Заключение лингвистической экспертизы по клевете

Новости судебной экспертизы

  1. По спорным текстам в связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ).
  2. По спорным текстам в связи с уголовными делами:
  3. — по обвинению в клевете (ст. 129 УК РФ); — по обвинению в оскорблении (ст. 130 УК РФ).

  4. По спорным текстам СМИ в связи с уголовными делами по обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды.
  • о форме высказывания, содержащего оспариваемые истцом сведения (утверждение, предположение, мнение, то есть оценочное суждение);
  • характер содержащихся в высказывании оспариваемых истцом сведений (сведения о фактах или событиях или иные суждения);
  • соотносимость содержащихся в высказывании сведений с конкретным гражданином или юридическим лицом.

Цель судебной лингвистической экспертизы – установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, на основе специальных филологических познаний.

  • толкование и разъяснение значений и происхождения слов, словосочетаний, устойчивых фразеологических выражений (идиом);
  • интерпретация основного и дополнительного значений языковой единицы или единицы речи (устной или письменной);
  • толкование положений текста документа для установления того, какие варианты понимания этих положений возможны в современном дискурсе;
  • изучение товарных знаков, словесных обозначений, девизов, слоганов, рекламных текстов, коммерческих, фирменных наименований на предмет их тождественности или сходности до степени смешения с другими обозначениями;
  • изучение текста (фрагмента) с целью выявления его смысловой направленности, модальности пропозиций, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов.
  • объяснение употребления языкового знака с точки зрения плана содержания и плана выражения и т.д.

Предмет судебной лингвистической экспертизы – факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования закономерностей существования и функционирования языка.

Объекты судебной лингвистической экспертизы (тексты, произведения устной или письменной речи, на русском языке):

  • фонограммы, видео- и аудиозаписи
  • газетные и журнальные публикации, выступления в СМИ, в том числе в сети Интернет
  • аудиозаписи
  • произведения устной или письменной речи, зафиксированные на материальном носителе, вещественные доказательства, документы, образцы для сравнительного исследования, материалы дела, по которому проводится судебная экспертиза.

Экспертиза звукозаписей:

  • аудитивный анализ
  • лингвистический анализ
  • инструментальный анализ
  • оценка речевой культуры диктора

Лингвистическая экспертиза текста:

  • лексический анализ
  • морфологический анализ
  • семантический анализ
  • синтаксический анализ
  • грамматический анализ
  • стилистический анализ
  • морфологический анализ

Материалы дела:

  • гражданское дело — в подлиннике или ксерокопиях в полном объеме;
  • уголовное дело: материалы дела, которые имеют непосредственное отношение к предмету экспертного исследования.

Объекты:

  • Если объектами исследований являются письменные тексты (например, газетные или журнальные публикации), на экспертизу должно быть представлено само издание или вырезка из него, содержащая, помимо текста статьи, подлежащего экспертизе, и выходные данные, позволяющие идентифицировать конкретный экземпляр издания (например, газета «Известия» от 25 января 2000 г.). Допустимо представлять ксерокопии исследуемых текстов, достоверность которых подтверждена подписями надлежащих должностных лиц (инициаторов судебно-экспертного исследования). Ксерокопии должны быть хорошего качества, хорошо читаемыми, без изъянов или купюр.
  • Если объект экспертизы — книга (например, при подозрении в плагиате или контрафактной продукции), на экспертизу она представляется в упаковке, опечатанной печатями лица или органа, назначившего экспертизу.
  • Если объект экспертизы — звучащая речь (выступления на митинге, на собрании, интервью и т.д.), на лингвистическую экспертизу представляется фонограмма или видеофонограмма, приобщенная к материалам дела в упакованном и опечатанном виде. В случаях представления не оригинала, а рабочей копии факт изготовления копии и представления ее на экспертизу должен быть отражен в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Изготовленная копия фонограммы должна быть процессуально оформлена и приобщена к делу в качестве производного вещественного доказательства. При назначении лингвистической экспертизы устного текста представление на экспертизу самой фонограммы обязательно. Недопустимо проводить лингвистическую экспертизу только на основе расшифровки или распечатки стенограммы.

Образцы для сравнительного исследования могут потребоваться для решения таких вопросов, как установление авторства спорного текста, решения диагностических вопросов (установление факта необычных условий порождения письменного или устного текста, определение необычного эмоционального состояния его автора и т.д.).

Сравнительные образцы могут быть свободными, условно свободными, и экспериментальными. Все образцы, направляемые на экспертизу, должны быть необходимого качества и количества.

  1. По спорным текстам в связи с гражданскими
    делами о защите чести, достоинства и деловой
    репутации (ст. 152 ГК РФ).
  2. По спорным текстам в связи с уголовными делами:
    — по обвинению в клевете (ст. 129 УК РФ);
    — по обвинению в оскорблении (ст. 130 УК
    РФ).
  3. По спорным текстам СМИ в связи с уголовными
    делами по обвинению в экстремизме, в разжигании
    межнациональной, религиозной вражды.
  • о форме высказывания, содержащего оспариваемые
    истцом сведения (утверждение, предположение,
    мнение, то есть оценочное суждение);
  • характер содержащихся в высказывании оспариваемых
    истцом сведений (сведения о фактах или событиях
    или иные суждения);
  • соотносимость содержащихся в высказывании
    сведений с конкретным гражданином или юридическим
    лицом.

судебной лингвистической экспертизы — установление
обстоятельств, подлежащих доказыванию по
конкретному делу, на основе специальных филологических
познаний.

Задачами лингвистического исследования
могут
являться:

  • толкование и разъяснение значений и происхождения
    слов, словосочетаний, устойчивых фразеологических
    выражений (идиом);
  • интерпретация основного и дополнительного значений языковой единицы или единицы речи (устной или письменной);
  • толкование положений текста документа для
    установления того, какие варианты понимания
    этих положений возможны в современном дискурсе;
  • изучение товарных знаков, словесных обозначений, девизов, слоганов, рекламных текстов, коммерческих, фирменных наименований на предмет их тождественности или сходности до степени смешения с другими обозначениями;
  • изучение текста (фрагмента) с целью выявления его смысловой направленности, модальности пропозиций, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов.
  • объяснение употребления языкового знака с точки зрения плана содержания и плана выражения и т.д.

судебной лингвистической экспертизы — факты
и обстоятельства, устанавливаемые на основе
исследования закономерностей существования
и функционирования языка.

Объекты судебной лингвистической экспертизы (тексты,
произведения устной или письменной
речи,
на русском языке):

  • фонограммы, видео- и аудиозаписи
  • газетные и журнальные публикации, выступления в СМИ, в том числе в сети Интернет
  • аудиозаписи
  • произведения устной или письменной речи, зафиксированные на материальном носителе, вещественные доказательства, документы, образцы для сравнительного исследования, материалы дела, по которому проводится судебная экспертиза.

— аудитивный анализ

— лингвистический анализ

— инструментальный анализ

— оценка речевой культуры диктора

Лингвистическая экспертиза текста:- лексический анализ- морфологический анализ- семантический анализ- синтаксический анализ- грамматический анализ- стилистический анализ- морфологический анализ

экспертиза по делам о клевете стоимость

— гражданское дело — в подлиннике
или ксерокопиях в полном объеме;

— уголовное дело: материалы дела, которые имеют непосредственное отношение к предмету экспертного исследования.

Объекты:- если объектами исследований являются письменные тексты (например, газетные или журнальные публикации),
на экспертизу должно быть представлено само издание или вырезка из него, содержащая, помимо текста статьи, подлежащего
экспертизе, и выходные данные, позволяющие
идентифицировать конкретный экземпляр издания
(например, газета «Известия» от
25 января 2000 г.).

Допустимо представлять ксерокопии исследуемых текстов, достоверность которых
подтверждена подписями надлежащих должностных
лиц (инициаторов судебно-экспертного исследования).
Ксерокопии должны быть хорошего качества,
хорошо читаемыми, без изъянов или купюр.

— если объект экспертизы — книга (например, при подозрении в плагиате или
контрафактной продукции), на экспертизу она
представляется в упаковке, опечатанной печатями
лица или органа, назначившего экспертизу.

— если объект экспертизы — звучащая речь (выступления на митинге, на собрании, интервью
и т.д.), на лингвистическую экспертизу представляется
фонограмма или видеофонограмма, приобщенная к материалам дела в упакованном
и опечатанном виде. В случаях представления
не оригинала, а рабочей копии факт изготовления
копии и представления ее на экспертизу должен
быть отражен в постановлении (определении)
о назначении экспертизы.

ПОЖАРОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

С сентября 2015 года Экспертно-правовой центр
«Регион 70» возобновляет проведение
судебной пожаротехнической экспертизы.
В Центре работает опытный эксперт-пожаротехник.

РЕВОЛЮЦИЯ В АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Экспертно-правовой центр «Регион 70»

единственное экспертное учреждение на данный
момент, осуществляющее расчет скорости движения
автомобилей в ДТП по характеру повреждений!!!

Скрининг персонала

Скрининг (от анг. «to screen» —
«просеивать», «отделять»)
— это проверка кандидата на должность, оценка
работающего персонала с целью выявления факторов
риска, препятствующих нормальному выполнению
своих обязанностей и угрожающих работодателю
и коллективу в целом.

Преимущества скрининговых проверок

1. Минимальные временные
и материальные затраты
(2-3 часа).
2. Тщательная проверка
и получение исчерпывающей
информации о кандидате
или сотруднике.
3. Получение сведений непосредственно
от
кандидатов (сотрудников),
о которых они никогда
не стали бы говорить в
процессе обычного
кадрового собеседования
4. Определение благонадёжности
кадров, выявление
лучших кандидатов на должность.
5. Повышение уровня контроля
и дисциплинированности
сотрудников.
6. Предупреждение хищений,
злоупотреблений
на рабочем месте.
7. Повышение уровня доверия
в коллективе.
8. Абсолютное соответствие
нормам Закона.

Вакансия

Примем на должность эксперта-химика специалиста
с высшим образованием по специальности «химия,
экспертная химия» и прочее, желательно
окончивших ТГУ или ТПУ. Обращайтесь по тел.
(3822) 783-900, 783-901 или пишите на e-mail.
  • При установлении обстоятельств, связанных с унижением чести, достоинства и деловой репутации.
  • При установлении обстоятельств, связанных с экстремистской деятельностью.
  • Для установления степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности и авторских прав.
  • При установлении обстоятельств, связанных с нарушением авторских прав (плагиатом).
  • При установлении обстоятельств, связанных с функционированием рекламной продукции.
  • Для установления смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров и т.д.
  • Для выявления завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах.
  • При установлении обстоятельств, связанных с угрозой или вымогательством.
  • Другие ситуации, требующие специализированных знаний лингвиста.

Типовые вопросы к экспертам-лингвистам

  • Является ли данный язык родным для автора текста, если нет, то какой язык предположительно является для него родным?
  • Носителем какого наречия (диалекта, говора) является автор текста?
  • Является ли творчески-самобытным название, коммерческое имя, товарный знак, слоган, доменное имя?
  • Содержатся ли в данной статье негативные сведения об определенном лице (лицах), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация? Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о нем, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
  • Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанных лицах, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство этого лица, других руководителей данной организации, как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?
  • Подтверждает лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении гражданином (ФИО) действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?
  • Содержит ли данное предложение (цитата) сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство, задевающие, чернящие деловую репутацию физического или юридического лица?
  • В каких фрагментах данной статьи (радиопередачи, видеосюжета) содержится информация о деловой репутации данного юридического лица (общественной организации, организации, фирмы)?
  • Если сведения, изложенные в статье (радиопередаче, видеосюжете), не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию истца (гражданина, организации)?
  • Являются ли сведения, изложенные в данном абзаце (цитата), утверждениями о фактах (если да, то каких) или мнением автора (журналиста, редакции) статьи (радиопередачи, видеосюжета)?
  • Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения о каких-либо конкретных фактах нарушения гражданином (ФИО) действующего законодательства или моральных принципов (о совершении уголовно или административно наказуемого деяния, неправильном поведении в трудовом коллективе, в быту), иные сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию данного гражданина?
  • Есть ли в тексте высказывания о фактах, не имевших места в действительности, но формирующих о гражданине (ФИО) ложное, не соответствующее действительности представление?
  • Имеются ли высказывания, позорящие гражданина (ФИО), содержащие измышления о конкретных фактах, поддающихся проверке и касающихся именно данного лица?
  • Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения, приписывающие гражданину (ФИО) незаконные или аморальные действия, вызывающие явное или неявное осуждение со стороны окружающих?
  • Содержатся ли в исследуемых текстах высказывания в форме утверждения о совершении гражданином (ФИО) деяний, предусмотренных УК?
  • Какие типы лексики современного русского языка относятся к оскорбительной лексике?
  • Содержатся ли в предложении (цитате) слова, словосочетания или фразы, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?
  • Носят ли высказывания (цитата), относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?
  • Имеется ли в высказываниях (цитате) отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе? Если имеется, то выражена ли такая отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
  • Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)?
  • Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство?
  • Имеются ли в тексте фразы, направленные на унижение личного достоинства гражданина (ФИО), высказанные в позорящей его, неприличной форме?
  • Имеются ли в сюжетах, показанных данной телекомпанией (воспроизведенных радиостанцией, текстах, опубликованных в прессе), слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями?
  • Имеются ли высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению не к отдельным представителям, а ко всей этнической группе? Если да, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения и т. п.?
  • Является ли автором высказываний, содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, конфессиональной или социальной группы, редакционная коллегия, или высказывания с отрицательной оценкой даны в виде цитат, персональных мнений респондентов, личного мнения комментатора, корреспондента или каких-либо официальных лиц?
  • Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности, конфессии или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?
  • Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности, конфессии, расы?
  • Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической, конфессиональной или социальной группы?
  • Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной группы за счет другой?
  • Имеются ли высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям одной этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям действий, негативно оцениваемых современной российской культурой?
  • Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации, расы и неполноценности, порочности другой?
  • Есть ли высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу?
  • Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой?
  • Есть ли высказывания об изначальной враждебности, о враждебных намерениях какой-либо нации в целом?
  • Есть ли высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной этнической группы по отношению к какой-либо другой?
  • Есть ли высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной, конфессиональной или этнической группы?
  • Имеются ли высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической группы?
  • Имеются ли высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению конституционных прав и свобод граждан каких-либо этнических, конфессиональных или социальных групп?
  • Имеются ли высказывания с призывами дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по национальному, конфессиональному или иному социальному признаку?
  • Составлен ли данный документ лицом, обладающим навыками научного (публицистического, делового и проч.) стиля письменной речи?
  • В каком значении употреблено слово (цитата) в контексте данного абзаца или предложения (цитата) в статье, опубликованной в печатном издании (название)?
  • Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические и стилистические особенности текста публикации (название)?
  • Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?

7 (495) 127-09-35 7 (916) 435-72-27

Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!

С Уважением,Коллектив ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОГО ЦЕНТРА «TOP EXPERT».

  1. Содержит ли представленный на исследование текст негативные сведения о конкретном лице (ФИО лица или наименование юридического лица)?
  2. Содержатся ли в представленном на исследование тексте сведения о совершении гражданином противоправных действий, осуждаемых обществом?
  3. В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация о лице?
  4. В какой форме выражены исследуемые высказывания – утверждения, предположения, мнения, оценки или вопроса?
  5. Имеют ли исследуемые высказывания неприличную форму?
  6. В каком значении употреблено высказывание (слово, словосочетание) в тексте публикации?
  • Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения о каких-либо конкретных фактах, иные сведения, квалифицируемые как порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию данного гражданина?
  • Имеются ли в предоставленных статьях сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гражданина, подрывающие его репутацию по сравнению с тем уровнем, которому (как следует из искового заявления) стремится соответствовать в обществе истец (ФИО)?
  • Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения, приписывающие истцу незаконные или аморальные действия, вызывающие явное или неявное осуждение со стороны окружающих?
  • Содержатся ли в исследуемых текстах высказывания в форме утверждения о совершении гражданином (ФИО) деяний, предусмотренных УК РФ, преступлений?
  • Есть ли в тексте высказывания о фактах, не имевших места в действительности, но формирующих о гражданине (ФИО) ложное, не соответствующее действительности представление?
  • Имеются ли высказывания, позорящие гражданина (ФИО), содержащие измышления о конкретных фактах, поддающихся проверке и касающихся именно гражданина (ФИО)?
  1. Содержатся ли в статье … выпуска № … (2009 г.) журнала «…» негативные сведения о … (ФИО), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
  2. Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о …, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
  3. Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанных лицах, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство … (ФИО) либо других руководителей «…», как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?
  4. Подтверждает ли лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении г-ном … (ФИО) действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?
  5. В каких фрагментах статьи «…» (название) содержится информация о деловой репутации юридического лица/ общественной организации/ фирмы/ учреждения «…» (название)?
  6. В каком значении употреблено слово «…» в … контексте абзаца «…»/ предложения: «…» в статье, опубликованной в …?
  7. Содержит ли предложение «…» сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гр-на …, задевающие, чернящие деловую репутацию истца (физического или юридического лица)?
  8. Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические и стилистические особенности текста публикации «…»?
  9. Если сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию истца (гражданина, предприятия «…»)?
  10. Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
  11. Являются ли сведения, изложенные в абзаце …: «…», утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора статьи (журналиста, редакции)?
  1. Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения о каких-либо конкретных фактах нарушения гражданином … действующего законодательства или моральных принципов (о совершении уголовно или административно наказуемого деяния, правонарушения, преступления, неправильном поведении в трудовом коллективе, в быту), иные сведения, квалифицируемые как порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию данного гражданина?
  2. Имеются ли в предоставленных статьях сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гражданина, подрывающие его репутацию по сравнению с тем уровнем, которому (как следует из искового заявления) стремится соответствовать в обществе истец (ФИО)?
  3. Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения, приписывающие истцу незаконные или аморальные действия, вызывающие явное или неявное осуждение со стороны окружающих?
  4. Содержатся ли в исследуемых текстах высказывания в форме утверждения о совершении гражданином (ФИО) деяний, предусмотренных УК РФ, преступлений?
  5. Есть ли в тексте высказывания о фактах, не имевших места в действительности, но формирующих о гражданине (ФИО) ложное, не соответствующее действительности представление?
  6. Имеются ли высказывания, позорящие гражданина (ФИО), содержащие измышления о конкретных фактах, поддающихся проверке и касающихся именно гражданина (ФИО)?
  1. Какие типы лексики современного русского языка относятся к оскорбительной лексике?
  2. Содержатся ли в предложении «…» слова, словосочетания или фразы, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?
  3. Носят ли высказывания …, относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?
  4. Имеется ли в высказываниях … отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе?
  5. Если имеется, то выражена ли такая отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
  6. Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)?
  7. Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство?
  8. Имеются ли в тексте фразы, направленные на унижение личного достоинства человека (ФИО), высказанные в позорящей его, неприличной форме?
  9. Присутствуют ли в тексте негативные высказывания об истце, то есть субъективные оценки, мнения, негативно характеризующие истца?
  10. Адресованы ли эти высказывания лично истцу?
  11. Какие сведения содержат негативные высказывания — о конкретных фактах или событиях, действиях (типа «N ворует», «N хамит»), либо дают обобщенную субъективную оценку личности истца в целом (типа «N — вор», «N — преступник», «N — хам», «N — проститутка»)?
  12. Используется ли в этих высказываниях оскорбительная лексика и фразеология?

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ,используемые при проведении лингвистических
экспертиз.

Лингвистическая экспертиза по делам об оскорблении, клевете, защите чести достоинства и деловой репутации

Досудебная

Судебная

Экспертиза по оскорблениям, делам о клевете, защите чести достоинства и деловой репутации

от 15 000 ₽

от 20 000 ₽

Интерпретация слов и высказываний в контексте публикации

от 10 000 ₽

от 15 000 ₽

Рецензия на экспертизу по оскорблениям, делам о клевете, защите чести достоинства и деловой репутации. Срок – 7-10 рабочих дней

от 25 000 ₽

Консультация эксперта в офисе с изучением документов без заказа экспертизы

3 000 ₽

Консультация эксперта в офисе с изучением документов при заказе экспертизы

Бесплатно

Консультация эксперта по телефону

Бесплатно

Срок проведения лингвистической экспертизы

5 — 20 рабочих дней

Наименование услуги Цена, в рублях Сроки Результат
Лингвистическая экспертиза по делам о клевете от 15 000 рублей 7-14 дней, 2-3 срочная письменное заключение
  • оценка предоставляемой информации, в формах оскорбления, лжи, иных форм негативных
    высказываний;
  • экспертное мнение о нанесенных психологических, других травмах, последствий для
    основной деятельности лица, группы лиц;
  • четкое указание на конкретные факты.
  • работа проводится в самые короткие временные промежутки;
  • выполняется заключение лучшими специалистами, которые квалификацию и опыт по
    данной специфике;
  • помощь на судебных заседаниях, юридическое сопровождение, разъяснение данных,
    указанных в заключении.

— (лат.Linqua — язык) учение о языке, исследующее
закономерности его структуры, функционирования
и развития, включающее сравнение отдельных
языков с целью выявления генетических и типологических
связей между ними.

Аллюзия — литературный намек на известный исторический,
легендарный или бытовой факт, который создает
обобщенный подтекст; отсылка в тексте к другим
событиям, как правило, известным всем носителям
из опыта, из фоновых знаний (знания носителей
языка национальных обычаев, традиций, реалий).

Аллюзия достигает цели только в том случае,
если она вызывает определенные ассоциации,
или реминисценции, у читающего (слушающего,
зрителя). Аллюзия не может быть предметом
разбирательства в спорном тексте, так как
связана с восприятием (см. намек).

Анафорические связи в тексте — отношения между частями текста (между
словами, словосочетаниями, высказываниями),
при которых в смысл одного слова
(словосочетания,
высказывания) входит отсылка
к другому слову
(словосочетанию, высказыванию).

Лингвинистическая экспертиза, экспертиза текста.

Чаще всего
в спорных текстах эксперты сталкиваются
с
анафорическим употреблением местоимений.
Например: Петров брал взятки,
но ему всегда
было мало денег — во второй части
предложения
местоимением ему поименован Петров,
названный
в первой части предложения.

Бранные слова, брань — грубые, оскорбительные слова, ругань;
инвективная лексика, оскорбление, ругательство;
обсценная лексика; в словарях бранные слова
могут иметь помету бран. Например: дерьмо
— 2. перен. О ком-чем-нибудь негодном, гадком
(бран.) (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.

Толковый
словарь русского языка. М., 1998, с. 162);
сволочь (прост. бран.) Негодяй, мерзавец.
2. Собир. Сброд, подлые люди (там же, с.
705). Важно обратить внимание, что слова,
имеющие такие пометы, могут употребляться
и как междометия, для усиления экспрессии.

Вербальный — выраженный словами, словесный.

Вопросительные предложения — такие предложения утвердительными не являются.
Постановка вопросительного знака,
как правило,
связана с тем, что данное предложение
содержит
в себе вопрос — особую форму
рассуждения,
не являющуюся суждением о чем-либо,
то есть
не содержащую ни утверждения,
ни отрицания
чего-либо.

Исключение — отдельные
разновидности
вопросительного предложения,
которые могут
выражать утверждение или отрицание:
а) вопросительно-отрицательное
предложение, в котором под видом
вопроса
выражается отрицание;

Восприятие направленности текста — понимание текста (передачи) читателями
(зрителями). Восприятие не может быть предметом
лингвистической экспертизы по делам о защите
чести, достоинства и деловой репутации, так
как спорным в таких разбирательствах является
текст, а не его восприятие.

Высказывание — наименьшая речевая единица, передающая
относительно законченный фрагмент информации,
сведений и лингвистически оформленная как
предложение полной или неполной структуры.
Синонимы термина высказывание: предложение,
фраза, выражение.

Деловая репутация — приобретаемая положительная или отрицательная
общественная оценка деловых качеств лица,
организации (учреждения, фирмы). Защищают,
конечно, положительную деловую репутацию.
Деловая репутация представляет собой набор
качеств и оценок, с которыми их носитель
ассоциируется в глазах своих контрагентов,
клиентов, потребителей, коллег по работе,
поклонников (например, для шоу-бизнеса),
избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется
среди других профессионалов в этой области
деятельности.

Важно, что это лицо может быть как физическим, так и юридическим. Унижение или умаление деловой репутации может происходить независимо от истинности или неистинности распространяемых о соответствующем лице сведений (п. 3 ст. 152 ГК РФ). В некоторых случаях деловую репутацию отождествляют с авторитетом.

Достоинство — сопровождающееся положительной оценкой
лица отражение его качества в собственном
сознании. В отличие от чести достоинство
— это не просто оценка соответствия своей
личности и своих поступков социальным или
моральным нормам, но прежде всего ощущение
своей ценности как человека вообще (человеческое
достоинство), как конкретной личности (личное
достоинство), как представителя определенной
социальной группы или общности (например,
профессиональное достоинство), ценности самой
этой общности (например, национальное достоинство).

Достоинство (но не честь) фигурирует в ст. 1 Конституции Российской Федерации как абсолютно неотъемлемая и охраняемая государством ценность. Часть 1 ст. 21 Конституции России гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Достоинство — это положительное мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки. В правовом плане можно говорить об умалении достоинства.

Затекстовая форма подачи информации — информация об аспекте (аспектах) события,
в тексте непосредственно (вербально) не выраженная;
вместе с тем предполагается, что и говорящий,
и слушающий (зритель) знают эту информацию.

Инвективная лексика (инвектива от лат. invectiva (oratio) —
бранная речь) — лексика, употребление которой
содержит намерение оскорбить или унизить
адресата речи или третье лицо. Ср.: неинвективная
лексика. К инвективной лексике относятся
прежде всего слова и выражения, употребление
которых в общении нарушает нормы общественной
морали.

Это могут быть как слова жаргонные,
диалектные, просторечные, так и слова, относящиеся
к собственно литературному языку (употребление
литературных слов типа подлец, мерзавец в
конкретной ситуации общения противоречит
нормам общественной морали в не меньшей степени).

Инвективная лексика всегда характеризуется
национальной специфичностью: «Японская
инвектива типа дурак! звучит очень оскорбительно,
и японцу безразлично, что в других культурах
та же инвектива выглядит относительно невинно»
(Жельвис В.И. Инвективная стратегия как национально-специфическая
характеристика// Этнопсихолингвистика. М.,
1988, с. 108).

Интерпретация — истолкование, раскрытие смысла, содержания
чего-нибудь.

Информация (сведения) — совокупность языковых высказываний
о мире, событиях и о положении дел, об отношении
отправителя информации к этим событиям. За
пределами данного понятия информации остаются
высказывания, направленные на изменение положения
дел в мире (приказы, иные распорядительные
документы).

Информация может быть: фактологической
— о конкретных ситуациях, происшествиях или
событиях, о поступках или поведении физического
лица, о деятельности лица юридического; обобщающей
— о типичных событиях, типичном поведении
типичных представителей каких-либо групп,
о житейских обычаях;

оценочной — о качествах и поступках людей, о ситуациях или событиях, которые в какой-либо картине мира, в какой-либо ценностной системе описываются как хорошие или плохие (в конкретных разновидностях добра или зла: сенсорного, рационального, эмоционального, социального, утилитарного, этического, эстетического); концептуальной — теоретико-аналитическая информация о природных или социальных закономерностях, директивная — организующая поведение людей.

Чем лингвистическая экспертиза по оскорблениям вам полезна и что она исследует?

  • Лингвистическая экспертиза позволит установить актуальное значение слова, словосочетания и высказывания в современном дискурсе и в рамках конкретного использования;
  • Лингвистическая экспертиза позволит определить, унижает ли представленная ли в тексте информация честь и достоинство гражданина, умаляет ли деловую репутацию юридического лица;
  • Лингвистическая экспертиза позволит установить факт клеветы и оскорбления.

Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ст. 5.61 КоАП РФ). В рамках лингвистической экспертизы устанавливается:

  1. Сообщение негативных сведений (дача отрицательной характеристики физического или юридического лица с точки зрения здравого смысла, морали или с правовой точки зрения).
  2. Отнесенность (имеется указание на конкретное лицо).
  3. Неприличная форма высказывания.

В законе отсутствует понятие «неприличная форма», однако данный пробел восполняет методическая литература. Так, в определённом контексте неприличный характер могут иметь следующие слова и выражения:

  • обозначающие антиобщественную, социально осуждаемую деятельность: мошенник, жулик, проститутка.
  • с ярко выраженной негативной оценкой, также обозначающие социально осуждаемую деятельность или позицию характеризуемого: расист, двурушник, предатель, пиночет.
  • Названия некоторых профессий, употребляемые в переносном значении: палач, мясник.
  • Зоосемантические метафоры, отсылающие к названиям животных и подчеркивающие какие-либо отрицательные свойства человека: нечистоплотность или неблагодарность (свинья), глупость (осел), неповоротливость, неуклюжесть (корова) и т.п.
  • Глаголы с осуждающим значением или прямой негативной оценкой: хапнуть.
  • Слова, содержащие экспрессивную негативную оценку поведения человека, свойств его личности и т.п., без отношения к указанию на конкретную деятельность или позицию: негодяй, мерзавец, хам.
  • Эвфемизмы для слов первого разряда, сохраняющие тем не менее их негативно-оценочный характер: женщина легкого поведения, интердевочка.
  • Специальные негативно-оценочные каламбурные образования: коммуняки, дерьмократы, прихватизаторы.
  • Нецензурные слова в качестве характеристики лица.
  • Сравнение с одиозными историческими и литературными персонажами: Пиночет, Гитлер и т.д.

☆Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. — «Проспект», 2010 г.

Таким образом, по делам об оскорблении перед экспертом можно поставить следующие вопросы:

  1. Имеются ли в исследуемом тексте негативные сведения о лице?
  2. Если в исследуемом тексте имеются негативные сведения о лице, то имеют ли анализируемые высказывания неприличную форму?

Цена на проведение лингвистической экспертизы по делам о клевете

Информация, высказанная в качестве клеветы, носит конкретный, ярко выраженный характер, несодержит оценочных суждений и мнений. Факт клеветы, считается признанным, если ложнаяинформация известна одному и более человеку.На момент анализа выявляют слова и словосочетания, несущие в себе оскорбления лица частного,социального, другого характера, с выраженной окраской эмоциональных всплесков, с указаниемна события и факты личной жизни, общественной, профессиональной деятельности.заказать экспертизу

Уголовный кодекс дает следующее определение данному деянию: клевета – это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 128.1 УК РФ). При исследовании текстов эксперт не дает юридической квалификации данного деяния, а выявляет три речевых признака:

  1. Сообщение негативных сведений (дача отрицательной характеристики лица с точки зрения здравого смысла, морали или с правовой точки зрения);
  2. Отнесенность (имеется указание на конкретное лицо);
  3. Сообщение в форме утверждения (высказывание, подающее истинное положение дел, которое может быть проверено на соответствие действительности).

Пример:Гражданин Н. дает взятку. Данное высказывание обладает тремя признаками клеветы:

  1. имеются негативные сведения: дача взятки является уголовным преступлением;
  2. отнесенность: имеется прямое указание на субъекта действия;
  3. высказывание является утверждением, т.к. глагол выражен в изъявительном наклонении, и маркеры мнения, предположения отсутствуют.

В том случае если высказывание будет звучать: «Гражданин Н. возможно дает взятки», то формой подачи уже будет являться предположение за счет употребления наречия «возможно», т.е. неточно. «Мне кажется, гражданин Н. дает взятки» — мнение, «Гражданин Н. дает взятки?» — вопрос.

При проведении лингвистической экспертизы очень важно правильно определение сведений в форме утверждений и оценочных суждений.

Таким образом, по делам о клевете перед экспертом можно поставить следующие вопросы:

  1. Имеются ли в исследуемом тексте негативные сведения о лице, его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения и какова их смысловая направленность?
  2. Если в исследуемом тексте имеются негативные сведения о лице, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, предположения, вопроса?

Честь – оценка деятельности человека коллективом, обществом, признание его заслуг, качеств.

Достоинство — отражение этой оценки в сознании человека, самооценка личности, основанная на его оценке обществом.

Деловая репутация — мнение общества о деловых, профессиональных качествах человека или организации в сфере производственной, торговой или иных видов деятельности, в которых они участвуют.

Защита, чести достоинства и деловой репутации предусмотрена ст. 152 ГК РФ.

Сообщение негативных сведений о лице или организации;

  1. Отнесенность;
  2. Фактологический характер;
  3. Публичный характер;
  4. Порочащий характер;
  5. Несоответствие сведений действительности.

В то же время эксперт в рамках лингвистической экспертизы может диагностировать только три речевых признака:

  1. Сообщение негативных сведений (дача отрицательной характеристики физического или юридического лица с точки зрения здравого смысла, морали или с правовой точки зрения);
  2. Отнесенность (имеется указание на конкретное лицо);
  3. Сообщение в форме утверждения (высказывание, подающее истинное положение дел, которое может быть проверено на соответствие действительности).

Задачи лингвистической экспертизы по делам о защиты чести, достоинства и деловой репутации и по клевете тождественны и не отличаются друг от друга.

Таким образом, по делам о защите, чести достоинства и деловой репутации перед экспертом можно поставить следующие вопросы:

  1. Имеются ли в исследуемом тексте негативные сведения о физическом или юридическом лице, его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения и какова их смысловая направленность?
  2. Если в исследуемом тексте имеются негативные сведения о физическом или юридическом лице, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, предположения, вопроса?
Прочитайте также:  Как восстановить права после лишения? Возврат прав после лишения за пьянку.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector