Штрафы при налоговой проверке

5. Несвоевременная сдача отчета в статистику

К нам на обслуживание недавно пришел индивидуальный предприниматель, раньше он вел учет сам в известном онлайн-сервисе. При приеме дел обнаружилось, что годовую декларацию по УСН он через онлайн-сервис вроде как отправил, а вот подтверждения отправки и сдачи отчетности у него нет. Если в процессе сверки с налоговой подтвердится, что отчетность не сдана, то будет начислен штраф.

Самая распространенная причина несвоевременной сдачи отчетности у индивидуальных предпринимателей — незнание сроков сдачи отчетности или банальная забывчивость.

За нарушение срока сдачи отчетности полагается штраф (ст. 119 НК РФ):

  • 5% от неуплаченной в установленный срок суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30%.
  • Не менее 1000 р.

Примеры:

  1. Индивидуальный предприниматель просрочил сдачу нулевой отчетности по УСН. Штраф составит 1000 р.
  2. ИП просрочил сдачу декларации, в которой налог по УСН составил 10000 р. Но сам налог уплатил вовремя. Штраф составит 1000 р.
  3. ИП сдал декларацию по УСН на 3 месяца позже, налог уплатил после сдачи декларации. Налог по декларации — 10 000 р. Штраф составит 5% в месяц, то есть 10 000 / 100 * 5 = 500 р в месяц, за три месяца это будет 1500 р.
  4. ИП просрочил сдачу декларации на 3 года. Налог по декларации к уплате составил 10 000 р. Штраф составит 30% от суммы налога, то есть 3000 р.

Статистика — самый запутанный с точки зрения отчетности орган. Нет четкого регламента что кому сдавать, каждый год новые правила. Так, например, для ИП по результатам 2015 года нужно было сдать специальную форму «1-предприниматель» в рамках сплошного наблюдения.

Те, кто форму не сдал, могут попасть на штраф (ст. 13.19 КоАП РФ):

  • за первое нарушение — от 10 000 до 20 000 р;
  • за повторное нарушение — от 30 000 до 50 000 р.

Пример: ИП пропустил приказ, в котором было назначено сплошное статистическое наблюдение за деятельностью ИП, и не сдал полагающуюся форму в органы статистики за 2015 год. Штраф за такое нарушение составит от 10 000 до 20 000 р.

Справедливости ради нужно сказать, что я не знаю еще ни одного ИП, которого бы уже оштрафовали за несдачу статистики.

К нам на обслуживание пришел индивидуальный предприниматель, и обнаружилось, что он принял на работу нескольких сотрудников, а в фондах как работодатель не зарегистрировался. ИП ошибочно считал, что все «регистрации» регистрирующий орган делает автоматически при регистрации самого ИП. Увы, для ИПшников это не так.

Если ИП нанимает сотрудников, то в течение 30 календарных дней со дня заключения трудового договора нужно зарегистрироваться в фондах.

Штраф за нарушение срока регистрации (ПФР — п. 1 ст. 27 Закона № 167-ФЗ; ФСС — п. 1 ст. 19 закона № 125-ФЗ):

  • Если просрочка регистрации до 90 дней включительно — 5 000 р.
  • Если регистрация просрочена более чем на 90 дней — 10 000 р.

Пример: Если вы решили нанять сотрудника 01.07.2016 и этой же датой заключили трудовой договор, то зарегистрироваться в фондах нужно до 30.07.2016. Если заявление на регистрацию вы подадите 31.07.2016, то каждый фонд вам выпишет штраф по 5 000 р, всего 10 000 р.

Мой клиент — ИП из предыдущего пункта совершенно не предполагал, что на сотрудников нужно сдавать какую-то дополнительную отчетность, и ничего не сдавал. К сожалению, штрафов избежать не удалось.

Если ИП зарегистрировался как работодатель, он, как и ООО, будет ежемесячно сдавать отчетность в ПФР и ежеквартально в ПФР и ФСС. Внимание! С 2017 года перечень отчетности изменится, появится новая декларация и сдавать ее нужно будет в налоговую инспекцию.

За несдачу отчетности в ФСС положено два штрафа, несмотря на то, что форма на предоставление едина:

  1. За отчетность по временной нетрудоспособности и материнству (ст. 46 Закона № 212-ФЗ).
  2. За отчетность по травматизму (ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

Отчетность в ПФР состоит из двух бланков:

  1. Ежеквартальный расчет РСВ-1.
  2. Ежемесячный отчет СЗВ.

Штраф за несдачу каждой отчетности в ФСС и ежеквартальной в ПФР:

  • 5% в месяц от суммы взносов, указанных в декларации за отчетный квартал.
  • Не более 30% от суммы взносов.
  • Не менее 1000 р.

Штрафы при налоговой проверке

Штраф за несдачу ежемесячной отчетности СЗВ в ПФР:

  • 500 р за каждого сотрудника (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).

Пример: ИП нанял одного сотрудника с 01 января 2016 года с зарплатой 10 000 р. Сдачу отчетности просрочил на 1 месяц. Страховые взносы за квартал составят в ПФР (пенсионные и медицинские взносы) — 8130 р, в ФСС — 870 р. Штрафы за несдачу отчетности составят:

  • В ФСС за отчет по нетрудоспособности — 1000 р
  • В ФСС за отчет по травматизму — 1000 р
  • В ПФР за три отчета СЗВ — 1500 р.
  • В ПФР за отчет РСВ-1 — 1000 р.

Итого: 4500 р.

Ведение коммерческой деятельности, как то регулярное оказание услуг или регулярная продажа товаров, должно быть зарегистрировано либо как юридическое лицо, либо как ИП.

По правде сказать, лично я не знаю ни одного надомника или фрилансера, которого бы «поймали и оштрафовали» по этой статье. Разовое оказание услуг, разовая продажа собственного имущества, разовое осуществление перевозки груза на своей машине — не признается предпринимательской деятельностью. А недавно Президент РФ сообщил, что не нужно штрафовать самозанятых людей, если они работают без регистрации.

Есть ряд видов деятельности, которые лицензируются. Например, услуги связи, производство лекарств, обслуживание медицинской техники, тиражирование не принадлежащих вам программ для ЭВМ, образовательная деятельность и прочие.

Если вдруг вы осуществляете деятельность, которая подлежит лицензированию, без лицензии, то вас оштрафуют (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

  • От 4000 до 5000 р с конфискацией средств производства и продукции.

Пример: Ваш друг разработал программу и поручил вам изготовить ее копии на компакт-дисках или флешках, за что заплатил вам 10000 р. Это лицензируемая деятельность, и, если вас «поймают», то оштрафуют на сумму до 5000 р.

Штрафы при налоговой проверке

Как же защититься от штрафа? Только знания дадут вам нужную защиту. Знайте сроки сдачи отчетности и сроки уплаты налогов. Аккуратно принимайте на работу сотрудников, с соблюдением всех норм и правил. И, наконец, ведите свой учет грамотно и правильно.

Удачи в делах!

Документы, которыми оформляется проверка

Основным документом, в котором отражаются результаты выездной налоговой проверки, является акт. Он оформляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ указанную справку проверяющее лицо обязано составить в последний день проверки.

Примечание. Форма справки о проведенной выездной налоговой проверке утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@, а форма акта выездной налоговой проверки — Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

Двухмесячный срок, в течение которого составляется акт выездной налоговой проверки, начинается со следующего дня после даты, которая указана в справке о проведенной выездной налоговой проверке. Этот срок заканчивается через два месяца того же числа, которым датирована данная справка. Например, если справка составлена 2 сентября 2010 г.

, акт проверки должен быть оформлен в период с 3 сентября по 2 ноября 2010 г. включительно. Бывает так, что последний день для оформления акта приходится на число, которого нет в соответствующем месяце, или этот срок приходится на выходной либо праздничный день. В первом случае окончанием срока считается последний день этого месяца.

Примечание. Двухмесячный срок составления акта проверки — это максимальный срок, в течение которого налоговая инспекция может оформлять акт.

Акт вручается налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем его составления. Затем в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой получения акта, организация может представить возражения по материалам проверки, если она не согласна с фактами, изложенными в акте.

После того как указанный срок пройдет, налоговая инспекция должна вынести решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названный документ также оформляется по итогам выездной налоговой проверки, и налоговая инспекция обязана подготовить его в течение 10 рабочих дней.

Названный срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). В этот же срок рассматриваются материалы проверки в случае получения от организации возражений по акту. Решение должно быть вручено организации в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения. При этом оно вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения — это документ, на основании которого суммы налогов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджет по результатам выездной налоговой проверки, заносятся в карточки базы данных «Расчеты с бюджетом» налогоплательщика. Срок уплаты этих сумм — дата вступления решения в силу.

Если в названный срок организация не рассчитается с бюджетом, то на основании п. 2 ст. 70 НК РФ налоговая инспекция в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения в силу направляет ей требование об уплате налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам выездной налоговой проверки. Указанные в требовании суммы организация должна заплатить в течение 10 календарных дней с даты получения требования.

Однажды нашему клиенту-ИП, состоящему у нас на бухгалтерском обслуживании, пришло требование из налоговой инспекции о предоставлении документов по контрагенту. Клиент был взволнован, это было его первое требование. Мы пояснили, что это проверяют не самого ИП, а контрагента, вовремя ответили на требование, предоставили документы, и вопрос был снят. Претензий к индивидуальному предпринимателю не возникло.

Встречная проверка — это проверка вашего контрагента. Вы обязаны предоставить налоговой инспекции документы, которая та требует, но только те, что непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента. Также вы обязаны предоставить имеющиеся сведения (информацию). Требования игнорировать нельзя.

Штрафы при налоговой проверке

За несвоевременное предоставление или непредоставление данных по встречной проверке назначается штраф (ст. 126 НК РФ):

  • За каждый непредоставленный документ — 200 р за документ.
  • За непредоставление сведений — 10000 р.

Примеры:

  1. Индивидуальному предпринимателю пришло требование о предоставлении документов по контрагенту «Ромашка», который является покупателем у ИП. В перечне документов были указаны: акт выполненных работ, договор, счет. Предприниматель забыл и не предоставил документы вовремя. Ему будет начислен штраф в размере 600 р.
  2. ИП пришло требование о предоставлении документов по контрагенту «Ромашка», который является покупателем. В перечне документов были указаны: акт выполненных работ, договор, счет, договор аренды помещения. Предприниматель забыл и не предоставил документы вовремя. ИП будет начислен штраф в размере 600 р. за 3 документа, так как четвертый, договор аренды помещения, не является документом, который относится к проверяемому покупателю.
  3. ИП пришло требование о предоставлении документов по контрагенту «Ромашка», который является его покупателем. В перечне документов были указаны: акт выполненных работ, договор, счет. Однако предприниматель с контрагентом работал без договора, и из документов в наличии только акт и счет, которые он и предоставил в налоговую инспекцию, пояснив, что договор не составлялся. Штрафа за непредоставление несуществующего документа не будет.
  4. ИП пришло требование о предоставление сведений по контрагенту «Ромашка». В частности, налоговики просили пояснить, при каких обстоятельствах совершалась сделка. Предприниматель проигнорировал требование. ИП будет начислен штраф в размере 10000 р.

Выемка документов осуществляется сотрудниками ФНС в соответствии со ст. 94 НК РФ. Данная процедура проводится принудительно после отказа руководства организации добровольно выдать запрашиваемую документацию проверяющим. Изъятию подлежат только подлинники тех документов, которые относятся к предмету проверки. Иные документы изымать недопустимо.

Если проверяемая организация отказалась предоставить запрашиваемые бумаги – ей грозят штрафные санкции по ст. 126 НК РФ (200 руб. за каждый несданный документ).

Прочитайте также:  Как снять проданное авто с налогового учета

Неповиновение должностных лиц законному распоряжению ФНС повлечет за собой административную ответственность. Виновным должностным лицам придется уплатить штраф от 2000 до 4000 руб., физлицам – от 500 до 1000 руб. Основание – ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

2. Не пробили чек ККМ

телеграм канал

Один наш клиент — индивидуальный предприниматель, продавал товары в крупном торговом центре. Он рассказывал, что проверяющие приходят очень часто. И вот как это происходит: под видом покупателя приходит проверка, делает вид, что покупает товар, и даже передает деньги, вы пробиваете (или не пробиваете) кассовый чек.

Все индивидуальные предприниматели, получающие наличные деньги за товары, работы, услуги, должны пробивать при получении денег чек ККМ. Есть и исключения (например, продажу услуг населению можно осуществлять по бланкам строгой отчетности).

Штраф за неприменение ККМ для ИП составляет (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • ¼ — ½ от не пробитой суммы
  • Не менее 10 000 р.

Примеры

  1. Индивидуальный предприниматель «забыл» пробить чек на 100 000 р. Штраф составит 25 000-50 000 р.
  2. ИП не пробил чек на сумму 100 р. Штраф за непробитие составит 10 000 р.

Таблица 2. Суммы налогов, пеней и штрафов, начисленные по результатам выездной проверки ООО «Авангард»

Как видим, процедура оформления результатов выездной налоговой проверки может быть достаточно продолжительной. При этом, пока организация не внесет в бюджет налоги, начисленные в результате проверки, на неуплаченные суммы будут начисляться пени. Напомним, что согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со дня, следующего за сроком его уплаты. При этом процентная ставка пеней принимается равной 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату начисления пеней.

Примечание. Пени — это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными Налоговым кодексом.

По мере оформления результатов выездной налоговой проверки суммы начисленных пеней в документах указываются в следующем порядке:

  • в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения — на дату принятия решения;
  • в требовании на уплату налогов, пеней и штрафов — на дату составления требования.

Таким образом, суммы пеней постепенно увеличиваются на каждом этапе оформления результатов выездной налоговой проверки. В частности, при уплате налогов на основании требования пени могут быть начислены за 179 календарных дней, считая со дня, следующего за днем составления справки об окончании выездной налоговой проверки, если налоговый орган будет оформлять ее результаты в максимально допустимые сроки (табл. 1 на с. 48).

(руб.)

 Вид налога 
Сумма налога
 Пени 
Штраф (20% от суммы налога)
Налог на прибыль 
 76 000 
 7 208,59 
 15 200 
НДС 
 47 960 
 2 435,96 
 9 592 
Транспортный налог
 2 244 
 163,55 
 449 
Итого 
 126 204 
 9 808,1 
 25 241 

ООО «Авангард» решило уплатить налоги, пени и штрафы, начисленные по акту проверки, 5 октября 2010 г., то есть на 27 календарных дней раньше, чем вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На дату перечисления платежей в бюджет организация пересчитала начисленные пени. Они составили:

  • по налогу на прибыль — 6678,49 руб. (7208,59 руб. — 76 000 руб. x 7,75% : 300 x 27 дн.);
  • по НДС — 2101,44 руб. (2435,96 руб. — 47 960 руб. x 7,75% x 300 x 27 дн.);
  • по транспортному налогу — 147,9 руб. (163,55 руб. — 2244 руб. x 7,75% : 300 x 27 дн.).

Примечание. В первую очередь организации необходимо уплатить в бюджет недоимку по налогам. Ведь с этого момента прекращается начисление пеней. А затем (до окончания срока, указанного в требовании) можно перечислять начисленные пени и штрафы.

Иногда налогоплательщики не погашают задолженность перед бюджетом раньше срока, установленного по решению или в требовании, из-за отсутствия денежных средств, достаточных на одновременную уплату всех причитающихся платежей — недоимки по налогам, пеней и штрафов. В таком случае можно погашать задолженность перед бюджетом постепенно, сначала заплатить налоги, а затем — пени и штрафы.

Следовательно, с этого момента перестанет увеличиваться задолженность перед бюджетом и организация сможет ее погасить, как только будет располагать необходимыми средствами. Однако в любом случае это нужно сделать до окончания срока, указанного в требовании на уплату налогов, пеней и штрафов, поскольку после его истечения налоговый орган приступит к проведению мероприятий по принудительному взысканию задолженности.

Примечание. Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации. Кроме того, на основании п. 1 ст. 47 НК РФ налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества организации.

Пример 2. Воспользуемся условием примера 1. Предположим, у ООО «Авангард» по состоянию на 5 октября 2010 г. на расчетном счете было недостаточно средств, чтобы перечислить в бюджет все платежи по акту выездной налоговой проверки. Поэтому организация заплатила только доначисленные налоги (налог на прибыль, НДС и транспортный налог) в сумме 126 204 руб. Начиная с 6 октября 2010 г. пени начисляться не должны, так как задолженности по налогам у организации нет.

Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

Как правило, инспекторы запрашивают у организаций объемную информацию, которую необходимо подготовить в очень сжатые сроки. Игнорировать требования ФНС не стоит, так как это грозит штрафными санкциями и привлечением к налоговой и административной ответственности. Налоговики имеют право затребовать у проверяемой организации документы, относящиеся к конкретному проверяемому периоду и налогу.

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой несут ИП, фирмы, их руководители и должностные лица. Отказ от предоставления запрашиваемых документов во время проверок сотрудниками ФНС является налоговым правонарушением (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой для субъектов предпринимательства определятся на основании двух статей НК РФ:

  • ст. 126 (непредоставление в ФНС документов и сведений);
  • ст. 129.1 (неправомерное (несвоевременное) несообщение информации налоговикам).

Камеральная проверка проводится без участия налогоплательщика в соответствии со ст. 88 НК РФ. Сотрудники ФНС проверяют документацию, предоставленную им. К нарушителям применяются штрафные санкции по ст. 126 и ст. 129.1 НК РФ:

  • нарушение сроков или отказ от предоставления запрашиваемой у организации или ИП документации влечет за собой штраф в размере 200 руб. за один документ;
  • если руководство компании откажется предоставить информацию о деятельности, связанной с иными субъектами (контрагентами и др.) – ей придется уплатить штраф в размере 10 тыс. руб.;
  • предоставление требуемых документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом в 10 тыс. руб.

Не удастся избежать наказания и должностным лицам (руководителю, главному бухгалтеру, бухгалтеру, иным работникам, на которых возложена обязанность предоставлять сведения в налоговую службу). За отказ предоставить сотрудникам ФНС требуемые бумаги и сведения, а также подачу их в неполном объеме или искаженном виде нарушителям придется уплатить административный штраф, размер которого составит 300-500 руб. Основание – ст. 15.6 КоАП РФ.

На выездной проверке представители ФНС имеют право затребовать у ИП и юридических лиц пакет документов, но из-за слишком большого объема налогоплательщики не всегда успевают своевременно их подготовить. Если документы будут сданы с задержкой или вовсе не будут предъявлены, инспекторы имеют право выписать штраф.

Размер штрафа за непредоставление документов по требованию налоговой по п. 1 ст. 126 НК РФ может быть весьма существенным. В соответствии с ним нарушители должны уплатить по 200 руб. за каждый непредъявленный документ, а если таких документов не одна сотня, то штраф выльется в многотысячную сумму.

Во избежание таких санкций руководству организации, или ИП необходимо попросить ФНС продлить срок для сдачи документов. Для этого не позднее следующего дня после получения требования следует отправить уведомление в налоговый орган с указанием причин и срока, в который налогоплательщик сможет представить документы. ИФНС вправе как согласиться на отсрочку, так и отказать в ней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Некоторое время назад ко мне на консультацию пришел ИП. Этот ИП не декларировал полученные доходы и не платил налоги вообще. И вдруг неожиданно к нему пришел запрос от налоговой инспекции с просьбой пояснить расхождения в данных декларации по УСН и в выписке банка. Расхождения были налицо, индивидуальный предприниматель испугался, ведь ему кто-то сказал, что его никогда не проверят.

За неуплату налога в налоговом кодексе отвечают несколько статей, в зависимости от того, какие события привели к неуплате.

Если к неуплате привело грубое нарушение правил учета, то штрафы такие (п. 3 ст. 120 НК РФ):

  • 20% от суммы неуплаченного налога
  • Не менее 40 000 р.

Грубое нарушение правил учета для ИП — это ошибки в учете доходов, расходов, объектов налогообложения, отсутствие первичных документов, счетов-фактур (если они нужны для исчисления налогов), отсутствие регистров налогового учета (книги доходов и расходов), неоднократные (более одного раза в течение календарного года) ошибки в книге доходов и расходов или в отчетности.

Прочитайте также:  Налоговый вычет нпипоотезированре и леченте зубов

Если к неуплате привели иные обстоятельства (не подпадающие под грубое нарушение) и при этом налоговая база занижена, то штраф следующий (ст. 122 НК РФ):

  • 20% от суммы неуплаченного налога.

Большинство неуплат налога скорее подпадет под грубое нарушение. Однако если неуплата произошла из-за забывчивости, а учет верный и налоги правильно посчитаны и задекларированы, то ИП заплатит только пени, штрафа не будет.

Примеры:

  1. Сбой в программе привел к ошибке в декларации по УСН 6% — были занижены доходы и сумма налога. Как следствие, был не уплачен налог в размере 5000 р. Это однократное неверное отражение в отчетности хозяйственной операции, не систематическое, следовательно, грубым не является. Штраф будет вменен по ст. 122 НК РФ в размере 20% от 5000 р, то есть 1000 р.
  2. У вас УСН 6%. В течение года вы неверно отражали поступления денег от покупателей через Яндекс.Кассу. Вы показывали в доходах только то, что пришло на ваш расчетный счет, а надо было всю сумму, пришедшую Яндексу без вычета его вознаграждения. Таким образом, вы весь год занижали доход, и как следствие получилась ошибка в учете и отчетности. Сумма неуплаченного налога составила 5000 р. Это грубое нарушение правил учета, штраф по ст. 120 НК РФ составит 40 000 р.

Однажды пришел ко мне на консультацию ИП на патенте. Большинство таких ИП считают, что патент освобождает от ведения учета, но это не так. При патенте тоже надо вести книгу учета доходов и расходов, и отражать в ней данные о доходе (если основная ваша система УСН 6%), о доходах и расходах (если УСН 15%) и все данные (если у вас ОСНО).

Выше я уже рассказала, что такое грубое нарушение правил учета. И даже если все налоги уплачены, но налоговый учет отсутствует, то это тоже грубое нарушение правил учета, которое не привело к занижению налоговой базы.

Штраф за грубое нарушение, которое не привело к занижению налоговой базы (п 1 и 2 ст. 120 НК РФ):

  • если ошибка в одном налоговом периоде — штраф 10000 р;
  • если ошибка в нескольких налоговых периодах — штраф 30000 р.

Пример: Тот ИП, который консультировался у меня, так и не начал вести КУДиР и в течение следующего года, на который тоже взял патент. Налоговая инспекция оштрафует такого предпринимателя на сумму 30 000 р.

Мера ответственности за налоговое правонарушение — налоговая санкция в виде штрафа (п.п. 1,2 ст. 114 НК РФ).

В общем случае штрафы за неуплату или неполную уплату налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) установлены в следующих размерах (ст. 122 НК РФ):

  • 20% от неуплаченной суммы налога, если правонарушение совершено без умысла;
  • 40% от неуплаченной суммы налога, если налоговое правонарушение совершено умышленно.

В иных размерах штраф взимается в двух случаях. Так, за неуплату или неполную уплату налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих или финансовых условий, не сопоставимых с рыночными, налогоплательщику грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ).

А за неуплату или неполную уплату сумм налога за налоговый период, начиная с 2018 года, которые возникли в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (ст. 129.5 НК РФ, п. 3 ст.

УК РФ за уклонение от уплаты налогов в крупном размере предусмотрена уголовная ответственность. Эта ответственность ужесточается, если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (п.п.1,2 ст. 199 УК РФ). Подробнее о условиях наступления ответственности и виде наказания по УК РФ мы рассказывали в нашей консультации.

При этом УК РФ предусматривает также ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ).

 Этап процедуры по оформлению результатов выездной 
налоговой проверки
Длительность этапа
в календарных днях
Составление акта выездной налоговой проверки 
 61 
Вручение акта налогоплательщику 
 7 
Срок для представления возражений по акту проверки 
 21 
Вынесение решения о привлечении к ответственности 
за совершение налогового правонарушения
 45 
Вручение решения налогоплательщику 
 7 
Вступление решения в силу 
 14 
Подготовка требования об уплате налогов, пеней и 
штрафов
 14 
Уплата налога 
 10 
Итого 
 179 

Кроме того, к сумме пеней за указанный период следует прибавить пени, начисленные налоговым органом со дня, следующего за установленным сроком уплаты того или иного налога, до даты составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. У некоторых налогоплательщиков пени, начисленные со дня, следующего за установленной датой уплаты налога, до срока, указанного в требовании на уплату налога, могут достигать существенных размеров.

Можно ли этого избежать? Если организация согласна с выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, то, получив его, она может рассчитаться с бюджетом, не дожидаясь требования налогового органа.

Отражение результатов проверки в налоговом учете

Примечание. Приказом Минфина России от 28.06.2010 утверждено новое ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», которое вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.

Штрафы при налоговой проверке

Доначисленные суммы отражаются следующим образом. Налог на прибыль, а также пени и штрафы по всем налогам (налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу и др.) учитываются в составе убытков на счете 99 «Прибыли и убытки». Суммы налога на имущество, транспортного налога, земельного налога и др. включаются в состав прочих расходов и отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2).

Ошибки по НДС исправляются так. Если недоимка возникла в результате занижения налоговой базы или неправильного применения налоговой ставки (например, вместо ставки 18% применена ставка 10%), то НДС, начисленный с реализации прошлых лет, учитывается в составе прочих расходов на счете 91 (субсчет 91-2 «Прочие расходы»), а налог, начисленный с реализации текущего года (года проведения проверки), включается в себестоимость реализованной продукции и отражается на счете 90 «Продажи» (субсчет 90-3).

На практике бывает, когда решение о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщик получает в начале года, следующего за годом проведения проверки, но до момента составления годовой бухгалтерской отчетности. В этом случае ошибки исправляются заключительными записями на 31 декабря предыдущего года и налог на добавленную стоимость, относящийся к реализации предыдущего года, отражается на счете 90 (субсчет 90-3).

Если недоимка по НДС возникла в связи с неправомерным вычетом, то порядок отражения ее в бухгалтерском учете зависит от операции, к которой относятся начисленные суммы налога, и периода, за который выявлена эта недоимка. Недоимка, относящаяся к текущему году, и недоимка предыдущего года, отражаемая заключительными записями на 31 декабря предыдущего года, включаются в стоимость основных средств, нематериальных активов, других товарно-материальных ценностей, а также в стоимость работ, услуг и т.д.

Недоимка по НДС предыдущих лет, помимо названной выше, отражается в составе прочих расходов на счете 91 (субсчет 91-2). Исключение составляет налог, который включается в стоимость основных средств и нематериальных активов. Он отражается на счетах 01 и 04.

Примечание. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.

Пример 4. Воспользуемся условием примера 1. Напомним, что в результате выездной налоговой проверки ООО «Авангард» были доначислены следующие налоги:

  • налог на прибыль — в сумме 76 000 руб.;
  • НДС — в сумме 47 960 руб., в том числе в результате занижения налоговой базы — в сумме 9360 руб. и в результате неправомерного вычета НДС — в сумме 38 600 руб. При этом сумма налога, предъявленного к вычету, должна быть учтена в стоимости материальных ценностей (допустим, эти материалы еще не были отпущены в производство);
  • транспортный налог — в сумме 2244 руб.

Общая сумма пеней и штрафов, начисленных по акту проверки, составила 35 049,1 руб. (9808,1 руб. 25 241 руб.).

Предположим, все платежи в сумме 161 253,1 руб. (76 000 руб. 47 960 руб. 2244 руб. 35 049,1 руб.) ООО «Авангард» уплатило в бюджет 2 ноября 2010 г.

Дебет 99 Кредит 68

  • 111 049,1 руб. (76 000 руб. 35 049,1 руб.) — отражены суммы налога на прибыль, пеней и штрафов, начисленных в результате выездной налоговой проверки;

Дебет 90-3 Кредит 68

  • 9360 руб. — начислен к уплате в бюджет НДС с реализации;

Дебет 19 Кредит 68

  • 38 600 руб. — начислен к уплате НДС, неправомерно принятый к вычету;

Дебет 10 Кредит 19

  • 38 600 руб. — включен в стоимость материалов начисленный НДС;

Дебет 91, субсчет 91-2, Кредит 68

  • 2244 руб. — отражен транспортный налог, начисленный по акту проверки;

Штрафы при налоговой проверке

Дебет 68 Кредит 51

  • 161 253,1 руб. — перечислены в бюджет платежи, начисленные по акту проверки.

Такие налоги, как налог на имущество, транспортный, земельный и водный налоги, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Что касается НДС, то порядок его включения в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, зависит от того, как должен отражаться начисленный налог. Если неправомерно принятый к вычету НДС, согласно действующим правилам, учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), то суммы начисленного налога включаются в прочие расходы, если стоимость этих товаров (работ, услуг) учтена в целях налогообложения прибыли.

Примечание. Суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, не включаются в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Пример 5. Продолжим рассмотрение примера 4. Одновременно с отражением в бухучете доначисленных в результате проверки сумм налогов, пеней и штрафов ООО «Авангард» вносит корректировки и в налоговый учет.

Налог на прибыль, пени и штрафы, начисленные по акту выездной налоговой проверки в сумме 111 049,1 руб. (76 000 руб. 35 049,1 руб.), в целях налогообложения прибыли не признаются.

Спектр обстоятельств, которые суды признают смягчающими, приятно удивляет своим многообразием

Не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль и неправомерно предъявленный к вычету НДС в сумме 38 600 руб., поскольку материальные ценности, в стоимости которых он должен быть учтен, еще не включены в состав материальных расходов в налоговом учете.

Транспортный налог в сумме 2244 руб. ООО «Авангард» включило в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Прочитайте также:  Принятие наследства через представителя

Примечание. В случае выявления ошибок налоговым органом в рамках выездной проверки организации не нужно на основании решения, принятого по итогам проверки, представлять уточненные декларации за прошедшие периоды. Ведь уточненная декларация подается только в том случае, если ошибку в сданной ранее отчетности организация выявила самостоятельно.

Исправление ошибок в бухгалтерском и налоговом учете заключается не только в отражении сумм доначисленных платежей. Помимо этого, организация должна проанализировать характер нарушений, которые повлекли за собой эти доначисления. В результате иногда возникает необходимость внести другие поправки. Например, транспортный налог начислен по автомобилю, который не учитывался в качестве объекта налогообложения, так как по ошибке не числился на балансе организации. Следовательно, она должна внести изменения в бухгалтерский и налоговый учет (поставить его на баланс, начислить амортизацию и др.).

О.Н.Нестеркина

Эксперт журнала

«Российский налоговый курьер»

Как заполнить поручение на перечисление платежей

Пример 1. В ООО «Авангард» проведена выездная налоговая проверка, которая закончена 1 сентября 2010 г. Проверяемые периоды — 2008 и 2009 гг., а также полугодие 2010 г. В результате проверки установлено следующее. В сентябре 2009 г. организация неправомерно включила в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, материальную помощь работникам в размере 380 000 руб. В результате сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за девять месяцев 2009 г., была занижена на 76 000 руб. (380 000 руб. x 20%).

Кроме того, при проверке правильности исчисления НДС выявлено, что в I квартале 2010 г. организация не исчислила налог с выручки от реализации в размере 52 000 руб. Причем сумма неуплаченного налога составила 9360 руб. (52 000 руб. x 18%). В этом же налоговом периоде организация неправомерно предъявила к вычету НДС в размере 38 600 руб.

При проверке расчетов по транспортному налогу установлено, что за 2009 г. данный налог не уплачен в бюджет в размере 2244 руб.

Акт проверки составлен 21 сентября 2010 г. и вручен организации 27 сентября 2010 г. Возражения по материалам проверки организация не подавала.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговая инспекция вынесла 1 ноября 2010 г. и вручила его организации 8 ноября 2010 г. Решение вступает в силу 23 ноября 2010 г.

Штрафы при налоговой проверке

Суммы налогов, пеней и штрафов, начисленные по результатам выездной налоговой проверки и указанные в решении, представлены в табл. 2. Пени по налогу на прибыль начислены за период с 29 октября 2009 г. по 1 ноября 2010 г. Пени по НДС — за период с 21 апреля по 1 ноября 2010 г. Пени по транспортному налогу — за период с 2 февраля по 1 ноября 2010 г.

Платежные поручения на перечисление налогов, пеней и штрафов, начисленных по акту проверки, заполняются в соответствии с Приложением N 2 к Приказу Минфина России от 24.11.2004 N 106н, которым утверждены Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ (далее — Правила).

Согласно Правилам уплата налогов, пеней и штрафов производится отдельными платежными поручениями. Рассмотрим особенности заполнения полей 104, 106, 107, 108, 109 и 110 платежных поручений.

В поле 104 указывается код бюджетной классификации платежа, перечисляемого в бюджет. Напомним, что КБК утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н. Налог, пени и штрафы зачисляются на разные КБК. Отличие состоит в 14-м разряде кода. Для налога нужно указать в этом разряде 1, для пеней — 2, для штрафа — 3.

Например, при перечислении платежей по налогу на прибыль, подлежащих внесению в федеральный бюджет, в платежном поручении на перечисление налога организации следует указать КБК 182 1 01 01011 01 1000 110, в поручении на уплату пеней — 182 1 01 01011 01 2000 110, на уплату штрафа — 182 1 01 01011 01 3000 110.

В поле 106 проставляется основание платежа. При перечислении сумм по акту проверки в этом поле указывается «АП».

В поле 107 отражается периодичность уплаты налога (месячная, квартальная, полугодовая, годовая) или конкретная дата уплаты налога, установленная Налоговым кодексом РФ. При погашении задолженности по акту проверки (если в поле 106 указан показатель «АП») в поле 107 проставляется 0.

В полях 108 и 109 отражаются данные документа, являющегося основанием платежа. При этом в поле 108 указывается номер этого документа, а в поле 109 — дата его составления. По налогам, пеням и штрафам, начисленным в результате выездной налоговой проверки, основанием для уплаты является акт. Поэтому в поле 108 указывается номер акта проверки, а в поле 109 — дата его составления.

В поле 110 указывается тип платежа. В платежном поручении на перечисление налога в этом поле ставится символ «НС», при уплате пени — «ПЕ», при уплате штрафа — «СА».

Примечание. Согласно п. 11 Правил в платежном поручении наличие незаполненных полей не допускается. Если организация по тем или иным причинам не может указать конкретное значение показателя в полях 106 — 110, то в этом поле ставится 0. Такой порядок установлен п. 2 Правил.

Зачет переплаты

Исполнить решение по итогам выездной налоговой проверки организация может не только путем перечисления средств со своего расчетного счета, но и путем зачета имеющейся переплаты по налогам. Согласно общему порядку, установленному ст. 78 НК РФ, налоговые органы обязаны самостоятельно зачесть переплату в счет имеющейся у организации недоимки по налогам, пеням и штрафам.

Если переплата по конкретному налогу в соответствующем бюджете образовалась раньше, чем возникла недоимка по этому налогу в этом же бюджете, и сумма переплаты равна или больше суммы недоимки, то пени и штрафы, начисленные на эту сумму, взыскиваться не должны, поскольку в этом случае фактической задолженности перед бюджетом в связи с неуплатой или неполной уплатой налога у организации нет.

Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой. В частности, на это указал Пленум ВАС РФ в п. 42 Постановления от 28.02.2001 N 5. К такому же выводу пришли ФАС Московского округа (Постановление от 03.07.2008 N КА-А40/5702-08-1,2), ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 24.05.2010 по делу N А56-52313/2009) и др.

От периода возникновения переплаты зависит также общий порядок зачета излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов. Дело в том, что до 1 января 2008 г. действовал порядок, в соответствии с которым переплата засчитывалась по бюджетам, а после этой даты стал применяться порядок зачета переплаты по видам налогов.

Соответствующие поправки в ст. 78 НК РФ были внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ. Поэтому переплата, возникшая до 1 января 2008 г., засчитывается по прежним правилам, а именно в счет уплаты сумм, подлежащих внесению в те же бюджеты, в которых числится эта переплата. А переплата, образовавшаяся после указанной даты, засчитывается по новым правилам, то есть по видам налогов.

Примечание. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Налоговые органы проводят большую работу по своевременному погашению задолженности перед бюджетом. Чтобы ускорить эту процедуру, организация может подать заявление о зачете переплаты в счет начисленных по результатам проверки недоимки, пеней и штрафов, не дожидаясь, пока налоговый орган зачтет эту переплату без ее участия.

ПЕТРОВА Светлана Михайловна

Пример 3. Воспользуемся условием примера 1. Допустим, у ООО «Авангард» имеется переплата по НДС в сумме 203 000 руб., которая образовалась 20 октября 2009 г. В счет задолженности по налогам переплата не засчитывалась. Организация 15 ноября 2010 г. подала в налоговую инспекцию заявление с просьбой зачесть переплату по НДС в счет погашения задолженности по налогам, подлежащим уплате в бюджет по акту выездной налоговой проверки.

Налоговая инспекция приняла решение о зачете переплаты 26 ноября 2010 г. Поскольку переплата образовалась после 1 января 2008 г., она засчитывается в погашение недоимки по видам налогов. Так как НДС — федеральный налог, то за счет переплаты по нему может быть погашена только недоимка, относящаяся к федеральным налогам.

Следовательно, указанную переплату налоговая инспекция может направить на погашение задолженности по налогу на прибыль и НДС. Причем за счет переплаты по НДС будет погашена задолженность по налогу на прибыль, пеням и штрафам, числящаяся как в федеральном бюджете, так и в бюджете субъекта РФ. Вместе с тем задолженность по транспортному налогу за счет переплаты по налогу на добавленную стоимость налоговая инспекция погасить не вправе, так как транспортный налог является региональным налогом.

Переплата по НДС образовалась 20 октября 2009 г., то есть до момента возникновения недоимки по НДС по акту проверки (47 960 руб. по состоянию на 20 апреля 2010 г.). Поэтому пени и штраф, начисленные налоговой инспекцией, за неполную уплату этого налога с организации взыскиваться не должны.

10. Привлечение на работу иностранца без патента

У нас на обслуживании состоят несколько ИП, которые приняли на работу сотрудников из Украины и Молдовы. Гражданам этих стран не нужна виза для въезда, и они все чаще устраиваются на работу в России. Для трудоустройства такому гражданину нужен патент, а работодатель обязан уведомить ФМС о приеме на работу.

Если ИП нанял сотрудника иностранного государства, не имеющего разрешения на работу (патента или вида на жительство), то это нарушение очень строго карается.

Штраф за незаконное привлечение каждого иностранного работника (ст. 18.15 КоАП РФ):

  • От 25 000 до 50 000 р.
  • В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях от 35 000 до 70 000 р.

Однако наличия разрешения у работника недостаточно. ИП, нанимая на работу иностранца с разрешением, должен уведомить ФМС о заключении трудового договора с иностранным гражданином в 3-дневный срок с момента заключения трудового договора.

Штраф за неуведомление о заключении каждого трудового договора с иностранным работником (та же статья):

  • От 35 000 до 50 000 р.
  • В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях от 35 000 до 70 000 р.

Примеры:

  1. Индивидуальный предприниматель г. Москвы принял на работу двух граждан Турции. У сотрудников не имелось никаких разрешительных документов. ИП не сообщил о заключении трудового договора в ФМС. Такой ИП будет оштрафован:
    • За незаконное привлечение к работе двоих сотрудников — от 70 до 140 тыс. р.
    • За неуведомление ФМС — от 70 до 140 тыс. р.
  2. ИП из г. Курска принял на работу гражданина Молдавии, который имеет патент на работу. Однако не уведомил ФМС о заключении трудового договора. Такой индивидуальный предприниматель будет оштрафован на сумму от 25 до 50 тыс. р.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector