Возбуждение рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере дорожного движения

Статья 28

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

Понятие производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения

Исследование проблем, возникающих при применении норм производства по делам об административных правонарушениях, непосредственным образом связано с определением его места в структуре административного процесса и обусловлено важнейшими положениями административно-процессуального права.

Административный процесс — это форма реализации материальных норм административного права и некоторых других отраслей права. В административно-процессуальной форме осуществляется деятельность исполнительно-распорядительных органов, судей и иных органов по разрешению индивидуально-конкретных дел. Административный процесс состоит из отдельных производств и регулируется процессуальными нормами.

По определению В.Д.Сорокина процесс — это отчётливо выраженная государственно-властная деятельность, с помощью которой решения органов государственной власти облекаются в предусмотренную законом юридическую форму — правовые акты, как индивидуальные, так и нормативные1. И.В.Панова понимает под административным процессом вид юридического процесса, представляющего собой нормативно установленную специфическую форму упорядочения управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности и правовых актов органов исполнительной власти, которая включает в себя административную юстицию (судопроизводство) и правовые процедуры:

Возбуждение рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере дорожного движения

Следует отметить, что среди сторонников широкого подхода к административному процессу нет единства по вопросу о включении административного судопроизводства в административный процесс либо о его вхождении в судебный процесс. Например, Ю.Н.Старилов исключает деятельность органов исполнительной власти из административного процесса, называя её управленческим процессом.

Административный же процесс, по его мнению, существует лишь в деятельности судей по разрешению дел, возникающих из публичных правоотношений2. В защиту мнения о том, что административный процесс не совпадает с судебным процессом Д.Н.Бахрах говорит: «Статья 72 Конституции РФ относит к совместному ведению РФ и её субъектов административно-процессуальное законодательство.

Но процессуальные нормы, регламентирующие деятельность судов, закрепляются только федеральными законами. Административно-процессуальное законодательство, находящееся в совместном ведении, статья 72 относит не к процессуальной форме функционирования судебной власти, а считает его процессуальной формой деятельности публичной исполнительной власти (администрации)» .

Мы полностью поддерживаем мнение учёных, утверждающих, что производство по делам об административных правонарушениях судьями осуществляется в рамках административного процесса.

В то же время нельзя не согласиться с утверждением, что в административно-процессуальной форме может осуществляться деятельность не только органов исполнительной власти, но и иных государственных органов, например, Счётной палаты РФ, прокуратуры, избирательных комиссий, органов местного самоуправления, Центрального банка РФ, Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ1.

Однако, с позицией исключения судей из числа субъектов административного процесса, по нашему мнению, согласиться нельзя. Несмотря на то, что судебная деятельность существенно отличается от деятельности органов исполнительной власти, деятельность судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, существенно отличается от гражданского, арбитражного или уголовного процессов.

А по смыслу КоАП РФ судьи, органы и должностные лица являются равнозначными субъектами производства по делам об административных правонарушениях и их процессуальные статусы отличаются незначительно. А так как все они наделены административно-правовыми правами и обязанностями, можно утверждать, что судьи являются субъектами административного права.

Таким образом, административный процесс определяется нами как юридически-властная деятельность уполномоченных субъектов административного права по разрешению юридических дел, возникающих из публичных правоотношений, урегулированная административно-процессуальными нормами и осуществляемая в определённом порядке (последовательность действий, стадий и этапов).

Прочитайте также:  Сроки кассационных обжалований по уголовным делам

В административно-процессуальной форме осуществляются следующие действия: нормотворчество, регистрация и учёт, административный надзор, привлечение к административной ответственности, разрешение жалоб и споров и другие. При более подробном рассмотрении выявляются определённые закономерности и устойчивые взаимосвязи между указанными явлениями.

Например, органы исполнительной власти устанавливают правила осуществления какой-либо деятельности, регистрируют субъектов, желающих заниматься такой деятельностью, выдают им лицензии и осуществляют административный надзор за соблюдением ими условий лицензирования. Поэтому можно утверждать, что административный процесс един и состоит из административных производств1.

В юридической литературе прочно сложилось представление, что понятия «процесс» и «производство» соотносятся между собой как общее и особенное, при этом процесс — есть сумма производств, а производство -органическая часть процесса2.

В теории административного права дано определение понятию административного производства, под которым понимается нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел3.

Иногда производство определяют как систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел4; как особый вид административной деятельности по разрешению дел определённой категории на основе общих и специальных процессуальных норм5; как нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий6.

Производству по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения характерно множественность субъектов. Участников данных процессуальных отношений подразделяют по многим основаниям.

Следует придерживаться условного разделения всех участников на три группы: властные субъекты, к числу которых относятся должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, судьи, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Вторая группа — это участники, имеющие самостоятельный процессуальный интерес: лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, потерпевший, защитник, представитель. Третью группу участников образуют лица, способствующие объективному рассмотрению дела: понятые, эксперты, свидетели, переводчики1.

По нашему мнению к первой группе следует отнести ещё и прокурора. Вопросы процессуального статуса участников производства формируют тот стержень, вокруг которого строятся прочие процессуальные нормы. Именно недостаточная процессуальная регламентация вопросов правового статуса нередко обнаруживает пробелы непосредственно при производстве по делам об административных правонарушениях.

Однако целью субъектов административной юрисдикции в производстве по делам об административных правонарушениях является защита объектов правоохраны (личности, ее прав и свобод, собственности, общественного порядка, порядка управления и др.) от противоправных посягательств в виде административных правонарушений.

Этому способствуют общие задачи, заключающиеся в своевременном, всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в точном соответствии с законодательством, обеспечении исполнения вынесенного постановления, а также выявлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Органы внутренних дел. Как указывалось в параграфе 1.2 настоящей работы перечень должностных лиц органов ГИБДД, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения, в соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ, установлен Приложением № 1 к приказу МВД РФ от 02.06.05.

№ 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию». В этой связи субъектами по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения могут быть не только сотрудники ГИБДД, но и другие сотрудники органов внутренних дел.

Например, участковые уполномоченные милиции, которым, как субъектам производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, также предоставлено право контролировать соблюдения водителями автомототранспорта и пешеходами правил дорожного движения возбуждать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения и применять меры обеспечения (например, изымать водительское удостоверение у лиц, при совершении ими административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортными средствами), а также выдавать в установленном порядке временные разрешения на право управления транспортными средствами1.

Кроме того, согласно пункта 9 части 2 статьи 23.2 КоАП РФ участковые уполномоченные милиции в области дорожного движения вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2. статьёй 12.3, 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30 КоАП РФ.

Прочитайте также:  Срок обжалования действий должностных лиц в суде

Статус должностного лица, возбудившего производство по делу об административном правонарушении, как субъекта административной юрисдикции, изначально предполагает такую цель его деятельности как реализация задач производства по делам об административных правонарушениях. Для органа (должностного лица) составившего протокол, это, прежде всего привлечение виновных в нарушении лиц к ответственности, что должно быть подкреплено достаточными процессуальными средствами и, прежде всего, предоставлением достаточных полномочий.

В связи с этим отмечается неясность законодателя, не обозначающего возможность обжалования постановления судьи должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении и отправившим его на рассмотрение судье, в случае прекращения производства по делу, а привлекаемым лицам оспаривать принимаемые постановления в кассационном порядке вплоть до Верховного Суда РФ. Анализ практики показывает, что имеется необходимость предоставить указанным лицам право обжалования постановлений.

Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движенияГорбунов Денис Владимирович

Источники доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движенияЧушкин Сергей Иванович

Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движенияАзарова Наталья Викторовна

Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движенияМолчанов Павел Витальевич

«Судопроизводство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения»Москаленко Сергей Сейдахметович

Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения Макаров Дмитрий Викторович

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного делаСидоров Евгений Иванович

Установление причинно-следственной связи при квалификации административных правонарушений в области дорожного движения Бакулина Ирина Петровна

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения

Естественно, это обстоятельство автовладельцу приносит беспокойство, трату времени и нервов, а кроме того, за совершение некоторых административных правонарушений предусмотрено такое наказание, как лишение права управления транспортными средствами или административный арест .

Если Вы не согласны с составленным в отношении Вас протоколом об административном правонарушении, вы совершили выезд на «встречку», либо совершили управление автомобилем в нетрезвом виде и отказались от прохождения медицинского освидетельствования, либо прошли освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и по его результатам у Вас отобрали права, Вам грозит лишение водительских прав или административный арест, то не нужно полагаться на удачу или на свою сообразительность.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 июня 2014 года постановлением Правительства Москвы от 10 июня 2014 года N 320-ПП.

— См. предыдущую редакцию) 2.

В своей деятельности Инспекция руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом и законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.

3. Инспекция осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (отделы) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями.

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса); 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения

Возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования является начальной стадией производства. Именно здесь, как указывалось выше, создаются предпосылки для выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ.

Фактически именно на этой стадии во многом решается вопрос о выполнении критерия всестороннего, полного и объективного разрешения административно-правовых споров, связанных как с применением мер административной ответственности, так и применяемых в дополнение к ним мер административно-процессуального обеспечения.

В теории административного права различают материальные и процессуальные основания возбуждения производства по делам об административных правонарушениях. Материальным основанием является юридический факт, содержащий в себе все признаки административного правонарушения. Процессуальным основанием служит повод для возбуждения дела (статья 28.1 КоАП РФ).

Прочитайте также:  Административный протокол о правонарушении перечень лиц имеющих право для составления и в какие сроки

При возбуждении дела должностное лицо государственного органа прежде всего реагирует на противоправное деяние для последующего осуществления комплекса процессуальных действий в целях законного разрешения дела и исполнения вынесенного постановления и совершает в определённой последовательности в установленные сроки юридически значимые действия по возбуждению дела на основании материальных и процессуальных норм административно-деликтного права.

В юридической литературе существует мнение, что последствия юридически значимых действий правоприменяющего субъекта можно разделить на юридические и фактические. Юридические последствия фиксируются в процессуальном документе, регулирующем действия адресата, а фактические выражают результат правоприменения1.

Мы согласимся с данным мнением и лишь уточним, что при возбуждении дела об административном правонарушении юридические последствия означают начало административного преследования лица, совершившего правонарушение. Фактические же последствия выражаются в последующем применении или не применении административного наказания.

Процессуальное решение принимается с целью выделения общих ориентиров, помогающих восстановить нарушенные общественные отношения и обеспечить последующее воздействие на нарушителя. Принятие процессуального решения всегда осуществляется в виде специального процессуального документа — акта.

Исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении определён частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.

27, статьями 14.12 и 14.13 КоАП РФ); 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи1; 5) 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица (пункт 4 и 5 настоящей статьи вступили в действие с 01.07.08.- ФЗ РФ от 24.07.07. № 210).

В силу части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении в области дорожного движения считается возбужденным должностным лицом ГИБДД с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения (вступила в действие с 01.01.08.- ФЗ РФ от 24.07.07. №210);

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 27.1 КоАП РФ; 3) составления протокола об административном правонарушении (при неявки лиц, в отношении которых ведётся производство по делу или их законных представителей, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие, а копия направляется в течение трёх дней со дня составления протокола — ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ) или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении

частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. Исключение из приведенного правила — дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ). В этом случае выносится постановление, которое должно содержать все те же сведения, указанные в статье 28.2.

КоАП РФ, что и протокол. Другой случай, когда составляется не протокол, а сразу постановление по делу об административном правонарушении в порядке статьи 29.10 КоАП РФ — если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector