Зачем нужна трасологическая экспертиза при ДТП и как она проводится

Как оспорить выводы трасологии

Свое несогласие с результатами проверки и заключением эксперта можно выразить в суде. Обжаловать разрешено любое решение, вывод или заключение. При этом необходимо предоставить доводы, которые должны быть изложены в иске. Поводом для обжалования могут послужить:

  • отсутствие, противоречивость или неоднозначность экспертных выводов;
  • превышение полномочий или нарушение законодательства экспертом;
  • неполнота информации (в заключении отмечены не все исследованные материалы) и ответов на поставленные вопросы (задача экспертизы не решена).

Понятно, что потребуется независимая трасологическая экспертиза.

Наша судебная система адекватно реагирует на человеческие ошибки, хотя и считает экспертизу неопровержимым доказательством. Если результаты повторного исследования будут отличаться, предыдущие в учет с большой долей вероятности приниматься не будут.

Вообще, трасологическая экспертиза – широкое понятие, широко распространённое в криминалистике. Транспортно трасологическая экспертиза проводится по делам, касающимся движения и взаимодействия транспортных средств (ТС). Она является разновидностью автотехнической.

Трасологическая экспертиза – это процессуальное действие, в результате которого эксперт, обладающий специальными знаниями и навыками, и соответствующей компетенцией, производит исследование различных следов, получившихся в результате дорожно-транспортного происшествия для определения механизма и причины их появления, а также кем они оставлены.

К исследуемым следам относятся:

  • следы от колёс на дороге;
  • оторванные элементы деталей автомобиля, осколки стёкол, разлитые технические жидкости и т. п.;
  • вмятины, притёртости, кусочки краски – на самих ТС.

Определение природы возникновения повреждений поможет установить:

  • страховой случай или нет;
  • могло возникнуть в конкретном ДТП или нет;
  • при взаимодействии каких предметов они получены.

Расследование следов на дороге, взаимного расположения автотранспортных средств, осколков позволяет установить обстоятельства ДТП.

Методика трасологической экспертизы – это совокупность методов, приёмов и средств, а также сведения о том, как правильно использовать эти методы и средства, для достижения оптимальных результатов исследования.

kak-osporit-sudebnuyu-ekspertizu-po-dtp3

Общая методика одинакова для любого трасологического исследования. Она заключается в том, что исследуются отдельные микропредметы и их конкретные признаки. При этом методы изучения в целом одинаковы для любых следов.

Исследование следов в целом, как и любая криминалистическая экспертиза, выполняется в таком порядке:

  1. предварительное изучение;
  2. детальное расследование;
  3. оценка полученных результатов;
  4. оформление.

Вначале эксперт изучает переданные ему документы и разбирается в поставленных вопросах.

В первую очередь проводится общий осмотр автомобилей, их фотографируют, исследуют и фиксируют повреждения. Иногда может потребоваться снятие части деталей, для доступа к скрытым дефектам. По результатам осмотра определяется, как взаимодействовали предметы, а также соответствие повреждений на предметах.

В исследовании используются в том числе и современные компьютерные технологии

В случае необходимости исследуется место происшествия. Исследуются различные следы, которые транспортными средствами оставили на дороге и окружающих предметах. В некоторых случаях применяется компьютерное моделирование.

ДТП: трасологическая экспертиза

После обследования объектов эксперт должен сделать выводы, по полученным результатам и сформулировать ответы на заданные ему вопросы. Результаты экспертизы обязательно оформляются письменно. Прилагаются фотоматериалы, схемы и т. д.

Да, возможно проведение такой экспертизы только по фотографиям, но результаты такого исследования будут неточны, и, скорее всего, однозначных ответов дано не будет. Точно сказать достаточны ли фотоматериалы для расследования может только эксперт после рассмотрения особенностей конкретного дела и представленных фото.

Примечание. Именно поэтому не следует ремонтировать автомобиль после аварии, если существует такая возможность, до полного получения возмещения.

Стоимость проведения трасологического исследования изменяется первую очередь от количества вопросов, на которые должен дать ответ эксперт. А также от конкретной организации, проводящей исследование. Естественно, в разных регионах общий уровень цен различается.

В зависимости от перечисленных факторов стоимость экспертизы может составить от пяти до пятидесяти тысяч рублей. Не исключена и более высокая цена, если вопросов много. В некоторых фирмах можно заказать и, соответственно, оплатить, решение отдельных задач, в некоторых – доступно только комплексное исследование.

Проведение трасологического расследования до суда, как правило, на 25-30% дешевле аналогичного, приводящегося в ходе судебного процесса.

Трасологическое исследование оспорить можно. Как уже говорилось, обычно трасологию проводит страховая для объяснения отказа в выплате. Иногда аналогично поступает второй участник ДТП, чтобы доказать свою невиновность.

На основании таких экспертных заключений, выполненных с грубыми нарушениями, страховые компании отказывают в выплатах

Так как результаты экспертизы – документ, то, скорее всего, оспорить выводы эксперта по трасологии можно будет только в суде. Для этого надо привести доводы, почему вы считаете неправильной проведённое исследование.

Примечание. Подача досудебной претензии страховщику обязательна для разбирательств по страховым спорам.

Для признания результатов проведённой страховой компанией исследования зачастую даже не требуется судебной трасологической экспертизы, достаточно экспертной оценки содержимого документа, для признания его недостоверным, так как выводы экспертного заключения от страховой, как и сам процесс исследования, бывают составлены с нарушением законов, регулирующих оценочную деятельность, могут содержать очевидные и грубые ошибки, явно расходиться с действительностью, да и сам документ иногда называется «Заключением специалиста», то есть, по сути, даже не является результатом транспортной трасологической экспертизы.

Если судья явно видит неправомерность отказа, то без всякого дополнительного расследования признаются доводы СК недействительными, а отказ в выплате возмещения – неправомерным.

Если очевидных доказательств неправоты страховщика нет, надо подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Это относится и к случаю, когда вы несогласны с доводами о признании вас виновными (признании другого невиновным).

Уже на основании судебной экспертизы суд будет решать о том, кто прав в разбираемом им деле. И, конечно, всегда есть возможность подать апелляцию, если вынесенное решение суда первой инстанции вы считаете неправильным.

Виды экспертиз после аварий

Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:

  1. Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
  2. Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
  3. Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
    • технического состояния ТС;
    • механизма ДТП;
    • инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
    • маркировки автотранспорта;
    • дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
    • шин;
    • транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.

Иногда назначается судебная экспертиза, но уже в рамках уголовного расследования.

Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии. Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП.

Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:

  • определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
  • определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
  • соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
  • определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
  • определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
  • определение угла столкновения транспортных средств;
  • уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.

Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.

Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

  1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
  2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
  3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
  4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
  5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
  6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
  7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении. Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.

Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.

рисунок дтп из трёх автомобилей

Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:

  1. Определение групповой принадлежности транспортных средств:
    • вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
    • модель шин, оставивший след на месте аварии;
    • принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
    • возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
  2. Установление целого по частям:
    • определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
    • определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
  3. Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
    • принадлежность следов конкретному транспортному средству;
    • определение численности транспортных средств, оставивших следы;
    • принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.

Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.

Трасологическая экспертиза при ДТП

5 лет на рынке оценки имущества

у каждого сотрудника опыт работы в ТОП 5 страховых

более 40 экспертов по Москве и Московской области

23 млн руб. мы вернули своим клиентам

Одно из направлений деятельности профессиональной компании «Стратегия оценки» — трасологическая экспертиза при ДТП. Услуга предоставляется квалифицированными экспертами компании. Проведение экспертизы – это первый шаг для защиты ваших законных интересов. Обратиться за помощью могут как лица, виновные в дорожно-транспортном происшествии, так и представители пострадавшей стороны.

Выезд эксперта в любое удобное для Вас время и место

Полноценный и качественный осмотр ТС

Фиксация всех повреждений

Подготовка экспертного заключения трасологической экспертизы при ДТП по всем правилам, для использования в суде

Подготовка заключения об утрате товарной стоимости

Закажите бесплатную консультацию и предварительный расчет ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Хамское обращение с клиентами, не берут трубки и прочее

Зачем нужна трасологическая экспертиза при ДТП и как она проводится

Отказ в выплатах

В каких случаях нужна судебная транспортно трасологическая экспертиза? Эксперты нашей компании придут на помощь, если вам необходимо:

  • определить товарную стоимость транспортных средств;
  • произвести оценку ущерба, который был нанесен третьими лицами;
  • произвести оценку автомобиля для нотариуса, банковской организации;
  • произвести экспертизу на предмет наличия проведенных ранее ремонтных работ, а также их качества.

Нужна помощь в этих и иных ситуациях? Обратитесь к квалифицированным и опытным экспертам компании «Стратегия оценки».

Закажите трасологическую экспертизу при ДТП у нас и получите скидку

на юридические услуги, в т. ч. представительство в суде и регулирование споров с РСА

Получаете выплату в нужном размере

Независимая экспертиза после ДТП

Судебная экспертиза — от 10000 руб (может быть назначена определением суда или постановлением следователя, прокурора)

Независимая экспертиза после залива квартиры

Независимая экспертиза после пожара квартиры или дачи

Трасологическая экспертиза — от 10000 руб (проводится, если страховая компания отказала по КАСКО или ОСАГО на основании заключения специалиста-трансолога в полном объеме или частично)

Автотехническая трасологическая экспертиза проводится с предоставлением документации, что позволяет осуществить более глубокий и качественный анализ. Перечень документации для каждого клиента определяется индивидуально, однако, в обязательном порядке будьте готовы предоставить:

  • материалы дела;
  • схему ДТП;
  • протокол осмотра места аварии.

Также у заинтересованных лиц могут попросить предоставить протокол осмотра технического состояния автомобиля, который был выдан в сервисном центре или станции технического обслуживания.

Компания «Стратегия оценки» станет вашим надежным помощником в случае, если вы попали в сложную ситуацию и вам потребовалась экспертиза. Мы предлагаем не только обслуживание на высоком качественном уровне, но и большой перечень других положительных сторон:

  • детальные консультации по юридическим и сложным экспертным вопросам;
  • стоимость услуг не превышает среднерыночную при исключительном качестве услуг;
  • компания располагает собственной базой оборудования;
  • у нас работают только квалифицированные и опытные эксперты;
  • экспертиза проводится в сжатые сроки.

Обратитесь за помощью в нашу компанию и ваша проблема будет решена в одном месте – мы готовы предложить дальнейшее юридическое сопровождение экспертизы и защиту своих заключений в судах.

Что такое трасология

При необходимости подать ходатайство можно на любом этапе рассмотрения дела о ДТП. Причем сделать это имеет право любой участник происшествия, его представитель (адвокат) или страховщик. Официальная просьба о назначении трасологической экспертизы, изложенная в свободной форме, подается на имя следователя или судьи.

В документе описывается событие, которому требуется дать экспертную оценку, дается ссылка на ст.79 Гражданского процессуального кодекса («Назначение экспертизы»), указывается наименование организации, которой заявитель доверяет проведение исследования, и перечисляются вопросы, на которые необходимо получить ответы. Также указывается, за чей счет будет проведена экспертиза. Пример такого ходатайства представлен ниже.

Решение о назначении экспертизы примет судья, который сформирует окончательный список вопросов для эксперта и определит сроки проведения исследования.

Несогласие с результатами исследования и заключениями эксперта можно обжаловать. Однако, для того, чтобы обжалование не было бессмысленным действием, влекущим только материальные расходы, необходимо наличие веских оснований для данной процедуры. К веским доводам при обжаловании отчета можно отнести:

  • Превышение полномочий специалистом, проводящим исследование.
  • Отсутствие выводов по каким-либо вопросам, поставленных перед экспертом.
  • Неоднозначность выводов.
  • Очевидное несоответствие заключений фактическим обстоятельствам.
  • Недостижение конечной цели экспертизы (когда эксперт хотя и описывает всю необходимую информацию, но не компилирует ее в заключительный вывод, однозначно дающий ответ на поставленный вопрос).
  • В заключении содержится не полная информация о событии.
  • Указаны не все исследованные материалы и т.д.

При наличии веских доводов в обоснование недостоверности отчета эксперта, он может быть обжалован в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Однако в этом случае понадобится проведение другой независимой экспертизы, которая сможет провести другое исследование. Если его результаты будут иными, то есть большая вероятность отмены предыдущей экспертизы.

Прочитайте также:  Риэлторская деятельность нужна ли лицензия

Для того чтобы оспорить результаты проведенной криминалистической экспертизы, нужно составить ходатайство. В нем нужно точно и грамотно определить обстоятельства, требующие экспертного подтверждения и однозначно обосновать их. Следует понимать, что в данном случае будет выявляться недопустимость некоторых доказательств и выводов, которые сделал специалист.

Помощь в оспаривании результатов криминалистической экспертизы оказывают автоюристы и адвокаты, специализирующиеся на ДТП. Практические примеры показывают, что цена услуг независимых специалистов многократно оправдывается принятием верных решений в ходе судебных разбирательств, полноценными выплатами страховых компаний и другими позитивными результатами.

Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры. В статье «Независимая автоэкспертиза» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.

Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области. К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно.

Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия. Шаг 7.

Основное предназначение судебной экспертизы – определение точного размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия.

Каждый собственник авто имеет право дополнительно воспользоваться услугами независимого эксперта или специалиста, предоставляемого в страховой компании.

Проведение судебной экспертизы необходимо в нескольких случаях:

  1. Определение стоимости транспортного средства.
  2. Выяснение реальных причин причинения транспортному средству ущерба.
  3. Уточнение технического состояния автомобиля на момент дорожно-транспортного происшествия.
  4. Определение, есть ли в транспортном средстве внутренние, скрытые повреждения, которые невозможно увидеть без использования специальных технических устройств.
  5. Уточнение стоимости ремонта, необходимого для устранения всех нарушений, причиненных авто в результате дорожно-транспортного происшествия.

При проведении исследования обязательно необходимо указывать все номерные знаки транспортного средства, что позволяет определить, не были ли они подделаны.

Exam

У автовладельца есть возможность провести неограниченное количество исследований, если он был не согласен с результатами предыдущих экспертиз.

В российском законодательстве есть несколько нормативных правовых актов, которые регулируют процедуру проведения судебной экспертизы уполномоченными на это лицами:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс.
  2. Административно-процессуальный кодекс.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс.

В соответствии с нормами данных законодательных актах, при рассмотрении дела о ДТП, обе стороны имеют право на обжалование результата экспертизы.

Данное же право распространяется на все доказательства, которые были представлены в суде противоположной стороной.

В соответствии с нормами российского законодательства, любая из сторон имеет право:

  1. Оспорить всю экспертизу в целом.
  2. Оспорить ход проведения исследования.
  3. Оспорить деятельность специалиста, проводившего данную процедуру, его квалификацию и заинтересованность в исходе рассмотрения дела.
  4. Оспорить заключение по исследованию.

Сроки выполнения и стоимость исследования

Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.
расположение автомобилей на чертеже
Расположение автомобилей.

Трасологическая экспертиза относится к дорогим исследованиям. Ее цена, в среднем, варьируется от 7 тыс. рублей до 15 тыс. рублей. Иногда, при сложных обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, стоимость исследования может быть еще выше. Стоимость зависит от сложности ситуации, количества документов и фотографий, а также срока выполнения.

Если нужно выполнить судебную трасологическую экспертизу, то специалистам отводится на все работы от нескольких дней до недель. Судья назначает дату заседания, на которое необходимо подготовить заключение экспертизы. Трасологи выполняют сложную работу в сжатые сроки и, соответственно, стоимость исследования будет максимальной – 15 тыс. рублей.

Когда эксперты не ограничены во времени, то они занимаются исследованием столько, сколько им понадобиться. В среднем, трасологи предают заказчику готовое заключение приблизительно через месяц. Если автолюбитель предоставил эксперту достаточное количество материалов и не выставлял временные ограничения, то экспертиза обойдется в 7-8 тыс. рублей.

Решение по ходатайству

Трасологическое исследование, как правило, проводят не самостоятельно, а в рамках комплексной дорожно-автотехнической или транспортно-трасологической экспертизы.

Широкое распространение получила именно вторая комплексная экспертиза. Она помогает определить соответствие повреждений на автомобиле обстоятельствам и механизму столкновения.

Назначить трасологическую экспертизу можно на любой стадии рассмотрения дела о дорожно-транспортном происшествии. Но все же, желательно, такое исследование проводить до передачи дела в суд.

Ведь, именно на стадии расследования дела, необходимо установить виновника автомобильной аварии.

Кто заказывает?

Требовать или назначать трасологическую экспертизу могут сотрудники правоохранительных органов или судьи.

Автолюбители и страховые компании на стадии расследования дела имеют возможность заказать трасологическое исследование у независимых экспертов. Во время судебного процесса они могут подать ходатайство о назначении такой экспертизы.

Страховые компании заказывают трасологическое исследование после дорожно-транспортного происшествия для того, чтобы подтвердить страховой случай. Если будет установлено, что водителем автоавария сфальсифицирована, то страховщик откажется компенсировать причиненный ущерб.

Ходатайство представляет собой заявление просьбы к суду от участников процесса или их представителей. Участниками судебного процесса являются: потерпевший при ДТП автолюбитель; водитель, спровоцировавший столкновение или его страховая компания.Зачем нужна трасологическая экспертиза при ДТП и как она проводится

В ходатайстве указывается конкретная экспертная организация или эксперт-трасолог, которым заявитель доверяет провести исследование. Желательно подавать просьбу в письменном виде.

Документ обязательно содержит перечень вопросов, на которые должен ответить трасолог в ходе проведения экспертизы, а также за чей счет будет проводиться исследование. Ходатайство подается во время судебного заседания. Другие участники процесса могут вносить свои предложения по формированию списка вопросов экспертизы.

Окончательное решение о назначении трасологического исследования после автоаварии принимает только судья. Именно он имеет право сформировать окончательный перечень вопросов для трасолога. Таким образом, цель трасологической экспертизы по ДТП – проверить доказательства, имеющиеся в деле, или получить новые.

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д.

Зачем проводится трассологическая экспертиза при ДТП

Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ.

Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

  • Определения суда.
  • Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.
  • Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.

В определении должны быть отражены следующие сведения:

  • основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
  • полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
  • перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
  • список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

  • Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
  • Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.
  • Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.
  • Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.
  • Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение.

Зачем проводится трассологическая экспертиза при ДТП

Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:

  • Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.
  • Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.
  • Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.
  • Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.
  • Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.
  • Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.
  • Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.
  • Какие-либо дополнительные материалы и документы.

Вопросы эксперту

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении.

Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств.

Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям.

Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

Зачем проводится трассологическая экспертиза при ДТП

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

Примерный список:

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

  • До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
  • В суде первой инстанции.
  • На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
    указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы.

Сколько стоит проведение трасологии

Она включает в себя несколько этапов работ, но проводить её необходимо в следующих случаях:

  • При отказе страховой компании в выплате компенсации.
  • При обвинении водителя в том, что он не совершал.
  • При спорных ситуациях.

Прежде чем установить механизм ДТП, следует провести реконструкцию, которая может состоять из нескольких этапов:

  • Выявление направление, в котором двигалось одно или несколько транспортных средств.
  • Выявление механизма столкновения в результате ДТП.
  • Выявление причины ДТП.
  • Сопоставление механизма с пояснениями очевидцев.
  • Выявление скорости перед ДТП.

Для проведения трасологического исследования необходимы следующие документы:

  • Справка о происшествии ДТП, она выдается в 748 или 12 форме с указанием всех его участников. Обычно, её получают у сотрудников ГИБДД.
  • Там же берется протокол, в котором прописано нарушение правил дорожного движения.
  • Составленная сотрудниками ГИБДД схема того места, где произошла авария.
  • Объяснительная водителей, допрос которых производился после происшествия.
  • Документы о владении собственностью.
  • Копии документом о техосмотре всех виновников происшествия.

Методика проведения экспертизы и оформление результатов

Методика производства экспертизы осуществляется поэтапно. Она состоит из нескольких стадий:

  • Перед началом процедуры осуществляется предварительное исследование транспорта. Эксперт, который прибыл на место происшествия, знакомится со всеми материалами и сравнивает их с объектами. При необходимости он делает снимки.
  • Далее, воспроизводится детальное исследование. Оно подразумевает собой более глубокое рассмотрение объектов. Особое внимание в этом вопросе уделяется следам. По своим характеристикам они делятся на две классификации: негативные и позитивные. Исходя из этой экспертизы, можно определить, в как был расположен транспорт во время аварии.
  • Официальная часть. В официальном документе в письменном виде оформляются все характеристики исследования. Также указывается причина происшествия.
  • Экспертиза следов колес. Как известно, по тому, какая имеется шина можно узнать модель транспортного средства. На трассе они оставляют беговые дорожки определенного размера и формы.

При исследовании следов, стоит заметить, что они могут быть несколько уже, чем были в реальности.Опытные эксперты на дороге, прежде всего, определяют ширину дорожки и рисунок. По этим двум показателям можно узнать, какая это шина, и, соответственно, марку автомобиля.

Прочитайте также:  Списание материалов м. Списание материалов в строительстве — особенности процедуры

Чаще всего, встречается такая ситуация, когда след, образованный на дороге является оригинальным. В таком случае работа эксперта облегчается в несколько раз. Это говорит о том, что он может принадлежать лишь одной шине. Поэтому можно без труда выяснить модель машины. Сложнее её выявить в том случае, если рисунок может относиться одновременно к нескольким видам шин.

В таком случае производится обширное обследование следов. В него входит:

  • Изучение ромбовидных выступов.
  • Измерение расстояние между вершин смежных углов.
  • Сравнение исследований с информацией, указанной в справочнике.

Также изучается сама шина. При этом ведется исследование её маркировки и конструкции. По результатам этого исследования составляется фототаблица и прилагается к заключению эксперта.

Помимо экспертизы шин проводится анализ осколков фар. Они собираются с места происшествия и собираются в единый рассеиватель, таким образом, можно определить модель транспортного средства.

В том случае, если произошло растекание стекломассы, полосы образуются в виде дугообразной формы. Если деталь разрушена от удара, то в стекле могут образоваться пробоины. Таким образом, можно определить их принадлежность к одному стеклу.

По внешним признакам, которые присутствуют на рассеивателе можно определить стороны действия матрицы со стороны воздействия внешних факторов. При возникновении сжатия, углубленные полосы подавлением исчезают частично или полностью.

Существуют и групповые признаки идентификации транспортных средств.

Самыми очевидными для экспертизы признаками – это следы разлома. Если фара разбилась о твердое тело, то на ней появляются пробоины.

Существует ряд вопросов, который должен разрешить эксперт во время исследования ДТП:

  • Какая модель шины? Определяется от оставленного на дороге следа.
  • К какой марке автомобиля она принадлежит?
  • С каким направлением двигались все транспортные средства, оставившие следы.
  • Какими колесами были оставлены следы?
  • Влияют ли эти следы на транспортное происшествие?
  • Имеют ли шины какие-либо дефекты?
  • Какой весовой категории машина оставила следы?

Также проведение трасологической экспертизы способно определить несколько вопросов:

  • Параметры сближения двух или нескольких автомобилей.
  • Как они взаимодействовали между собой, до того, как столкнулись?
  • Как они вели себя и траектория их движения после того, как произошло столкновение.
  • Какие части были разрушены в результате ДТП?

Цена за проведение трасологической экспертизы

Как выяснилось, трасологическое исследование позволяет обрисовать всю картину того, каким образом, произошло происшествие. Проводить её, может, только специально обученный эксперт, который выдаст специальное заключение после проведения своей работы.

Если экспертизу следует сделать в срочном порядке за короткий промежуток времени, то придется переплатить. В обычных случаях, эксперту требуется на выяснение проблемы от одного до десяти дней. Этот показатель также зависит от общего объема работы.

Иногда, такое исследование является единственным доказательством в суде при выяснении причины. Поэтому не стоит доверять этот вопрос новичку, необходимо доверить это дело только квалифицированной фирме.

Квалифицированный человек может выдать заключение в письменном виде. Услуги оказываются по договору за определенную плату. Для того чтобы воспользоваться этими услугами, необходимо предоставить все необходимые материалы и объекты для осмотра.

Трасологическое исследование помогает выяснить истинную причину происшествия. Иногда, оно может играть решающую роль в решении судебных вопросов.

Часто, новые фирмы практикуют исследование происшествий на теоретической основе, не нося официального характера. Такая услуга подойдет для тех водителей, которые не планируют выяснять причину транспортного происшествия через суд.

Процедура проведения трасологического исследования состоит из пяти этапов.

1 этап: трасологу передается пакет документов, фотографии, а также видеоматериалы.

Эксперту понадобятся следующие материалы:

  • копия протокола об административном правонарушении;
  • справка о ДТП;
  • схема места происшествия, которую составил инспектор ГИБДД;
  • фотографии и видеосъёмка с места аварии;
  • акт осмотра автомобиля, составленный оценщиком страховой компании и фотографии, сделанные им;
  • фотофиксация и акт осмотра машины, выполненный в ходе проведения независимой экспертизы.

Как правило, перечисленных материалов достаточно для проведения качественного исследования. При «тяжелых» автомобильных авариях трасологу могут понадобиться дополнительные документы.

2 этап: эксперт изучает предоставленные ему материалы и составляет детальный план проведения исследования. Он встречается с автолюбителем для уточнения обстоятельств аварии.

фото места аварии с пояснениями
Фото места аварии с пояснениями.

3 этап: трасолог осматривает поврежденный автомобиль. При возникновении необходимости, он может осмотреть машину другого участника столкновения. Если исследование проводится по инициативе сотрудников полиции после автомобильной аварии, то эксперт выезжает на место столкновения.

Когда экспертиза проводится в ходе судебного разбирательства и машины уже отремонтированы, то трасолог будет работать только с документами и фотографиями.

4 этап: специалист обрабатывает, собранные на предыдущих этапах данные и составляет заключение, которое еще называют схема ДТП. При необходимости, он может взять у участников аварии дополнительные объяснения.

5 этап: готовое заключение передается заказчику или направляется в суд.

Трасологическое исследование включает несколько этапов:

  1. Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
  2. Ознакомление с имеющейся документацией.
  3. Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
  4. Осмотр ТС.
  5. Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
  6. Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
  7. Подготовка и передача заказчику заключения.

Поскольку данная экспертиза является официальным процессуальным действием, направленным на выявление фактической информации, которая позволяет проверить другие сведения, полученные в ходе дознания, она имеет свой регламент и порядок. Проводить ее могут государственные или независимые специалисты, имеющие высшее специальное образование, включенные в реестр, каждые 5 лет проходящие аттестации.

Сама процедура проводится согласно установленных на территории РФ стандартов, которые предполагают следующие действия:

  • обнаружения и фиксацию следов ДТП описательно и на фотографиях;
  • инструментальные и лабораторные исследования образцов с помощью спецоборудования;
  • анализ и оценка результатов;
  • внесение результатов в заключение, которое и является официальным итогом работы экспертов.

Для проведения экспертизы необходимо представить специалистам следующие документы:

  • постановление дознавателя или государственных органов о проведении экспертных действий;
  • подтверждающие право владения конкретным транспортным средством;
  • свидетельства прохождения технического обслуживания;
  • бумаги из ГИБДД: протокол, акты, схему и справку.

В зависимости от обстоятельств могут потребоваться и другие документы, какая именно дополнительная информация необходима, автовладельцу скажет специалист, проводящий экспертизу. Это могут быть сведения о ремонте, восстановлении красочного покрытия, замене деталей и узлов, и прочие данные. В случае аварий или наездов со смертельным исходом криминалистическая экспертиза проводится в обязательном порядке, требуется пройти медицинское или психиатрическое освидетельствование.

Во сколько обойдется экспертиза

Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.

Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей. Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше. Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.

Как и зачем проводится трасологическая экспертиза при ДТП

Если вам дан неудовлетворяющий вас ответ, например, отказ в выплате, основанный на проведённой страховой экспертизе, лучше не заказывать своё трасологическое исследование, а сразу подавать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как судебную с большой вероятностью потребуется проводить, если будут два различных результата разных экспертиз. Так зачем платить дважды? В любом случае расходы на любую экспертизу надо потребовать с проигравшей в суде стороны.

Если иск в суд кем-либо из участников уже подан, то надо сразу подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Она имеет свои особенности, о которых рассказано в подзаголовке «Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы».

  • схему происшедшего ДТП;
  • документы из ГИБДД (справку, протокол об административном правонарушении и т. д.);
  • показания участников, а также свидетелей происшествия;
  • видео- и фотоматериалы предполагаемых объектов исследования;
  • сами объекты;
  • другие документы, например, результаты других экспертиз.

Так в каких случаях ДТП назначается трасологическая экспертиза? Как она проходит? 

Предназначение

Предназначением трасологической экспертизы является определение «общей картины» дорожно-транспортного происшествия, а именно всех его фаз. Фазы ДТП помогают воссоздать хронологию происшествия, от начала до конца.

Пример: без трасологической экспертизы дорожные инспектора не смогут установить, кто является виновником дорожно-транспортного происшествия в случае, если каждый водитель утверждает, что в произошедшем виноват другой водитель.

Пример: после возникновения дорожно-транспортного происшествия один из его участников скрылся с места. В ходе проведения экспертизы специалисты взяли образец отлупившейся эмали в момент столкновения транспортных средств.

Итог: трасологическая экспертиза помогает установить, какие из повреждений, обнаруженных на транспортном средстве после ДТП, были приобретена в процессе дорожной аварии, а какие были получены в процессе каждодневной его эксплуатации.

Назначение трасологической экспертизы необходимо для решения следующих вопросов:

  • Установление повреждений, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, а не в процессе каждодневной эксплуатации;

Для чего это нужно? Непорядочные водители, пользуясь случаем, сообщают виновнику ДТП, что все вмятины и царапины были получены в ходе данной аварии, что означает, что другой водитель должен уплатить большую материальную компенсацию, чем требуется на самом деле.

  • Доказать страховой компании о наступлении страхового случая, при наличии которого водитель должен получить полагаемую по его страховому полису материальную компенсацию на устранение полученных повреждений;
  • Определение виновника дорожно-транспортного происшествия;

Решение данного вопроса является самой частой причиной назначения трасологической экспертизы.

  • Помощь при отстаивании интересов невиновного водителя в суде. Специалисты трасологической экспертизы помогут отстоять права своего клиента и доказать невиновность в возникновении дорожно-транспортного происшествия;
  • Для проведения трасологической экспертизы водитель должен предоставить как можно больше информации о произошедшем в день аварии. Чем больше деталей предоставит водитель, тем более полную картину ДТП удастся восстановить в ходе проведения экспертизы.

При назначении трасологической экспертизы специалистам понадобятся следующее:

  • Схема дорожно-транспортного происшествия, которую составили сотрудники полиции и водитель;
  • Протокол, составленный сотрудником полиции;
  • Фотографии эксперта с места дорожно-транспортного происшествия;
  • Транспортные средства, которые попали в дорожно-транспортное происшествия;
  • Эксперты проведут доскональный осмотр и фиксацию всех полученных повреждений.
  • Фото- или видеоматериалы, полученные с видеорегистратора (при наличии);
  • Документ, подтверждающий пройденную проверку технического состояния транспортного средства;
  • Документ ,подтверждающий факт произошедшего дорожно-транспортного происшествия;
  • Другие дополнительные документы, которые потребуется предоставить на усмотрение специалистов трасологической экспертизы.

Цена экспертизы

Средняя стоимость проведения трасологической экспертизы по стране — пятнадцать тысяч рублей.

Однако, цена независимой экспертизы такого типа может меняться, в зависимости от количества предоставляемых документов (перечисленных в предыдущем разделе), срочности и объема работы.

Трасологическую экспертизу проводят в следующих случаях:

  • надо восстановить действия водителей – участников ДТП;
  • виновник аварии скрылся с места происшествия;
  • нужно доказать вину пешехода или автомобилиста в создании на дороге аварийной ситуации;
  • нанесен ущерб жизни, здоровью участников аварии;
  • невиновного пытаются обвинить в аварии;
  • страховая фирма отказывается оплачивать ремонт машины или выделяет малую сумму;
  • надо выяснить, присутствовал ли автомобиль на месте ДТП.

Трасологическая экспертиза решает вопросы:

  • какому транспорту принадлежит след, оставленный на месте ДТП;
  • все ли детали, обнаруженные поблизости от автокатастрофы, принадлежат конкретному автомобилю;
  • какова была очередность столкновения машин;
  • каков механизм ДТП;
  • какому транспорту принадлежат частички краски и стекла, замеченные на месте аварии;
  • подтверждается ли версия столкновения двух авто на базе имеющихся следов деформации;
  • как характеризуется место аварии;
  • кто из лиц, представленных в постановлении, управлял машиной;
  • где находится место столкновения;
  • какими частями автомобили контактировали при столкновении;
  • в каком положении был транспорт на момент аварии;
  • каким скоростным темпом двигалась машина;
  • в каком направлении двигались участники ДТП после удара.

Это часть вопросов, на которые отвечает трасологическая экспертиза. Перечень зависит от целей, задач, количества анализируемых объектов.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область
7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область

Звонок бесплатный!

Трасологическая экспертиза проводится сразу после аварии или по происшествии некоторого времени. Порядок осуществления трасологической экспертизы при ДТП специалистом:

  • сбор следов аварии и их фиксация;
  • лабораторное исследование следов при использовании спецоборудования;
  • оценка полученных результатов;
  • оформление официального заключения.

Документы и материалы, нужные для осуществления трасологической экспертизы ДТП:

  • копия документа о прохождении транспортного обслуживания;
  • бумага, подтверждающая право владения машиной;
  • схема ДТП;
  • справка об аварии;
  • протокол;
  • имеющиеся в наличии фото и видео.

Иногда эксперту требуется дополнительная информация о замене запчастей машины, покраске, ремонте транспорта. Специалист сообщает лично о том, какие нужны сведения. Заключение готовится 3-5 дней.

Такая экспертиза призвана решать огромный ряд вопросов, начиная с причин до ДТП и заканчивая последствиями. Она может установить, точно ли повреждения нанесены в период ДТП или же он были до этого события.

Сама по себе трасологическая экспертиза – очень широкое понятие, которое охватывает множество ситуаций, случившихся не только на дороге. Исключительно ситуации по ДТП разбирает транспортно-трасологический отдел. В ее обязанности входит разбор и изучение следов, которые являются следствием какого-либо взаимодействия с транспортными средствами.

Таким образом, экспертиза может точно определить виновника ДТП и восстановит все детали случившегося.

Кто является объектом трасологической экспертизы? Объекты трасологической экспертизы – это транспортные средства, которые изучаются экспертами на предмет создания ДТП или каким-то действием повлияли на исход ситуации.

Для изучения следов службу могут вызвать во множестве различных ситуаций, все их перечислить весьма затруднительно, но можно выделить основные, встречающиеся на практике, причины:

  1. Пострадавшие заявители могут необоснованно потребовать штраф от возможного виновника, указав на повреждения автомобиля, которые уже были на нем до совершения ДТП. Такой ситуацией очень любят пользоваться мошенники. Определить, действительно ли вмятина, царапина является следствием ДТП или она была еще до ситуации, может транспортно-трасологическая экспертиза. Она сопоставит события, которые были перед происшествием и разъяснит возможность данного события с последствиями.
  2. Отказ от страховщика может получить каждый пострадавший, так как подобные органы не всегда хотят выплачивать деньги, если этого можно избежать. Решить спор и доказать наличие страхового случая также может независимая служба экспертов.
  3. Споры по определению виновника – практически обычай на дороге. И если этот конфликт не решается между водителями, вызывается эксперт, который изучит ситуацию и определит настоящего виновника ситуации.
  4. Неправомерные обвинения в суде может помочь оправдать судебно-трасологическая экспертиза. Она изучает место происшествия и собирает доказательства невиновности участника дорожного движения и предоставляет необходимые документы при рассмотрении дела.

Чтобы независимые эксперты смогли сопоставить картину происшествия, им нужно предоставить максимальное количество информации. Это поможет в точности смоделировать схему ДТП и определит, как двигались его участники.

Проведение экспертизы подразумевает наличие определенного пакета заключений и материалов дела.

Прочитайте также:  Ходатайство следователю о проведении экспертизы образец

Методика трасологической экспертизы сводится к изучению следующих документов и материалов:

  1. Составленная участниками ДТП или полицией схема ситуации;
  2. Протокол, составленный правоохранительными органами;
  3. Фотоматериалы эксперта с места ДТП;
  4. Автомобили, попавшие в ДТП для изучения повреждений;
  5. Видео и фото с транспортных средств (при наличии регистратора);
  6. Протокол проверки технического состояния авто;
  7. Справка о совершенном происшествии.

Весь перечень документов не является обязательным, но если ситуация очень тяжелая, тогда может понадобиться больше материалов.

Во сколько обойдется экспертиза

  • четкое ограничение места наезда или столкновения;
  • определения взаиморасположения всех участников дорожного движения, направления самого удара и траектории перемещения объектов после столкновения;
  • воссоздание механизма ДТП;
  • устная или письменная фиксация объяснений клиента;
  • тщательное изучение предоставленных по факту экспертизы документов — акт от ГИБДД, официальный отказ оплаты страховки, полезные фотоматериалы и предметы с места аварии;
  • составление трасологического заключения.

Таким образом, автотехническая экспертиза является универсальным в своем роде независимым методом анализа всех факторов дорожного происшествия.

Таким образом, для проведения данного исследования экспертам необходимо предоставить:

  • Все материалы, которые были составлены сотрудниками ГИБДД при выезде на место дорожно-транспортного происшествия (протокол, схема, фото-таблицы и др.).
  • Материалы административного, уголовного или судебного дела в рамках гражданско-правового спора.
  • Доступ к транспортным средствам, участвовавшим в аварии.
  • Одежда и обувь лиц, являющихся участниками аварийной ситуации.
  • Техническая документация на автотранспорт, участвовавший в ДТП.

Только специальные познания экспертов в сфере науки и техники могут дать однозначный ответ на все спорные вопросы. Применительно к ДТП, трасологическая экспертиза представляет собой исследование следов контакта и взаимодействия автомашины с дорогой, другим транспортом, иными объектами дорожной инфраструктуры. Объектом исследования экспертов будут автомашины, пострадавшие в результате аварии.

Трасологическая экспертиза при ДТП проводится по следующим направлениям:

    • определение причин повреждений машины, давности их возникновения;
    • определение характера внешних и скрытых повреждений, причинно-следственная связь с аварией;
    • оценка траектории движения, скоростного режима и торможения машин до столкновения, определение места первого удара;
    • определение конкретных действий или бездействия водителей, которые повлекли столкновение;
    • иные вопросы, необходимые для разрешения спора.

Проводят экспертное исследование частные специалисты или организации, состоящие в СРО. Эксперт несет ответственность за объективность и достоверность своих выводов, изложенных в заключении. Если будет выявлено умышленное искажение данных либо ненадлежащее качество экспертных услуг, к ответственности могут привлечь и самого эксперта.

  • Обратиться за консультацией через форму на нашем сайте
  • Или просто позвонить по номеру: 8 800 350-83-65

В большинстве случаев участники аварии могут обойтись без обращения в экспертную организацию. Если отсутствует спор о виновности в ДТП, о характере и размере ущерба, все формальности могут быть соблюдены путем составления Европротокола либо с участием инспектора ГИБДД.

Проведение трасологической экспертизы будет оправдано в следующих случаях:

      • при несогласии с выводами о виновности в ДТП, особенно если это влечет лишение прав или возмещение ущерба пострадавшим;
      • если возникают сомнения, что повреждения машины появились задолго до ДТП (недобросовестный участник ДТП может попытаться получить компенсацию за повреждения, полученные до аварии);
      • если страховщик отказывается признать факт столкновения страховым случаем;
      • если последствия ДТП привели к возбуждению уголовного дела (в этом случае проведение экспертизы может быть обязательным, даже если участник аварии возражает против ее назначения).

В зависимости от ситуации, трасологическая экспертиза авто может проводиться по обращению участников аварии, суда, правоохранительных органов. При несогласии с выводами эксперта, допускается проведение повторного или дополнительного экспертного исследования.

Вопросы для трасологической экспертизы после ДТП определяет инициатор обращения – собственник машины или участник аварии, суд, правоохранительные органы, страховая компания. Законом не ограничено количество вопросов, так как оно зависит от обстоятельств аварии. Например, если вина в столкновении не оспаривается, экспертиза может проводиться только в отношении характера повреждений.

Вне зависимости от поставленных вопросов, выводы эксперта должны быть однозначными, и не допускать расширительного трактования. Если эксперт затрудняется дать однозначный ответ на какой-либо вопрос, он должен указать это в заключении. Для разъяснения выводов, эксперт может вызываться в суд для дачи показаний и обоснования своего заключения.

Проведением экспертиз занимаются частные и государственные организации. Порядок проведения исследования заключается в следующем:

      • принимается решение об обращении к экспертам. Это может сделать непосредственный участник ДТП, суд по ходатайству сторон или по своей инициативе, правоохранительные органы;
      • формируется перечень вопросов, на которые должен ответить эксперт;
      • заключается договор с экспертной организацией, оплачиваются расходы;
      • эксперту передаются вопросы, а также материалы дела, автомобиль для исследования, иные письменные и вещественные доказательства;
      • проводится экспертное исследование автомашины, документов по материалам дела;
      • составляется заключение с выводами по каждому поставленному вопросу;
      • заключение выдается заказчику либо направляется в суд или правоохранительные органы.

Если представить машину для исследования невозможно, эксперт сделает выводы, исходя из поступивших материалов. Однако при изложении выводов в заключении, эксперт обязательно должен указать, что машина на обследование не представлялась.

Срок проведения экспертиз может определяться договором либо по закону. При рассмотрении дела в судебном процессе, срок на проведение экспертных действий будет определен в постановлении суда, однако не может превышать 45 дней. Продление этого срока возможно по ходатайству эксперта, если необходимы дополнительные мероприятия.

Стоимость экспертных исследований не определена законом, так как зависит от множества факторов. На практике, оплата услуг эксперта происходит следующим образом:

      • за проведение экспертизы платит ее инициатор, заключающий договор;
      • при назначении экспертизы через суд, расходы может оплатить инициатор ходатайства либо затраты будут возложены на бюджет;
      • после завершения спора, все расходы на экспертные действия взыскиваются с проигравшей стороны.

При заключении договора нужно получить документ, подтверждающий внесение платы. Только в этом случае можно рассчитывать на последующее возмещение расходов с проигравшей стороны.

Для проведения трасологической экспертизы могут использоваться следующие документы:

      • направление на экспертизу, постановление суда или правоохранительных органов, договор с заказчиком;
      • материалы судебного или уголовного дела;
      • процессуальные документы, составленные на месте аварии (протоколы, схемы, извещения и т.д.);
      • правоустанавливающие документы на машину (свидетельство о регистрации ТС, ПТС).

Итогом работы эксперта будет оформление письменного документа – заключения. В нем должны быть даны ответы на все поставленные вопросы, с обоснованием выводов. В заключение включаются расчеты, схемы, фототаблицы и иные приложения.

При несогласии с выводами эксперта, заинтересованное лицо может предпринять следующие действия:

      • провести по собственной инициативе независимую экспертизу по тем же вопросам;
      • потребовать дополнительной или повторной экспертизы по всем вопросам либо по отдельным спорным моментам;
      • оспорить заключение через суд и признать его недействительным (например, при выявлении прямых нарушений закона со стороны эксперта).

Хотя экспертное заключение является наиболее убедительным доказательством при разрешении спора, стороны могут ссылаться и на иные доводы, документы, материалы. Суд должен рассмотреть такие дополнительные доказательства наравне с экспертным заключением.

Трасологическая экспертиза проводится для исследования результатов столкновения машин, определения времени возникновения повреждений и причинно-следственной связи, виновности водителей. Заказать экспертизу могут сами участники аварии, суд, правоохранительные органы, страховая компания. Эксперт должен дать объективный ответ на все поставленные вопросы, а расходы на экспертизу будут взысканы с проигравшей стороны.

Если у вас возникли вопросы или проблемы при проведении трасологической экспертизы после ДТП, обратитесь за помощью к нашим юристам. Чтобы получить консультацию, свяжитесь с нами по телефонам, указанным на сайте, либо оставьте свои вопросы в онлайн-форме.

На самом деле, трасологическая экспертиза, проведённая на месте аварии, помогает разобраться во многих деталях происшествия. Она является отдельным разделом криминалистической науки, посредством которой сотрудники внутренних органов исследуют оставленные на месте ДТП следы. Все собранные материалы впоследствии дополнительно исследуются, устанавливается их отношение к случившемуся.

Дело в том, что трасологическая экспертиза после ДТП помогает внести ясность в произошедшее дорожно-транспортное происшествие, детально изучить ситуацию и определить виновного в аварии. Согласно настоящему исследованию у сотрудников ГИБДД появляется возможность найти точные ответы на множество вопросов, на которые не могут чаще всего ответить даже участники произошедшего.

Посредством экспертизы устанавливаются причины, повлёкшие ДТП, а также их последствия. Кроме того, это исследование устанавливает не только характер повреждений, нанесённых транспортным средствам, но и временной промежуток их появления (устанавливается факт нанесения повреждений в момент ДТП или до него).

Проведение трасологической экспертизы при ДТП необходимо в большинстве ситуаций, которые произошли на дороге и выходят за рамки установленных норм и правил. Всеми происшествиями, в которых участвуют непосредственно транспортные средства и их водители и пассажиры, занимается только транспортно-трасологический отдел.

Его сотрудники занимаются исследованием и изучением оставленных на месте аварии следов, их главной функцией является нахождение непосредственно тех элементов, которые бы могли впоследствии представить перед ними полную картину произошедшего. После того как все детали будут собраны и изучены, а транспортные средства исследованы, экспертиза достоверно определит виновника аварии и восстановит детали произошедшего.

Закон о проведении

  • Прoизвoдствo судебной автотехнической экспертизы в соответствии с определениями судов, постановлениями прокуратуры и подразделений внутренних дел, постановлениями нoтариусoв о назначении независимой автотехнической экспертизы, в соответствии с действующим законодательством РФ.
  • Прoизвoдствo судебных автотехнических экспертиз пo гражданским, арбитражным, уголовным делам и административным правонарушениям.
  • Прoизвoдствo независимой автотехнической экспертизы автомобилей пo заявлениям граждан и юридических лиц, в том числе на договорной длительной основе;
  • консультации пo техническим вопросам производства независимых автотехнических экспертиз автомобилей, в том числе по вопросам целесообразности проведения исследований, формулировки вопросов для получения всестороннего и объективного заключения, отражающего существенные моменты и детали.
  • «Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»:
  • Трасологическая экспертиза.
  •  Исследование следов человека и животных.
  • Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).»
  • Архангельск: АБО «Первая аварийная служба комиссаров» 8 (8182) 23-94-09
  • Брянск: Оценочная компания «Экспертавтотранс» 8 (4832) 41-97-82
  • Владикавказ: «Агентство оценки и экспертизы имущества» 8 (8672) 52-59-20
  • Воронеж: «Экспертно-юридический центр» 8 (473) 278-90-14
  • Ижевск: «Центр независимой оценки и экспертизы» 8 (3412) 57-28-30
  • Иркутск: «Иркутский центр страхования и права» 8 (3952) 66-32-66
  • Калуга: «Единый центр по регулированию убытков» 8 (4842) 40-20-22
  • Каменск Уральский: Автоэкспертиза и автоюристы «Партнер» 8 (922) 208-60-37
  • Комсомольск на Амуре: «Независимая экспертиза и оценка» 8 (914) 176-72-92
  • Кострома: Юридическая компания «Независимая оценка» 8 (4942) 63-00-09
  • Красноярск: Краевой центр помощи пострадавшим при ДТП «Автоэксперт» 8 (391) 271-01-41
  • Курган: Компания «Автооценка 45» 8 (912) 977-79-89
  • Московская область: Компания «РеалЭксперт» 8 (916) 588-53-54
  • Нефтеюганск: Оценочная компания «ПАО Реформа» 8 (3463) 24-92-74
  • Пермь: Независимая служба аварийных комиссаров «Аварком» 8 (342) 259-22-45
  • Подольск: Автоэкспертная компания «Аэнком» — 8 (496) 757-36-43
  • Пятигорск: «Пятигорский центр судебной экспертизы и оценки» 8 (918) 800-10-02
  • Ростов-на-Дону: «Бюро оценки и автоэкспертизы» 8 (863) 272-50-94
  • Рязань: Экспертно-консультационный центр «Независимость» 8 (961) 009-02-41
  • Саратов: «Центр независимой технической экспертизы по Саратовской области» 8 (8452) 28-33-66
  • Смоленск: Консалтинговая компания «ГосСтандартОценка» 8 (4812) 66-46-55
  • Троицк: Независимая оценочная компания «ТимЭксперт» 8 (495) 532-48-15
  • Тула: Компания «Туладорбезопасность» 8 (4872) 71-01-23
  • Тюмень: «Западно-Сибирский центр независимых экспертиз» 8 (3452) 95-05-49
  • Уфа: Оценочная компания «Агидель-оценка» 8 (347) 223-93-93
  • Хабаровск: Региональный центр «Вымпел» 8 (4212) 28-04-78
  • Екатеринбург: Экспертное бюро «Анэкст» 8 (343) 377-01-88
  • Казань: Оценочная фирма «Арбакеш » 8 (843) 273-85-39
  • Краснодар: Оценочное агентство «Малком» 8 (861) 251-62-15
  • Москва: «Автопроф» 8 (495) 970-30-50
  • Нижний Новгород: «РАНЭ-Поволжье» 8 (831) 419-95-24
  • Новосибирск: «Автоправо» 8 (383) 239-35-10
  • Санкт-Петербург: «Центр помощи автомобилисту» 8 (812) 925-08-56
  • Челябинск: «Оценщик 74» 8 (351) 236-10-42

Трасологическая экспертиза – это исследование следов оставленных, как на месте дорожно-транспортного происшествия, так на автомобилях с целью расследовать причины и обстоятельства происшествия. Ведь, в процессе каждой автомобильной аварии остается множество следов. Машины, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные следы: торможения, скольжения и т.д.

Кто заказывает?

Порядок проведения и стоимость трассологическая экспертиза после ДТП

  1. Прежде всего, собственник транспортного средства, являющийся одной из сторон судебного разбирательства, должен ознакомиться с постановлением о назначении проведения такой процедуры. Данный документ содержит сведения об обстоятельствах аварии, протокол осмотра автомобиля, показания свидетелей произошедшего, схема дорожно-транспортного происшествия.
  2. После получения заключения эксперта о проведении исследования, автомобилист должен внимательно изучить данный документ. Важно уточнить, ответил ли специалист на все поставленные перед ним вопросы, нет ли в документе противоречивых фактов. Именно нарушение данных требований является основанием для признания эксперта некомпетентным.
  3. kak-osporit-sudebnuyu-ekspertizu-po-dtp5Для того чтобы оспорить заключение специалиста, необходимо вызвать его на судебное заседание. В ходе рассмотрения дела необходимо будет объяснить ему все причины несогласия с его решением, указать на выявленные несоответствия и неточности. В результате проведения такой беседы судья принимает решение о необходимости или об отказе в проведении повторной экспертизы.
  4. После получения сомнительной или неполной информации, автомобилист должен подать ходатайство о назначении даты для проведения повторного исследования.
  • Подготовительный этап, в рамках которого должны быть собраны все необходимые документы, на основании которых проводится экспертиза.
  • Ознакомление эксперта с представленной документацией.
  • Проведение необходимых действий на непосредственном месте ДТП (фотосъемка, фиксация и измерение следов, изъятие каких-либо частиц и материалов, оставшихся на месте аварии).
  • Визуальный осмотр транспортных средств, участвовавших в происшествии.
  • Детальный осмотр деталей и агрегатов автомобиля (при этом автомобиль может подвергаться частичному разбору, если это необходимо для правильной оценки характера повреждений той или иной детали транспорта).
  • Воссоздание картины аварии (в настоящее время данный этап, как правило, выполняется путем компьютерного моделирования для наглядности).
  • Подготовка отчета по результатам проведенной трасологической экспертизы.

Инициатором проведения данной экспертизы может выступать любой участник аварии, страховая фирма, суд (при наличии судебного спора гражданско-правового характера между участниками ДТП или страховой компанией и ее клиентом), правоохранительные органы (если авария послужила основанием возбуждения уголовного дела).

Полезные советы

  • в спорных ситуациях вызывайте эксперта-трасолога на место ДТП сразу после аварии;
  • не пугайтесь «плохих» результатов, оспаривайте их через суд;
  • издержки на эксперта должен возмещать проигравший в суде;
  • не чините авто до урегулирования всех споров, если есть такая возможность;
  • чётко формулируйте вопросы для эксперта.

Выбор экспертной организации оказывает серьезное влияние на качество экспертизы и достоверность полученных в ходе нее выводов. Прибегать стоит к помощи таких специализированных бюро, которые отвечают следующим критериям:

  • Длительность работы на данном рынке услуг.
  • Юридическое лицо является членом Центра судебной экспертизы.
  • Специалисты экспертного бюро имеют членство в ассоциации оценщиков.
  • Применение в работе компьютерных технологий и лицензионного программного обеспечения.
  • Срок, в течение которого организация готова выполнить работы и предоставить заключение.
  • Наличие прейскуранта на все виды услуг.
  • Наличие официального сайта и контактов для оперативной связи со специалистами.

Кроме того, желательно при наличии возможности ознакомиться с предыдущей работой конкретной организации. Спорные или скандальные заключения заставляют лишний раз задуматься о компетентности и непредвзятости таких экспертов.

Подведём итоги

  • транспортно-трасологическое исследование помогает восстановить механизм столкновения;
  • трасология изучает следы, оставленные при происшествии;
  • эксперт отвечает только на технические вопросы;
  • на основании экспертных выводов суд принимает заключение о виновности того или другого участника ДТП, о признании рассматриваемого случая страховым;
  • результаты экспертизы можно оспорить в суде;
  • в суде может назначаться дополнительная экспертиза.

Подводя короткий итог, хочется сказать, что автолюбитель, которого признали виновным в ДТП, для опровержения таких обвинений может заказать трасологическую экспертизу.

Проведенное исследование выявит виновного в ДТП и тем самым с автовладельца будут сняты необоснованные обвинения.

Удачи вам на дороге!

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector