Как узаконить чердачное помещение

Что нужно знать

В любом многоэтажном доме есть имущество, которое принадлежит всем владельцам квартир и помещений этого дома. Чердаки также относятся к такому имуществу. Именно поэтому с приватизацией чердачных помещений возникает много сложностей, что в конечном итоге может привести к неудаче.

Продумайте все нюансы этого предприятия и только потом обращайтесь в соответствующие инстанции для приватизации помещения. Приватизация чердачного помещения требует серьезного подхода к делу.

Обойтись без помощи профессионалов вряд ли получится, поэтому воспользуйтесь советами опытных юристов. Даже если вам придется потратиться на их услуги, зато в дальнейшем вы избежите дополнительных затрат, да и сохраните свои нервы и время.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Подготовительный этап

Согласно 36 статье Жилищного кодекса РФ, чердаки в многоквартирных домах являются общим имуществом всех жильцов и разрешение на передачу их частным лицам может приниматься только на общем собрании собственников дома . Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, образовано ли в доме объединение собственников жилья (ТСЖ или ЖСК) и предварительно поговорить с его членами о возможности получения чердачного помещения.

Далее стоит обратиться в БТИ и Росреестр, и выяснить, зарегистрирован ли чердак и является ли он по документам помещением общего пользования.

Еще одним важным моментом является выяснение, относится ли здание по Генплану к домам под снос. В Москве, например, это можно выяснить в окружном департаменте жилищной политики и жилищного фонда города или на сайтах префектур.

Следующим шагом будет получение заключения эксперта Бюро технической инвентаризации о технической возможности переустройства чердачного помещения. Ведь если из его части, интересующей собственника квартиры, будет невозможно перенести инженерные коммуникации или из-за особенностей помещения не удастся провести его переоборудование согласно действующим техническим нормам, получить в собственность или в пользование чердак не удастся.

Что закреплено в законодательстве

Условия и порядок аренды и приватизации жилых и нежилых помещений на 2018 год не изменились.

Владельцы квартир и помещений в многоквартирном доме имеют равные права в распоряжении следующим имуществом дома (ст. 36 ЖК РФ):

  • лифтами, лестницами, лестничными площадками, подвалами, чердачными помещениями, коридорами и т. д.;
  • техническими этажами;
  • землей, на которой стоит дом, придомовой территорией (зоной благоустройства и озеленения).

Итак, если вы решились стать владельцем имущества, которое находится в общедомовой собственности, потребуется взять письменное согласие всех собственников квартир многоквартирного дома.

Порядок действий при оформлении чердака в аренду

  1. Представителями БТИ проводятся измерительные работы. Без них определение площади и границ помещения будет невозможно.
  2. Необходимо получить письменное согласие жильцов на взятие в аренду и переоборудование чердака (необходимо согласие 2/3 жильцов). Следует помнить, что жильцы, живущие в квартирах по договору социального найма, собственниками дома не являются и поэтому вместо них согласие на взятие в аренду и переоборудование чердака будет давать городской департамент имущественных отношений.
  3. Заключается договор аренды и проводится его государственная регистрация в Федеральной Регистрационной Службе
  4. Заказывается проект в любой организации, имеющей соответствующую лицензию.
  5. Собирается достаточно большой пакет документации, необходимый для согласования проекта переустройства с различными контролирующими органами (тех. условия на инженерные сети, град. план земельного участка здания, тех. условия обследования несущих конструкций здания и др.). Полный перечень документов можно узнать в компании, у которой заказывается проект.
  6. Проводятся непосредственные работы по переустройству чердака. Проводится ввод в эксплуатацию.
  7. Составляется акт о завершенном переустройстве, который выдается приемочной комиссией городской жилищной инспекции (например, в столице это государственная жилищная инспекция города.
  8. Вносятся соответствующие изменения в техническую документацию. Для этого необходимо обратиться в бюро технической инвентаризации.
  9. Вносятся изменения в договор аренды.
Прочитайте также:  Срок давности по исполнительному сбору судебных приставов

Способы оформления

Чтобы получить чердачное помещение и присоединить его к жилому помещению, можно воспользоваться двумя методами:

  • зарегистрировать право собственности на объект;
  • арендовать помещение или получить его в безвозмездное пользование.

Каким из этих способов воспользоваться в вашем случае, зависит от некоторых нюансов: было ли в доме зарегистрировано Товарищество собственников жилья (ТСЖ) с конкретным составом и количеством собственников, есть ли зарегистрированные права на долевую собственность, прочее.

Порядок совершения процедуры

Приватизация чердачного помещения невозможна в следующих ситуациях:

  • помещение находится в многоквартирном доме, в котором планируется провести капитальный ремонт и реконструкцию;
  • не получено согласие собственников квартир на приватизацию и последующее использование помещения в интересах нового владельца;
  • ремонт и переделка мансарды невозможна в силу технических характеристик помещения;
  • человек, претендующий на владение чердаком, не является собственником квартиры, расположенной на последнем этаже дома.

Как узаконить чердачное помещение

Важно!Мансарды принадлежат всем собственникам квартир дома, поэтому если один из этих людей не даст согласие, ничего не получится.

Более того, если вы, собирая документы и разрешения, начнете предварительные ремонтные работы, несогласие одного собственника заставит вас отказаться от своей затеи и вернуть все в первоначальный вид.

Чтобы узаконить право на чердачное помещение, придется пройти несколько этапов. Прежде всего, займитесь сбором документации.

Понадобятся документы о праве собственности на квартиру, а также сведения об объекте, который вы хотите получить:

  • бумаги, свидетельствующие о вашем юридическом статусе (физическое или юридическое лицо);
  • права собственности или иные права на жилье;
  • в результате чего вы приобрели право на жилое помещение: в результате покупки (договор купли-продажи), в результате приватизации или долевого участия, прочее. Какую сумму планируете использовать;
  • в каком доме находится квартира – частном или государственном;
  • сведения об управляющей компании, которая курирует данный дом;
  • информация о Кондоминиуме (был ли он зарегистрирован согласно нормам действующего законодательства), паспорт многоквартирного дома, полученный в БТИ;
  • сведения о регистрации ТСЖ.
Прочитайте также:  Жалоба на судебного пристава за незаконное снятие денежных средств

Стоит ли пробовать узаконить самострой мансарды

Часто собственники квартир, не желающие тратить время и деньги на получение многочисленных разрешений и согласований на переустройство чердака, самовольно переделывают его в мансарду, а потом пытаются признать право собственности на объект строительства черед суд. Чаще всего суды не удовлетворяют подобные исковые заявления, обязывая истца выплатить штраф за нарушение норм КОАП и постановляя снести самовольную постройку, согласно 222 статье ГК РФ, за счет осуществившего ее лица. Поэтому не стоит выбирать подобный способ присоединения чердака к квартире.

Таким образом, присоединение чердака вполне реально. Но данный процесс отнимет очень много сил, времени и денег у владельца квартиры, поэтому стоит трезво оценить свои возможности перед тем, как взяться за это нелегкое дело.

Какие документы необходимы для строительства мансарды?

Процесс сбора документов для реконструкции аналогичен процедуре подготовки к строительству. Оформление мансарды в частном доме делится на несколько этапов.

Как узаконить чердачное помещение

Этап 1. Подготовка документов о владении земельным участком.

Если здание находится в собственности у нескольких хозяев, согласие на реконструкцию должны дать не менее 2/3 владельцев. Надлежащим образом должны быть оформлены:

  • документы о праве собственности,
  • межевое дело,
  • кадастровый паспорт,
  • градостроительный план на земельный участок,
  • иные документы.

Этап 2. Проектирование и экспертиза проекта

Проектное оформление мансарды в частном доме осуществляют специализирующиеся на этом организации. Кроме сложных строительных расчетов проекта, здесь потребуется согласование со многими организациями для присоединения мансарды к инженерным сетям населенного пункта.

Готовый проект утверждается заказчиком и должен пройти экспертизу.

Данный этап может занять несколько месяцев.

В пакет документов необходимо приложить:

  • пояснительную записку;
  • проект реконструкции;
  • экспертное заключение о проекте.

Этап 3. Оформление в установленном порядке разрешения на строительство.

Порядок и условия выдачи этого документа установлен в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Если перестраиваемое здание не относится к индивидуальному жилью, то все указанные выше документы представляются в комитеты муниципального органа управления (административно-техническую, жилищную инспекции, комитет по градостроительству и архитектуре).

Для перестройки индивидуального жилого дома в эти организации представляются:

  • правоустанавливающие документы;
  • схема планировки участка после реконструкции;
  • градостроительный план.

Срок рассмотрения пакета бумаг — 10 дней. Действует разрешение в течение планового периода, указанного в проекте.

Получив документ, необходимо в десятидневный срок в органы надзора за строительством направить инженерные сведения о будущей постройке.

Оформление мансарды в частном доме предполагает также получение справок из органов пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического надзора, ЖЭК.

Заключительный этап.

По окончании строительно-монтажных работ по возведению надстройки необходимо оформить:

  • в БТИ кадастровый план на здание;
  • принять объект по акту;
  • в органах технического надзора взять заключение о полном соответствии нормам и проекту, разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • зарегистрировать реконструированный объект в ЕГРП.

Важно! В некоторых регионах, к примеру, Санкт-Петербург и Москва, имеются дополнительные нормативные документы, регламентирующие выдачу разрешений на строительство мансард.

Как оформить мансарду в многоквартирном доме в собственность?

Выше упоминалось о двух способах присоединения чердака к квартире.

Прочитайте также:  Сроки подачи ходатайства после ознакомления с материалами уголовного дела || Какие ходатайства заявлять при ознакомлении с уголовным делом

В зависимости от того, какой из этих способов вы выберете, будет зависеть пакет документов, необходимый для достижения цели.

Если вы планируете арендовать мансарду или взять ее в безвозмездное пользование, потребуется выполнить определенные действия:

  • взять письменное согласие у собственников квартир вашего дома;
  • оформить договор аренды помещения и зарегистрировать его в соответствующей инстанции;
  • обсудить вопрос переоборудования чердака с другими владельцами и получить их согласие;
  • выполнить переоборудование мансарды;
  • получить акт, составляемый после внесения изменений в проект помещения;
  • внести изменения в технические документы;
  • отразить все изменения в договоре аренды и зарегистрировать их.

Что нужно сделать, чтобы оформить право собственности на чердачное помещение:

  • работы по реконструкции могут начаться только после получения согласия всех владельцев квартир, то есть, прежде всего, нужно получить эти разрешения;
  • чтобы начать реконструкцию объекта, обратитесь в соответствующие инстанции за разрешительными бумагами;
  • ввести мансарду в эксплуатацию. Подобная процедура проводится после выполнения ремонтных работ и реконструкции помещения;
  • сделать коррекцию технических характеристик мансарды и зарегистрировать их;
  • оформить право собственности на чердачное помещение.

Стоимость оформления

Собственная мансарда в многоквартирном доме – это всегда так заманчиво. Редко кто из жильцов верхних этажей о ней не мечтает. Но когда речь заходит о стоимости таких преобразований, пыл немного убавляется.

На каждом этапе продвижения к мечте вас ждут приличные растраты. Суммы, которые приходится вносить за различные работы, зависят от многих нюансов.

Растраты начинаются с самого первого момента – общения с соседями и получения их согласия на приватизацию чердака. Не факт, что согласие вам дадут безвозмездно, ведь жильцы «теряют» часть такого ценного общего имущества.

Трудно сказать, нужно ли платить за согласие, но, если выхода нет, придется воспользоваться таким аргументом.

Следующие растраты связаны с получением результатов технической экспертизы. За этот документ придется заплатить от 30 до 60 тысяч рублей. Довольно дорого стоит перепланировка помещения и вызов представителей БТИ.

Так как вам грозит посещение огромного количества различных инстанций, деньги понадобятся не единожды. Оплата справок ускоряет их получение.

Получив всевозможные бумаги и разрешения, вас ждет непосредственно сама реконструкция. Сколько средств она поглотит, зависит от того, какие у вас планы, и чего именно вы хотите от данного помещения.

Важные моменты

Бесплатная консультация юриста

Если заглянуть в историю, то в прошлом мансарда – любимое место для жизни и творчества бедных художников или студентов.

Со временем мансарды из жилья для бедных превратились в желаемые надстройки к квартирам хорошо обеспеченных граждан.

Какие плюсы в наличии мансарды:

  • увеличивается жилая площадь;
  • сидя на мансарде, можно с удовольствием наблюдать за прекрасными городскими видами;
  • перспектива прогулок по крышам, получение летнего загара без необходимости выезда из города;
  • устройство игровой площадки (если крыша не покатая);
  • перспектива посидеть у настоящего камина, ведь на мансарде его оборудовать проще, чем в квартире.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector