим, что институт опекунства требует от лица, взявшего на себя обязанности опекуна, исключительно ответственного подхода. Дух и буква Закона стоят на страже интересов несовершеннолетнего, которые имеют несомненный приоритет.

Жесткие требования к личности опекуна, наличие механизма перманентного контроля за соблюдением им обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего обусловлены заботой государства о наименее социально защищенных членах общества.

Доскональное знание прав и обязанностей данного субъекта правоотношения, грамотное их применение в интересах опекаемого – обязательное условие осуществления опекунских полномочий.

Они в полной мере ответственны за совершаемые ими действия в случае выявления нарушений. Проверку их деятельности осуществляет Рособрнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957).

Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

Обратите внимание!

Если в результате действий либо бездействия, незаконного использования своих полномочий органами опеки был нанесен вред гражданам, согласно гл. 59 ГК РФ, его необходимо возместить.

Деятельность органов четко регламентирована ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ. В их обязанности входит:

  • защита интересов опекаемых граждан или тех, кто в этом нуждается;
  • контроль над теми, кто изъявил желание стать опекуном или попечителем, в том числе контроль над соответствующими учреждениями.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

  • выявление лиц, нуждающихся в опеке, с их последующим учетом;
  • поиск, учет, обучение лиц, желающих принять детей-сирот либо недееспособных граждан под опеку;
  • предоставление кандидатам в опекуны сведений относительно возможных форм устройства ребенка в семью, состояния здоровья, нюансов документального оформления;
  • оказание содействия опекунам и попечителям при сборе необходимых документов;
  • признание недееспособности гражданина через судебные инстанции либо возврат дееспособности при утрате оснований;
  • назначение опекунов и попечителей как среди государственных учреждений, так и лиц, желающих таковыми стать;
  • выдача разрешений на проведение сделок, касающихся имущественных прав опекаемых;
  • контроль условий проживания подопечных, надлежащего исполнения своих обязанностей лицами, давшими согласие на опекунство;
  • отстранение от возложенных на опекунов обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.
Прочитайте также:  Как рассчитать количество дней отпуска при увольнении

Обратите внимание!

В случае необходимости одного и того же опекуна могут назначить сразу нескольким лицам, если это не противоречит их интересам, и также одного и того же опекаемого — нескольким попечителям.

Лишение родительских прав

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Пособия

Ограничение по решению суда назначается на срок до полугода. За это время родителям дается шанс исправить ситуацию в лучшую сторону.

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Органы опеки и попечительства: гражданское право

Так, согласно ст. 35 ГК РФ, опекунами могут быть:

  1. лица, достигшие совершеннолетия, являющиеся дееспособными и не лишенными ранее родительских прав.

    Такие граждане должны изъявить добровольное желание стать опекуном или попечителем, иметь необходимый набор моральных, нравственных и личностных качеств, способных помочь в дальнейшем в выполнении своих обязанностей. Пожелания подопечного, если это возможно, могут также учитываться в ходе рассмотрения данной кандидатуры. При необходимости заинтересованные лица могут обжаловать назначенного гражданина опекуном в судебном порядке. Не смогут вновь стать опекунами лица, ранее отменившие усыновление по своей вине;

  2. различные социальные и медицинские учреждения (родильные дома, дома ребенка, детские дома и т.д.).

    Ребенок, помещенный в такое учреждение, не нуждается в назначении опекуна или попечителя, так как находится на полном государственном обеспечении. Эти обязанности имеет право выполнять администрация того учреждения, где находится несовершеннолетний;

  3. непосредственно орган опеки и попечительства.

    Если ребенок не был отдан под надзор третьего лица в период до 30-ти дней;

  4. иные лица.

В частности, в ст. 153 СК РФ упоминаются приемные семьи, заключившие с органами опеки договор на возмездной основе на право воспитания ребенка или нескольких детей.

Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

Опекуны могут также и освобождаться от исполнения своих обязанностей. Это может произойти в следующих случаях:

  • ребенок подлежит возврату в кровную семью по решению суда;
  • опекун или подопечный сами изъявили желание, имея на то уважительные причины;
  • обычную опеку и попечительство необходимо заменить на аналогичные по закону и осуществить передачу ребенка в соответствующее учреждение.

Граждане также могут быть отстранены от дальнейшего воспитания ребенка на основании ст. 39 ГК РФ в принудительном порядке, если:

  • были выявлены факты ненадлежащего исполнения своих обязанностей (в том числе оставление опекаемого в опасности и не предоставление ему необходимой помощи);
  • имеются любые другие причины, по которым назначенный опекун более не может быть таковым.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector